Таможенная расписка

Что включают в себя таможенные платежи?

Таможенные платежи — общее понятие, которое используется для обобщения финансовых операций и выплат при экспорте или импорте товаров. Что входит в это понятие?

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Пошлины

Таможенные пошлины представляют собой обязательную для всех участников ВЭД выплату. Она взимается государственными органами при экспорте или импорте продукции через границу государства.

К основным пошлинам для участников ВЭД относят:

  • Ввозные.
  • Вывозные.

Сборы на таможне

Такие платежи взимаются в следующих случаях:

  • в качестве платы за оформление продукта на таможне;
  • за пребывание продуктов на таможенном складе;
  • за таможенное сопровождение и т. д.

Таможенные платежи оплачиваются при экспорте или импорте товаров.

Акцизы

Такие взносы взимаются при перевозке продуктов и товаров массового потребления, список которых установлен Законодательством Российской Федерации.

181 статья Налогового Кодекса содержит в себе всю необходимую информацию о подакцизных продуктах.

НДС

НДС — налог на добавленную стоимость. Эта выплата должна быть осуществлена до выпуска продукции с таможни. Для расчёта НДС используются следующие показатели:

  • таможенная стоимость транспортируемой продукции;
  • акциз;
  • действующая ставка;
  • размер таможенной пошлины, который подлежит к уплате.

Для вычисления налога на добавленную стоимость необходимо сложить стоимость продукта, акциз и пошлину. Получившееся число нужно умножить на действующую ставку.

Что не относится к таможенным платежам?

Платежи, взимающиеся с участников внешнеэкономической деятельности:

  • Специальные. Некоторые ввозимые в страну товары могут негативно повлиять на отечественное производство, снизив его рентабельность. Такой вид пошлин защищает российских производителей от банкротства.
  • Антидемпинговые. Предотвращают продажу товаров, привезённых из-за границы, по демпинговым ценам.
  • Компенсационные. Они взимаются только в том случае, когда в процессе производства или транспортировки продукции были использованы субсидии.

Взимание этих видов пошлин осуществляется в особом порядке согласно действующему Законодательству.

Проводки и оперативные счета учёта таможенных платежей за экспорт

Что такое проводки? Это бухгалтерский термин, который означает регистрацию различных изменений состояния того или иного товара в документации.

На какой счёт отнести таможенные платежи при экспорте продукции? При вывозе товара за территорию государства процедуры списываются со счёта 90, субсчёта 5 на счёт 76. Процедура оформляется проводкой Д90/5 К76.

Как правило, при экспорте продукции ставка на НДС составляет 0 %. Иными словами, участник ВЭД получает возмещение из государственного бюджета за погашение данного платежа. Но существуют некоторые исключения для подобных случаев:

  • продажа и поставка продукции осуществляется в Республику Беларусь;
  • вывоз нефтепродуктов.

Чтобы получить возмещение по расходам на оплату НДС, необходимо предоставить государственному органу следующие основные документы:

  • контракт, заключенный между участником ВЭД и иностранным представителем;
  • документ из банковской организации о проведении финансовой операции;
  • грузовая таможенная декларация.

Плательщик должен обязательно соблюдать сроки подачи документов. Они составляют 180 дней после составления декларации.

После предоставления таможенному органу необходимого пакета документов возврат НДС осуществляется в течение 3 календарных месяцев.

На какие счета отнести оплату импортных операций

Декларация транспортируемых на территорию государства товаров должна быть осуществлена в строго установленные Законодательством РФ сроки. Они составляют 15 дней после дня подачи продукции и необходимых транспортных средств.

При импорте взимаются следующие виды платежей:

  • таможенная пошлина;
  • акцизы;
  • сборы, необходимые для погашения затрат на таможенное оформление;
  • налог на добавленную стоимость (в отличие от экспортных операций).

Плательщик должен своевременно погасить все эти выплаты. Сроки уплаты таможенных платежей — до составления декларации или одновременно с её подачей. Но должны соблюдаться стандартные сроки — не позднее 15 календарных дней после поступления продукции на территорию таможенного органа.

Счёт учёта платежей при импорте может меняться в зависимости от типа перевозимой продукции:

  • Если транспортируются материалы, то проводка на авансовый платёж для таможни — Д15 К76.
  • Если транспортируются товары, то проводка — Д41 К76.

Все подлежащие к оплате участником ВЭД таможенные платежи выражены в той же валюте, что и таможенная стоимость импортируемой продукции.

Для того чтобы перевозка груза через границу прошла без проблем, необходимо выполнить расчёт таможенной пошлины и сборов правильно. Участнику ВЭД стоит научиться высчитывать платежи самостоятельно.
Информация о видах платежей в таможенной декларации в этой статье. Это обязательные выплаты для проведения экспортно/импортных операций.

НДС при импорте

Особое внимание при учёте импортных операций стоит уделить такому платежу, как налог на добавленную стоимость. Основным отличием импортных операций от экспортных является обязанность налогоплательщика уплатить НДС.

Формула для вычисления этого платежа включает в себя следующие составляющие:

  • акцизы;
  • таможенная стоимость транспортируемой продукции;
  • таможенная пошлина.

Все эти показатели складываются между собой для получения налога на добавленную стоимость.

Проводка на начисление НДС — Д19/3 К68/1. В последующих операциях и процедурах используется обратная этой проводка — Д68/1 К 19/3.

В дополнение смотрите видеоурок «Оприходование импортного товара» в программе 1С:

Итак, уплата таможенных платежей регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза. А НДС и акцизы относятся к налоговым выплатам. Именно поэтому их необходимо строго разделять в бухгалтерском учёте. Он позволяет следить за осуществлением выплат и соблюдением всех установленных Законодательством Российской Федерации сроков их погашения.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Прежде всего, отметим, что такие виды таможенных платежей, как НДС и акциз, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, являются налоговыми платежами. В бухгалтерском учете согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2001 года №94н, для обобщения информации о расчетах с бюджетом предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для учета НДС и акцизов к счету 68 следует открыть соответствующие субсчета. По кредиту данного счета отражаются суммы, причитающиеся к уплате в бюджет, по дебету счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Такие виды таможенных платежей, как таможенные пошлины и таможенные сборы не включены в состав налоговых платежей, так как не поименованы в статье 13 НК РФ. Их уплата регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации. В этой связи отражать суммы таможенных пошлин и сборов на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» нецелесообразно. Согласно плану счетов расчеты по данным платежам можно учитывать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», который предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 – 75. Для учета сумм таможенных пошлин и сборов к счету 76 также необходимо открыть субсчета второго и более высоких порядков.

Учет таможенных платежей при приобретении материально-производственных запасов.

Обратимся к ПБУ 5/01.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и тому подобного при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Частью материально-производственных запасов является также готовая продукция, предназначенная для продажи, и товары, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и также предназначенные для продажи.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, при этом согласно пункту 6 ПБУ 5/01 при приобретении материально-производственных запасов за плату их фактической стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

К фактическим затратам относятся, в частности таможенные пошлины, а также иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Таким образом, таможенные пошлины и сборы, уплаченные организацией при импорте материально-производственных запасов, будут включены в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость приобретенных активов.

В бухгалтерском учете организации суммы таможенных пошлин и налогов при приобретении импортных материально-производственных запасов будут отражаться следующим образом:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Включена в стоимость приобретенного сырья, материалов сумма уплаченной таможенной пошлины, сборов
Включена в стоимость приобретенных товаров сумма уплаченной таможенной пошлины, сборов
Перечислены суммы таможенных пошлин, сборов

В целях налогового учета расходы организации на приобретение сырья, используемого в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующего их основу либо являющегося необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ включаются в состав материальных расходов.

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, в соответствии с пунктом 2 статьи 254 НК РФ определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая, в частности, ввозные таможенные пошлины и сборы, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Таким образом, при приобретении сырья и материалов у иностранного поставщика не будет возникать разницы в формировании первоначальной стоимости в целях бухгалтерского и налогового учета, поскольку суммы таможенных пошлин и сборов в бухгалтерском и налоговом учете будут учитываться в первоначальной стоимости приобретенных сырья и материалов.

При использовании организацией метода начисления в налоговом учете датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья, материалов – в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги).

Если организация приобретает импортные товары, ей следует руководствоваться статьей 320 НК РФ, устанавливающей порядок определения расходов по торговым операциям. В частности, в данной статье сказано, что в течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.

Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Таким образом, организация может выбрать один из двух возможных способов учета таможенных пошлин и сборов и закрепить принятое решение в приказе по учетной политике:

  • учитывать суммы таможенных пошлин и сборов в стоимости приобретенных товаров, при этом данные расходы будут признаваться прямыми, и учитываться в составе расходов на производство и реализацию по мере реализации товаров.
  • учитывать суммы таможенных пошлин и сборов в составе прочих расходов (на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ), при этом данные расходы будут являться косвенными и, соответственно, на основании статьи 320 НК РФ будут уменьшать доходы от реализации текущего отчетного периода.

При использовании первого из представленных вариантов, между данными бухгалтерского и налогового учета организации разницы не возникает. Если же будет использоваться второй из вариантов, то в бухгалтерском учете организации первоначальная стоимость приобретенных товаров будет превышать стоимость этих товаров в целях налогообложения прибыли, что приведет к образованию налогооблагаемых временных разниц, а значит к образованию отложенных налоговых обязательств. В соответствии с ПБУ 18/02 отложенные налоговые обязательства должны отражаться в бухгалтерском учете организации по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Возникшая в данном случае налогооблагаемая временная разница и соответствующее ей обязательство будут погашаться по мере продажи импортных товаров.

Таким образом, чтобы избежать возникновения разниц при приобретении импортных товаров, можно рекомендовать организациям включать суммы таможенных пошлин и налогов в первоначальную стоимость приобретаемых товаров и отразить такой порядок в приказе по учетной политике.

Учет таможенных платежей при приобретении объектов основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость – это фиксированная величина, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Определение первоначальной стоимости основных средств зависит от способа поступления объекта основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, причем как новых основных средств, так и бывших в эксплуатации, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 фактическими затратами на приобретение основных средств являются, в частности, суммы таможенных пошлин и таможенных сборов, невозмещаемые налоги, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств. То есть, если организация приобретает объект основных средств у иностранного поставщика, суммы таможенной пошлины и таможенного сбора будут включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств. На основании Плана счетов данные расходы будут отражаться по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Если приобретенное импортное основное средство является подакцизным товаром, то сумма уплаченного акциза также будет включаться в первоначальную стоимость основного средства, поскольку в данном случае акциз будет являться невозмещаемым налогом. В учете это отразится корреспонденцией счетов по дебету счета 08 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на субсчете, предназначенном для учета акцизов, поскольку акциз, помимо того, что он является таможенным платежом, является и налоговым платежом.

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли на основании пункта 1 статьи 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Поскольку уплата таможенных пошлин и таможенных сборов является одним из условий приобретения основного средства, указанные суммы должны быть учтены в первоначальной стоимости основного средства.

Суммы налогов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законом порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Проанализировав статью 270 НК РФ, определяющую состав расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, мы увидим, что в ней не содержится прямого упоминания акциза, таможенных пошлин и таможенных сборов. Вместе с тем, в пункте 5 данной статьи сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению амортизируемого имущества.

Обратившись к статье 199 НК РФ, увидим, что суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что в целях налогового учета таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, в случае приобретения подакцизных основных средств, включаются в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.

Учет таможенных платежей при приобретении объектов нематериальных активов.

Прежде всего, напомним читателям, какие объекты включаются в состав нематериальных активов.

К нематериальным активам согласно пункту 4 ПБУ 14/2000, относятся следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2000 первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К фактическим расходам на приобретение нематериальных активов относятся, в частности таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя, иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов. Следовательно, в бухгалтерском учете уплаченные при приобретении нематериальных активов таможенные пошлины и сборы включаются в первоначальную стоимость данных объектов.

В целях налогообложения прибыли согласно пункту 3 статьи 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

К нематериальным активам в целях налогообложения, в частности, относятся:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
  • исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  • владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Не относятся к нематериальным активам научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата, а также интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.

Оценка первоначальной стоимости нематериальных активов в целях исчисления налога на прибыль регулируется статьей 257 НК РФ.

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов согласно пункту 3 статьи 257 НК РФ определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Поскольку уплата таможенных пошлин и сборов может являться необходимым условием приобретение нематериального актива, то расходы по их уплате включаются в первоначальную стоимость нематериальных активов.

Учет таможенных платежей при применении специальных налоговых режимов.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) регулируется главой 26.1 НК РФ.

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не уплачивают:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество организаций;
  • единый социальный налог.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не уплачивают:

  • налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество физических лиц (в отношении имущества используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • единый социальный налог.

Вместо перечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели производят уплату единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам своей деятельности за налоговый период.

Обратите внимание! И организации, и индивидуальные предприниматели продолжают уплачивать налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в соответствии с НК РФ и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

На основании пункта 11 статьи 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога уменьшают полученные ими доходы на суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с ТК РФ.

Аналогичный порядок установлен также для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, регулируемую главой 26.2 НК РФ.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанностей по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели не признаются также плательщиками налога на добавленную стоимость. Исключение составляет налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При определении объекта налогообложения в соответствии со статьей 346.16 НК РФ налогоплательщики уменьшают полученные на произведенные расходы, перечень которых приведен в указанной статье. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в состав расходов включаются суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с ТК РФ.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется главой 26.3 НК РФ.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата единого налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты следующих налогов:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Исключение составляет налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Доплата по таможенной расписке: бухгалтерский и налоговый учет

Проводя контроль таможенной стоимости товаров до их выпуска для внутреннего потребления на территории России, таможенники могут обнаружить признаки недостоверности или недостаточной подтвержденности задекларированных сведений о таможенной стоимости. Тогда таможенный орган проводит дополнительную проверку на основании ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

При этом у организации-декларанта могут запросить дополнительные документы и установить срок для их представления (п. 3 ст. 69 ТК ТС).

Если дополнительная проверка таможенной стоимости не укладывается в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии с п. 5 ст. 88 ТК ТС (п. 2 ст. 69 ТК ТС). Одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является залог имущества декларанта, включая залог денежных средств (п. 1 ст. 86 ТК ТС, ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 336 ГК РФ). То есть уплаченная на таможне в рассматриваемой ситуации дополнительная сумма как раз представляет собой сумму денежного залога.

Внесение денежного залога таможенники подтверждают выдачей таможенной расписки. В случае проведения таможенным органом дополнительной проверки таможенной стоимости товаров такая расписка оформляется на сумму внесенного денежного залога без осуществления расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и заполнения добавочных листов. Сведения о сумме денежного залога указываются на основном листе таможенной расписки (п. 5 и 8 Инструкции о порядке использования таможенной расписки, утвержденной приказом ФТС России от 02.06.2011 № 1176).

Если декларант не представит в срок запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении (п. 4 ст. 69 ТК ТС).

Согласно ст. 334 ГК РФ право собственности на предмет залога не переходит к залогодержателю до принятия законного решения о таком переходе. Следовательно, до принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости и, соответственно, увеличения сумм таможенных платежей сумма удержанного таможней денежного залога не является таможенным платежом и не признается расходом ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете декларанта (п. 2, 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», ст. 252, п. 32 ст. 270 НК РФ).

Сумма выданного обеспечения исполнения обязательств учитывается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов).

Таким образом, при уплате на таможне денежного залога делаются проводки:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 50 «Касса» (51 «Расчетные счета»)

— уплачена сумма денежного залога;

Дебет 009

— отражена сумма выданного обеспечения обязательства.

Если по результатам дополнительной проверки таможенным органом принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, то производится возврат (зачет) сумм обеспечения в соответствии со ст. 90 ТК ТС (п. 5 ст. 69 ТК ТС). При этом организация делает проводки:

Кредит 009

— списана сумма выданного обеспечения обязательства (на дату принятия решения таможенным органом);

Дебет 50 (51) Кредит 76

— получена обратно сумма денежного залога.

Если организация в установленный срок не представила затребованные документы либо они не устроили таможенников, то на дату принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости нужно начислить дополнительные таможенные платежи и зачесть их в счет суммы денежного залога.

К таможенным платежам, величина которых может зависеть от размера таможенной стоимости товара, относятся таможенные пошлины, ввозные НДС и акцизы.

Если стоимость товаров на момент принятия таможенным органом решения еще не сформирована, то сумма дополнительной таможенной пошлины:

— в бухгалтерском учете включается в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»);

— в налоговом учете в зависимости от учетной политики либо относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо включается в стоимость товара (п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ).

Если стоимость товаров на момент принятия решения уже сформирована, то сумма дополнительной таможенной пошлины:

— в бухгалтерском учете в зависимости от учетной политики относится в расходы на продажу или в прочие расходы (п. 5, 11 ПБУ 10/99);

— в налоговом учете относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом делаются проводки:

Кредит 009

— списана сумма выданного обеспечения обязательства;

Дебет 41 «Товары» Кредит 76

— начислена дополнительная пошлина (с включением в стоимость товара) с зачетом денежного залога;

Дебет 44 «Расходы на продажу» (91-2 «Прочие расходы») Кредит 76

— начислена дополнительная пошлина (без включения в стоимость товара) с зачетом денежного залога;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— начислен дополнительный ввозной НДС;

Дебет 68 Кредит 76

— сумма денежного залога зачтена в счет доплаты НДС.

Электронная таможенная расписка

На основании приказа Министерства Финансов № 86н от 09.06.2017, действующего с 21 сентября 2017, ФТС России начала выдавать таможенные расписки исключительно в электронном виде. Таможенная расписка — это документ, подтверждающий внесение денежных средств на счет или в кассу таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.

Ранее использовались таможенная расписка (ТР) исключительно на бумажном носителе и оформлялась на бланке строгой отчетности. Теперь ТР — это исключительно электронные сведения, которые подписываются электронной подписью (ЭП) и представляются обычно в стандартном виде из 10 граф.

Теперь таможенная расписка (ТР) стала электронной таможенной распиской (ЭР), как электронный документ она может быть оформлена в процессе электронного декларирования при наличии дополнительной проверки по коду ТН ВЭД, по стране происхождения, по стоимости. Запрос на оформление ЭР (уведомление о выбранном способе обеспечения, включающие сведения необходимые для оформления таможенной расписки) отправляется декларантом при принятия решения выпуска под обеспечение таможенному инспектору в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между АИС ТО и информационными системами участников ВЭД. В ответ на данный запрос таможенный инспектор присылает решение по оформлению ЭР (отказ или согласие) и в случае оформления таможенной расписки по данной процедуре ее электронный вид приходит в виде электронного документа, подписанного электронной подписью таможенного инспектора. Номер оформленной ЭР обязательно присутствует в отметках графы D таможенной декларации на товары (ДТ).

Кроме того электронная таможенная расписка доступна в личном кабинете участника ВЭД на портале таможни (сервис «Лицевые счета» — «Электронные таможенные расписки»). Чтобы иметь возможность просматривать все оформленные ЭР, необходимо зарегистрироваться и получить электронную подпись участника ВЭД.

Перспективы новшества: электронная таможенная расписка не является неизменным документом, это сведения, которые могут меняться со временем. Само по себе обеспечение платится только для ускорения процесса, чтобы можно было собрать все необходимые сведения и документы, которые требуются по дополнительной таможенной проверке. В случае, если декларант предоставит документы и докажет изначально заявленные сведения, то сумма обеспечения будет возвращена, а возможность возврата будет уже отражена в ЭР.

13.10.2017
Елена Зибарева
Группа компаний Транс-Бизнес

Добавлено в закладки: 0

Таможенной распиской является документ, который обладает правом подтверждения того, что некоторая сумма денег уже была внесена плательщиком в качестве гарантии выплаты таможенного налога в полном объеме налоговым органам. Данный документ имеет бумажную и электронную форму заполнения. С 2017 года большей популярностью пользуется последняя из них, поскольку в такой бланк легче внести изменения и работа с ним, его заполнением и хранением позволяет значительно сэкономить время и понизить издержки.

Раньше практиковалось исключительно использование бумажной формы расписки, но теперь данная форма заменена электронной, состоящей из десяти основных пунктов. Электронная расписка заверяется электронной подписью. В десять обязательных пунктов включаются следующие:

  • таможенный номер расписки;
  • способ, которым производиться обеспечение налогов и таможенных платежей;
  • генеральное обеспечение налогов;
  • данные лица, совершающего таможенную выплату;
  • сведенья о стороне, которая обеспечивает таможенные выплаты;
  • данные гаранта или поручителя;
  • приложенная документация и иные сведения;
  • сведения по поводу принятой выплаты – ее сумма, вид оплаты и другие сведения;
  • пометки органов таможни;
  • отметка применения корректировки в данном документе.

Электронные расписки для участников ВЭД

Поскольку таможенная расписка, как юридический документ приобрела электронный вид, ее можно оформить во время декларирования. Созданная расписка должна быть направлена инспектору по таможенным делам.

Данный документ позднее становится доступным в личном кабинете пользователя. Для того чтобы получить доступ к ее просмотру нужно пройти регистрацию и получить личную электронную подпись.

Документ такого типа может быть изменен с течением времени и при наличии явной необходимости. Роль программного обеспечения заключается в том, чтобы укорить рабочий процесс, поскольку это в вою очередь позволяет своевременно получить все данные и документацию, которая может быть востребована в дальнейшем при проведении проверок.

Существует новое понятие, которое получило широкую распространенность при создании банковских гарантий, оно известно как усиленная квалифицированная электронная подпись. Такую подпись может поставить лишь то лицо, которое получило свои права от имени банка или иной организации, работающей по кредитной системе. Данный инструмент имеет ряд очевидных преимуществ, к которым относится возможность действовать без привлечения участия таможенного органа. Лица не обязаны направлять оригинальный экземпляр банковской гарантии, также нет обязательства для отправления пакета документов, которые ранее требовались для доказательства определенных полномочий участников, поставивших подписи под гарантией. Плательщики также освобождаются от предоставления карточки, где вписаны образцы подписей тех лиц, которые имеют права для подписания гарантий банка.

Порядок применения залога или возврата денежной суммы, на данный момент имеет более упрощенный порядок. Упрощение коснулось следующих моментов:

  • плательщик может не подавать заявление по поводу перевода неиспользованной суммы таможенного платежа в аванс, данный перевод производиться автоматически;
  • к плательщику больше не выдвигают требований касательно предоставления оригинального экземпляра расписки таможенного типа;
  • если сторона-плательщик предоставляет другой вид обеспечения, тогда он имеет полное основание для того, чтобы рассчитывать на возвращение залога в его полном объеме. Для операции возврата выделяется 21 день с того момента, как будет подано заявление.

Денежный залог может быть внесен с помощью разных способов. К ним относятся терминалы, электронные терминалы или же банкоматы. Такие способы позволяют ускорить процесс передачи платежей и даже выставить автоматическую оплату в личном кабинете пользователя. Для этого не нужно оплачивать авансовый платеж на КБК.

Правила заполнения таможенной расписки

Документ имеет определенную структуру и форму заполнения, руководствуясь которой, стороны должны правильно и грамотно заполнять представленные в расписке графы. Расписка составляется на русском языке, однако существуют некоторые случаи, когда ныне действующий порядок предусматривает составление или заполнение документа на одном из иностранных языков. Такие случаи перечислены в пункте 8, 10 или 11. В документе расписки перечислены следующие пункты:

  • номер регистрации;
  • способ обеспечения;
  • генеральное обеспечение;
  • плательщик таможенного налога;
  • статус, занимаемый плательщиком;
  • лицо, гарантирующее обеспечение оплаты налога;
  • гарант или залогодатель;
  • другие пометки и список приложенной документации;
  • информация о принятом обеспечении;
  • пометки работника таможни;
  • внесение или отсутствие корректировок в содержание документа.

Для правильного отображения корректной информации в каждой графе, важно ознакомиться с тем, каким должно в конечном итоге быть содержание каждого пункта.

В пункте «Номер регистрации» необходимо прописать номер расписки, запись имеет следующий вид: уууууууу/ЧЧММГГ/ЭРххххххх. Восемь игреков это 8-мизначный код таможенного органа, который оформил расписку. Средняя часть – это дата, которой расписка была оформлена и создана. Семь иксов – это 7-мизначный порядковый номер расписки. Он подбирается с помощью нумерации сквозного типа и берет начало от единицы. «ЭР» представляет собой сокращенную аббревиатуру электронной расписки.

Пример может выглядеть подобным образом: 10233200/070718/ЭР-0000077.

Порядковый номер определяет программа. Автоматическая система помогает таможенному органу работать оперативно и слажено, благодаря чему расписки находятся в порядке и исправно выполняют свою роль.

Графа 2, обозначенная как вид или же способ обеспечения, содержит в себе код, а также название того способа, которым пользовался плательщик для того, чтобы произвести оплату налога.

Графа 3 под названием «Генеральное обеспечение» используется только тогда, когда происходит обеспечение таможенной уплаты генерального обеспечения. Если вид оплаты не касается ГО, то тогда в графе проставляется прочерк.

Графа 4 касается полного набора данных о плательщике. В зависимости от того, какой статус имеет лицо, изменяется требование касательно вносимых реквизитов. Рассмотрим пять категорий лиц, которые выступают в качестве плательщиков пошлины:

  1. юрлица России;
  2. юрлица зарубежных стран;
  3. физлица имеющие статус частного предпринимателя;
  4. физлица РФ, не являющихся частными предпринимателями;
  5. физлица зарубежных государств и лица не имеющие гражданства.

Юрлицо зарегистрированное в РФ должно внести следующие данные в расписку:

  • название организации;
  • сокращенная аббревиатура, если таковая предусмотрена;
  • местоположение юрлица;
  • номер, присвоенный при регистрации;
  • ИНН, который получила организация в момент становления на учет в налоговом органе.

Иностранное юрлицо обязуется указать следующие данные:

  • название организации;
  • сокращенная аббревиатура, если таковая предусмотрена;
  • местоположение юрлица;
  • страна, в которой иностранное юрлицо имеет регистрацию;
  • адрес.

Физлицо имеющее статус частного предпринимателя обязуется указать следующую информацию о себе:

  • ФИО;
  • ИНН;
  • место прописки и фактического проживания;
  • дату рождения;
  • присвоенный номер как частному предпринимателю при госрегистрации.

Физлица РФ не являющихся частными предпринимателями, должны внести следующие данные:

  • ФИО;
  • ИНН или иной документ подтверждающий личность;
  • место прописки и фактического проживания;
  • дату рождения;
  • серия и номер паспортных данных.

Иностранный гражданин или тот, кто не имеет гражданства должен указать такую информацию:

  • ФИО;
  • ИНН или иной документ подтверждающий личность;
  • место фактического проживания в РФ;
  • дату рождения;
  • место фактического проживания в ином иностранном государстве;
  • серия и номер паспортных данных.

Если лицо имеет иностранное происхождение, то его данные должны быть написаны в расписке латинскими буквами.

Графа 9 касается статуса плательщика. Обозначение статуса может быть выражено следующими буквами: «Ф» или «О». «Ф» подразумевает физическое лицо, которым также может быть и частный предприниматель. «О» используется для обозначения юрлица, которое является плательщиком таможенного налога.

Содержание заключительных пунктов таможенной расписки

Графа 10 содержит сведения стороне, предоставляющей уплату таможенного налога. В зависимости от статуса плательщика, меняется набор данных, которые он обязуется указать. А именно:

Юрлицо зарегистрированное в РФ:

  • название организации;
  • сокращенная аббревиатура, если таковая предусмотрена;
  • местоположение юрлица;
  • номер, присвоенный при регистрации;
  • ИНН, который получила организация в момент становления на учет в налоговом органе.

Иностранное юрлицо:

  • название организации;
  • сокращенная аббревиатура, если таковая предусмотрена;
  • местоположение юрлица;
  • страна, в которой иностранное юрлицо имеет регистрацию;
  • адрес.

Физлицо имеющее частный предприниматель:

  • ФИО;
  • ИНН;
  • место прописки и фактического проживания;
  • дату рождения;
  • присвоенный номер как частному предпринимателю при госрегистрации.

Физлицо РФ не являющихся частными предпринимателями:

  • ФИО;
  • ИНН или иной документ подтверждающий личность;
  • место прописки и фактического проживания;
  • дату рождения;
  • серия и номер паспортных данных.

Иностранный гражданин и не имеющий гражданства:

  • ФИО;
  • ИНН или иной документ подтверждающий личность;
  • место фактического проживания в РФ;
  • дату рождения;
  • место фактического проживания в ином иностранном государстве;
  • серия и номер паспортных данных.

Графа 11 «Гарант/Поручитель/Залогодатель» подразумевает заполнение данных касательно подтверждения того, что банковская гарантия была принята или о том, что между сторонами был заключен договор по поводу того, что некоторое имущество было взято в залог в качестве гарантии того, что сделка не сорвется и каждая из сторон выполнит свои обязательства. Если данное положение вещей не имеет места в конкретной ситуации, необходимо заполнить графу прочерками, не оставляя свободного места для незаконного дописывания неправдивой информации.

Кроме этого, здесь необходимо указать данные о том, в каком виде производилась оплата, и указать следующую информацию:

  • данные о банке, кредиторе или о банковском гаранте;
  • данные таможенного органа, поручителя и залогодателя.

Графа 12 отведена для заполнения дополнительной информации и приложенных документах. Здесь можно указать следующие данные:

  • обязательства касательно подачи декларации и сопутствующие документы;
  • заявление об условном выпуске;
  • разрешение о временном хранении имущества;
  • акты по поводу сбора образцов или проб.

Если в сделке фигурируют дополнительные документы, их наличие необходимо записать в данной графе. Дополнительные данные можно указать с произвольной форме.

Графа 13 содержит данные об обеспечении принятой уплаты таможенного налога. Здесь отведена отдельная колонка, в которой пишется сумма каждого вида платежа:

  • денежного залога;
  • банковской гарантии;
  • договора о поручительстве;
  • договор об имуществе, взятом в залог.

Графа «Способ платежа» подразумевает виды внесения платежа, которыми пользовался плательщик. Реквизитами обеспечения являются документы способные подтвердить оплату налогов на таможенные услуги. В колонке нужно вписать вид документа, присвоенный ему порядковый номер, дату и сумму уплаты налога. Сумму следует прописать прописью в специально отведенном месте.

Графа 14 предназначена для отметок, которые должны проставлять уполномоченные лица таможенного органа. Сведения касаются фамилии и инициалов плательщика, даты и времени когда расписка была сформирована и заверена подписями.

Графа 15 является завершающей и содержит данные отображения применения или отсутствия корректировок. Если изменения имели место в данном документе, то следует указать дату последней корректировки напротив утверждения «да». Если же изменения не вносились, то выбирается соответствующее утверждение и не вписываются никакие дополнительные сведения.

Таким образом заполнение таможенной расписки обеспечивает законный и более простой способ ввоза в государство определенного товара, за который уже была уплачена определенная сумма в качестве налогового сбора органам государственной налоговой инспекции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *