Продажа товара без сертификата соответствия ответственность

Содержание

О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

К.В. КАРАШЕВ, ведущий консультант Управления анализа и обобщения судебной практики ВАС РФ, кандидат юрид. наук, магистр частного права

Статья посвящена практическим вопросам квалификации двух на первый взгляд схожих составов административных деликтов в сфере сертификации и стандартизации продукции. Автор проанализировал составы правонарушений и провел сравнительную характеристику статей КоАП РФ, определив место норм об административной ответственности за такие правонарушения в общей системе противодействия обороту нелегальной продукции на потребительском рынке. Рассмотрены различные аргументы и позиции судов и с учетом складывающейся арбитражной практики описаны правила квалификации и критерии применения соответствующих норм КоАП РФ.

В практике арбитражных судов нередко возникает вопрос о разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке) и ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ (реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована).

Из содержания вышеуказанных административно-правовых норм следует, что обе части ст. 14.4 КоАП РФ являются специальными нормами по отношению к соответствующим частям ст. 19.19 КоАП РФ.

Следует обратить внимание на то, как сформулирован состав административного правонарушения в ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ. Это «нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже) продукции». При сопоставлении ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ возникает вопрос о соотношении составов правонарушений, закрепленных в названной статье. В частности, является ли реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, частным случаем нарушения обязательных требований государственных стандартов при реализации продукции? Соответственно можно ли рассматривать ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ в качестве общей нормы по отношению к ч. 2 названной статьи?

Юридические и физические лица обязаны обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов в силу положений ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Они должны выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия, а также приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, приостановлен или прекращен.

Согласно ст. 20 Федерального закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия, осуществляемое в целях удостоверения соответствия продукции и процессов ее реализации техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров, возможно в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. При этом под формой подтверждения соответствия вышеназванный закон понимает определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции, процессов реализации требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям этого регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. При этом ст. 28 Федерального закона N 184-ФЗ позволяет заявителю выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом.

Исходя из содержания ст. 24—26 Федерального закона N 184-ФЗ различие между двумя этими формами обязательного подтверждения соответствия состоит в следующем. Декларация о соответствии составляется заявителем самостоятельно и затем регистрируется в едином реестре деклараций соответствия федеральным органом исполнительной власти. В то время как сертификат соответствия выдается заявителю органом по сертификации, который ведет реестр выданных им сертификатов соответствия.

Федеральный закон N 184-ФЗ понимает под сертификацией форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов(*1), положениям стандартов(*2), сводов правил(*3) или условиям договоров. При этом под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Исходя из изложенного постараемся уточнить, в каком именно значении в ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ употреблен термин «государственный стандарт»: как вид документа или как общее понятие, включающее в себя стандарты, правила, условия и прочее.

Допустим, что в ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ законодатель понимает термин «государственный стандарт» как вид документа, то есть ГОСТы. Следовательно, в случае нарушения ГОСТов ответственность наступает по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, а при нарушении нормативных документов, на соответствие которым продукция сертифицирована, ответственность наступает по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Вместе с тем такой вывод представляется сомнительным, поскольку сертификация продукции может проводиться в том числе и на соответствие требованиям ГОСТов. И данное обстоятельство тоже требует разрешения вопроса о том, какой состав правонарушения является специальным, а какой — общим.

Следует обратить внимание на то, что ответственность по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ наступает за нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации продукции, в то время как ответственность по ч. 2 указанной статьи наступает за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. То есть ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ требует установления нарушения стандартов, содержащих обязательные для применения и исполнения требования к процессу реализации продукции, а ч. 2 данной статьи предполагает установление несоответствия реализуемой продукции, в отношении которой имеется сертификат либо декларация о соответствии, обязательным требованиям технических регламентов, стандартов, сводам правил.

Таким образом, ч. 1 и ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ предусматривают самостоятельные составы административных правонарушений, которые не соотносятся между собой как общий и специальный составы правонарушений.

В ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за реализацию (продажу) населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. При этом представляется, что здесь имеются в виду два случая: реализация (продажа) населению товаров, не соответствующая требованиям стандартов, и реализация (продажа) населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Как следует из смысла ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, реализация (продажа) товаров населению, не соответствующая требованиям стандартов, является специальным составом правонарушения по отношению к нарушению обязательных требований государственных стандартов при реализации товаров. В этом случае квалифицирующим признаком является реализация продукции в сфере розничной торговли конкретному потребителю (населению) с нарушениями обязательных требований стандартов.

Из ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ не представляется возможным однозначно установить соотношение состава правонарушения в виде реализации населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, с составом правонарушения, состоящим в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована.

При сравнении конструкций объективной стороны указанных составов административных правонарушений общими признаками являются: реализация товара в форме предложения к продаже или продажи; несоответствие товара (продукции) требованиям нормативных документов. Между тем данные составы различаются квалифицирующими признаками. В ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ законодатель предусмотрел, что ответственность за реализацию сертифицированной продукции наступает только в том случае, когда реализуемая продукция не соответствует требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Ответственность по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ наступает за реализацию потребителю товара как сертифицированного, так и несертифицированного. При этом деяние образует данный состав правонарушения только в том случае, если товар не соответствует нормативным документам по качеству, комплектности или упаковке.

Кроме того, анализируемые составы правонарушений различаются по объекту посягательства. Закрепленный в ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ состав правонарушения охраняет установленный государством порядок обязательной сертификации. Между тем состав правонарушения, предусмотренный в ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, направлен на защиту прав потребителя при приобретении им товара, не соответствующего по качеству, комплектности и упаковке требованиям нормативных документов. Безусловно, часть таких требований установлена в технических регламентах. Вполне возможна ситуация, когда проверяющие должностные лица устанавливают факт продажи потребителю сертифицированного товара, но не соответствующего по качеству требованиям нормативного документа, на соответствие которым данный товар сертифицировался.

При разрешении указанного вопроса в практике арбитражных судов сложились два противоположных подхода.

Если в качестве квалифицирующего признака, позволяющего разграничить обозначенные составы правонарушений, взять только реализацию сертифицированной продукции, то в случае, когда будет осуществляться продажа потребителю сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, лицо, реализующее указанную продукцию, следует привлекать к ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Данная позиция нашла свое отражение в арбитражной практике (постановления ФАС УО от 02.05.2006 N Ф09-3241/06-С1; ФАС СКО от 08.08.2006 N Ф08-3368/2006-1459А; ФАС СКО от 24.05.2007 N Ф08-3021/2007-1260А, ФАС СКО от 03.04.2007 N Ф08-1566/2007-678А, ФАС СКО от 29.05.2007 N Ф08-2596/2007-1080А; ФАС ПО от 15.11.2007 N А55-6131/2007; ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6424/2006(26971-А03-29), ФАС ЗСО от 20.09.2007 N Ф04-6409/2007(38145-А03-29)). Представленная в этих судебных решениях позиция обосновывается следующими аргументами.

При квалификации административного правонарушения необходимо исходить из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.

Объектом посягательства по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ являются правила обязательной сертификации продукции и услуг, а субъектами — не только органы государственного контроля, но и все участники правоотношений, указанные в Федеральном законе N 184-ФЗ, включая предпринимателей, реализующих продукцию, требующую обязательной сертификации. В данном случае правонарушение осуществляется в отношении сертифицированной продукции.

Если ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, то ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов.

Таким образом, правонарушение, совершенное предпринимателем при реализации потребителям товара, не соответствующего требованиям стандартов, но с сертификатом соответствия, удостоверяющим безопасность этого товара, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, поскольку диспозиция данной нормы предусматривает ответственность за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей нормативным требованиям.

Следует отметить, что некоторые суды, поддерживая в целом приведенный подход, отказывают в удовлетворении требований контролирующего органа о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ в связи с отсутствием вины лица в совершенном правонарушении. При этом, по мнению суда, об отсутствии вины лица в данном правонарушении свидетельствует то обстоятельство, что у предпринимателя отсутствуют специальные знания, без которых у него нет возможности определить соответствие реализуемой им сертифицированной продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Так, признается, что нарушения требований ГОСТов не являлись результатом деятельности предпринимателя, их выявление стало возможным только в результате специальных исследований в условиях специализированного экспертно-испытательного учреждения. Указывается также на наличие у предпринимателя всех необходимых документов, подтверждающих качество реализуемого им товара и его соответствие обязательным требованиям, и отсутствие технической и иной возможности выявления несоответствия продаваемого товара ГОСТам (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 N А41-К2-6194/07; постановление ФАС МО от 10.10.2007 N КА-А41/10162-07).

Заслуживает внимания вывод арбитражного суда, согласно которому объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, является действие в виде реализации товаров, а не их производства. Федеральным законом N 184-ФЗ не предусмотрен государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов на стадии производства. Исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 КоАП РФ, характера применяемого законодательства, не предусматривающего каких-либо отношений между потребителем и изготовителем (продавцом), данные административные правонарушения нельзя рассматривать как нарушающие законодательство о защите прав потребителей (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 N А41-К2-11687/06).

Кроме того, в рамках указанного подхода существует точка зрения, что состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, будет иметь место только при фактическом несоответствии реализуемой продукции тем техническим условиям, на которые содержится ссылка в самих сертификате или декларации соответствия. Несоответствие спорной продукции иным техническим условиям, применение которых обязательно при производстве этой продукции, образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (постановление ФАС ДВО от 01.03.2006 N Ф03-А73/06-2/9).

Если же в качестве квалифицирующего признака взять реализацию в сфере розничной торговли конкретному потребителю (населению) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, тогда такого продавца следует привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Подобный подход также имеет место в практике арбитражных судов, в соответствии с которой ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за реализацию (продажу) населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ (постановления ФАС ВВО от 27.12.2007 N А17-4615/2007; ФАС ЗСО от 09.08.2007 N Ф04-5508/2007(37126-А03-43); ФАС УО от 19.07.2006 N Ф09-6117/06-С1; ФАС ЗСО от 15.02.2007 N Ф04-234/2007(31211-А03-43); ФАС УО от 31.05.2006 N Ф09-4567/06-С1). В обоснование данной позиции приводятся следующие аргументы.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, состоит в нарушении правил обязательной сертификации, то есть в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Объектом данного правонарушения является защита прав и законных интересов потребителей товара, государственный порядок управления в сфере стандартизации и сертификации. При этом ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, наступает только в случае отсутствия специальных норм.

Частью 1 ст. 14.4 КоАП предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению, не соответствующих требованиям стандартов по качеству, комплектности и упаковке. Тем самым ответственность за правонарушения, посягающие на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными государством требованиями стандартов, устанавливается статьей 14.4 КоАП РФ. Составы административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, могут иметь место, если совершенные предпринимателем правонарушения не подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

В то же время административная ответственность по ч. 1 и ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена за нарушение обязательных требований государственных стандартов и за нарушение правил обязательной сертификации соответственно, кроме случаев, предусмотренных, в частности, ст. 14.4 КоАП РФ.

Таким образом, при розничной продаже населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, в том числе сертифицированных товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, на соответствие которым они сертифицированы, отсутствуют признаки административного правонарушения против порядка управления, предусмотренного ст. 19.19 КоАП РФ. В связи с чем действие нормы ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ не распространяется на продажу товаров населению в рамках розничной торговли, и административная ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Следовательно, арбитражным судам в ходе рассмотрения заявлений о привлечении к административной ответственности за нарушения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации товаров необходимо учитывать то обстоятельство, что правонарушение совершено в сфере розничной продажи таких товаров населению и его следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ как специальное по отношению к ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

В рамках указанного подхода встречается позиция, согласно которой арбитражные суды, не возражая относительно квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, отказывают в удовлетворении требований контролирующего государственного органа по той причине, что субъектом ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ является только производитель продукции, а не продавец. К такому выводу суды приходят в результате следующих рассуждений.

Исходя из субъективного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, и распространяться на производителей продукции. Продукция рассматривается как результат производственной деятельности. При решении вопроса о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 19.19 КоАП РФ, следует исходить из того, что продавцы не являются производителями продукции и самостоятельно ее не сертифицируют. Это позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях продавцов состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ (решения Арбитражного суда Костромской области от 22.11.2007 N А31-5314/2007-23, от 16.10.2007 N А31-4792/2007-16, от 29.11.2007 N А31-5575/2007-23).

Представляется, что второй подход является более обоснованным, поскольку из буквального толкования рассматриваемых норм КоАП РФ следует, что ст. 14.4 КоАП РФ является специальной по отношению к ст. 19.19 КоАП РФ по признаку продажи товаров населению. Хотя при таком толковании критерия «продажи населению» возникает вопрос, достаточно ли для констатации указанного критерия установить возможность реализации товара неопределенному кругу потребителей (товар выставлен на прилавок) либо необходимо дополнительно установить сам факт реализации конкретному потребителю.

*1) Технический регламент — документы, принятые в предусмотренном законом порядке, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (к продукции и процессу ее реализации).

*2) Стандарты — документы, которые в целях добровольного многократного использования устанавливают характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов реализации, а также могут содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

*3) Своды правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования реализации продукции и который применяется на добровольной основе.


Журнал «Арбитражное правосудие в России» N 4/2008, К.В. КАРАШЕВ, ведущий консультант Управления анализа и обобщения судебной практики ВАС РФ, кандидат юрид. наук, магистр частного права

Обязательная сертификация

Существует единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза и национального законодательства членов Союза. Обязательные требования применяются только к продукции, включенной в перечень.:п. 1

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза.

Продукция, подлежащая обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза, указана в документе «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов».

Проверить подлинность сертификата соответствия таможенного союза (ЕАС) можно в едином реестре выданных сертификатов соответствия Таможенного союза.

Для продукции, в отношении которой не вступили в силу требования технических регламентов Таможенного союза, обязательное подтверждение в форме сертификации производится на основании национального Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Примечания

  1. 1 2 3 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ
  2. Приказ Минпромторга России от 22.09.2016 N 3358 О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 года N 11 и от 22 апреля 2002 года N 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 года N 1721
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе. Раздел X Техническое регулирование. Статья 51
  4. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза
  5. 1 2 Договор о Евразийском экономическом союзе. Приложение N 9
  6. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов
  7. Единый реестр выданных сертификатов ёсоответствия Таможенного союза, оформленных по единой форме
  8. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 декабря 2009 года N 982 Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии
  9. ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования

Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию соответствия

Декларирование является альтернативным способом подтверждения качества, а декларация соответствия служит официальным документом подтверждающим качество объекта технического регулирования. Законодательством РФ установлена Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией. Ниже Вы можете скачать актуальный перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия в системе ГОСТ Р — постановление Правительства РФ №982 с изменениями 2018-2019 года.
Скачать перечень продукции подлежащей декларированию соответствия

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию в Таможенном Союзе

Сейчас многие позиции исключены из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия (постановление N 982) в системе ГОСТ Р, так как на многие товарные группы действуют уже единые требования подтверждения соответствия в рамках технических регламентов Таможенного Союза. То есть, для того, чтобы определить, подлежит ли сертификации или декларированию соответствия товар, необходимо ознакомиться с действующими техническими регламентами.

• Перечень действующих технических регламентов Таможенного Союза

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О техническом регулировании» и в целях реализации Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Перечень товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый список продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Товары подлежащие сертификации в области пожарной безопасности

Единый перечень продукции, подлежащей государственной регистрации

При ввозе товаров или оборудования из-за рубежа, одним из требований таможенных органов является наличие сертификата, и в некоторых случаях, наличие регистрационного удостоверения, номер которого вносится в декларацию. В том случае если изделие не подлежит обязательной сертификации, то в качестве документа подтверждающего качество и безопасность ввозимой продукции регистрационное удостоверение (ранее гигиенический сертификат, СЭЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение). Вы можете самостоятельно определить, подлежит ли объект государственной регистрации или нет.

Обязательная сертификация товаров

Как проверить, куда пожаловаться потребителю?

Обязательная сертификация — один из важнейших инструментов государства по защите покупателей от некачественных и небезопасных товаров.

Что такое сертификация? Дает ли она гарантию, что товары действительно безопасны? Как покупателю использовать ее в своих интересах?

Что такое обязательная сертификация? Какие товары и кем проверяются?

Обязательная сертификация — это процедура проверки качеств товара на соответствие установленным нормативам (например, ГОСТ).

В России действует закон, что определенная продукция не может продаваться без действующего сертификата или декларации соответствия. Это прежде всего товары, низкое качество которых угрожает здоровью и жизни людей: продукты питания, игрушки, мебель, одежда, медицинские препараты, косметика, топливо.

Их проверяют аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации (их более 11 тысяч). Они тестируют и анализируют всю или часть партии товара, иногда — и само производство.

Гарантирует ли сертификация, что товары безопасны и качественны?

К сожалению, нет. Сертификат чаще всего выдается на основании проверки только части товара. В таком случае качество и безопасность остальной продукции зависит только от производителя. Зачастую товар для исследований передается самим производителем и в дальнейшем уже не проверяется. Результаты лабораторных тестов и сами сертификаты также могут быть подделаны или куплены.

Пример нарушения требований сертификации из практики тестов Product-test.ru: четыре популярные детские коляски не соответствовали требованиям сертификации и ГОСТ.

Хотя сертификация и не является 100% гарантией качества и безопасности покупаемой продукции, ее наличие — серьезное препятствие для большей части небезопасных и поддельных товаров.

Поэтому наша общая рекомендация — проверяйте сертификацию товаров перед покупкой. Это значительно снизит риск приобретения некачественного или небезопасного товара.

Как проверить сертификацию товара в магазине?

Если вы только собираетесь купить товар и хотите его проверить перед покупкой:

  • убедитесь, что интересующий вас товар входит в официальный перечень сертифицируемой (декларируемой) продукции (работает поиск)

  • потребуйте у продавца сертификат или декларацию соответствия на товар. Имейте в виду, что каждый покупатель имеет на это право. Продавец обязан предъявить вам именно оригинал сертификата (ранее допускалась копия).

  • если вам отказывают в его предъявлении — не покупайте в этом магазине или обращайтесь на горячую линию Роспотребназора — они могут обязать продавца выполнить свои обязанности под угрозой штрафа или прекращения деятельности

  • проверьте полученный документ в онлайн-реестре Росаккредитации (это можно сделать даже со смартфона прямо в магазине). Статус сертификата должен быть «Действует». Если у сертификата или декларации, которые вы ищете, стоит статус «Приостановлен» или «Аннулирован», — будьте осторожны: возможно, вам пытаются продать некачественный товар. В случае отсутствия в базе данных предъявленного сертификата — не покупайте товар, скорее всего он поддельный. В таком случае желательно сообщить об этом на горячую линию Росаккредитации — так вы убережете других покупателей от опасного продукта.

Что делать, если вы уже купили товар и выяснили, что сертификат отсутствует в базе данных Росаккредитации? Смело требуйте возврата денег — в данном случае продавец допустил серьезное нарушение:

  • если продавец вам отказывает в возврате средств — обратитесь на горячую линию Роспотребнадзора

  • если продавец продолжает упрямиться — обращайтесь в суд, он займет вашу сторону.

Для того чтобы лучше знать свои потребительские права, рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами:

Что делать в 9 самых распространенных случаях нарушений прав потребителей

Гарантия на товар: что это и как ею пользоваться

Нужны ли сертификаты на одежду? И кому нужны?

Такой вопрос может возникнуть лишь у человека, который совсем недавно столкнулся с проблемами, связанными с производством, продажей или другим оборотом одежды. Хотя многие покупатели на чисто потребительском уровне знают, что прежде, чем купить что-либо из одежды полагается детально изучить все графические знаки и маркировки, которые присутствуют непосредственно на изделиях или на этикетках.

При этом не только производители, импортеры, но и оптовые и розничные покупатели знают, что одежда в России относится к такому виду изделий, для которых не может возникнуть вопрос: нужны ли сертификаты на одежду. Сертификаты на одежду нужны и в различных системах подтверждения соответствия:

  • в системе санитарного надзора Таможенного Союза;
  • в обязательной системе сертификации ГОСТ Р;
  • в системе подтверждения соответствия требованиям законодательства Таможенного Союза;
  • в системе сертификации пожарной безопасности РФ для некоторых специальных защитных видов одежды;
  • добровольная система сертификации, относящаяся к регистру систем менеджмента предприятия. Для успешной работы на российском рынке предприятия должны подтвердить свое соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001;
  • добровольная система сертификации продукции ГОСТ Р (хотя она является добровольной, но требования российского рынка таковы, что процедура подтверждения соответствия на добровольных началах стала уже практически обязательной);
  • другие добровольные системы сертификации, как правило, служат для повышения конкурентной способности товаров на рынке. Все чаще одежда начинает подвергаться испытаниям, связанным с подтверждением ее экологичности, например.

Практически каждая система сертификации имеет свои знаки обращения на рынке. Это касательно графических символов на этикетках.

Какие нужны сертификаты на одежду?

В первую очередь, требуются следующие обязательные сертификаты на одежду:

  • санитарный сертификат, оформленный по требованиям Таможенного Союза на основе Решения КТС № 299 от 28.05.2010 г. В качестве таких разрешительных документов выступают Экспертное заключение, полученное на продукцию, включенную в первый раздел данного документа. Свидетельство государственной регистрации ТС в настоящее время регулируется касательно одежды действующими Техническими регламентами ТС;
  • обязательный сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные в системе обязательной государственной сертификации ГОСТ Р. Такие разрешительные документы не могут иметь дату выдачи после 1 июля 2012 года;
  • вместо разрешительных документов ГОСТ Р ранее могли быть оформлены и продолжают действовать единые декларации и единые сертификаты соответствия Таможенного Союза, оформленные в подтверждение исполнения требований, указанных в Решении КТС № 620 от 07.04.2011 г.;
  • вместо разрешительных документов ГОСТ Р с 1 июля 2012 года оформляются единые декларации и единые сертификаты соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, оформленные в подтверждение их исполнения.

Серьезные изменения касательно разрешительных документов на различные виды одежды произошли с вводом в действие трех Технических регламентов ТС, относящихся к данному виду изделий, а именно:

  • ТР о безопасности одежды для взрослых ( и других изделий легкой промышленности);
  • ТР о безопасности одежды для детей (и других изделий для детей);
  • О безопасности защитной одежды и других средств индивидуальной защиты.

В связи с этим в системе ГОСТ Р более не оформляются сертификаты соответствия ГОСТ Р и декларации о соответствии ГОСТ Р. Но ранее выданные документы все еще продолжают действовать на территории Российской Федерации.

При возникновении ситуации обязательного подтверждения соответствия требованиям на одежду для оформления разрешительных сертификационных документом в настоящее время требуется обращаться в орган сертификации, включенный в единый перечень Таможенного Союза.

Это, как правило, те же российские участники подтверждения соответствия, но прошедшие аккредитацию и подтвердившие свое право оформления сертификационных документов на исполнение одного из Технических регламентов Таможенного Союза (или нескольких).

Кому нужны сертификаты на одежду?

Очень своевременный вопрос: кому? Попробуем ответить на него. Итак, сертификаты на одежду нужны следующим юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям (и не только):

  • Государству. Т.к. оно желает видеть здоровых и довольных своих жителей, одетых в красивые и качественные одежды и обувь, безопасность и качество которых подтверждены путем сертификации продукции. Для этой цели и вводится техническое регулирование таких изделий.
  • Покупателю, физическому лицу. Его заинтересованность состоит в том, чтобы получить безопасное и качественное изделие. Эти требования равноправны до того момента, пока конкретный покупатель не столкнется с такой продукцией, от которой по коже не мурашки, а прыщики (например). Тогда для него и его детей безопасность выступит на передний план. А вообще-то при выборе одежды мы смотрим (кроме цвета, модели и прочих дизайнерских изысков) на качество строчки, хорошую фурнитуру, чтобы сидела по фигуре или как «влитая»… Большинство таких показателей качества товаров не подлежат рассмотрению экспертами. Поэтому многие покупатели в большей степени доверяют знаку «добровольная сертификация». Хотя таких знаков на одежде можно видеть значительно меньше, чем, например, на продуктах питания. Таким образом, для конечного потребителя нужны сертификаты на одежду для подтверждения ее безопасности и в некоторых случаях для подтверждения функциональности, которая обозначена на этикетке (например, защита от дождя).
  • Оптовому продавцу, т.е. посреднику между производителем и конечным потребителем продукции. Сертификат на серийное производство, полученный производителем, ему необходим для того, чтобы на его основе продавец мог оформить сертификат на партию продукции – как копию сертификата производителя. Нужны сертификаты на одежду в этом случае для возможности официальной реализации продукции.
  • Владельцам крупных торговых площадей, сдающим их в аренду продавцам одежды. Т.к. они заинтересованы, чтобы на их территориях продавалась безопасная и качественная одежда (такое положение способно привлечь большее число покупателей). Поэтому в условиях договора между арендодателем и продавцом чаще всего присутствует пункт о необходимости наличия обязательных сертификатов соответствия, а также документов, оформленных на добровольной основе.
  • Руководителям промышленных предприятий, которые закупают специальную защитную одежду и отвечают не только перед своими работниками за ее безопасность и качество, но также и перед государством.
  • Производителю одежды для детей или взрослых. Обязательный сертификат или декларация о соответствии нужны ему в качестве «бумаги», которая разрешает производство продукции, а также ее реализацию потребителям, оптовым покупателям или для того, чтобы предъявить ее соответствующему контролирующему органу, а также для предъявления специалисту сертификационного органа, когда тот бывает на предприятии с ежегодной инспекционной проверкой.
  • Органам сертификации, имеющим аккредитацию в системе обязательного подтверждения соответствия. Т.к. это их работа и способ зарабатывания денег.
  • Контролирующим органам. Т.к. сертификация – это один из способов государственного регулирования, в том числе, помогающий исполнять возложенные на эти структуры функции.

Декларирование

В большинстве случаев для товаров легкой промышленности предусмотрено подтверждение соответствия в форме декларирования. Функциями органа или центра сертификации, выступают в данном случае:

  • проверка достоверности представленных документов,
  • анализ достаточности доказательств (оснований) для принятия декларации,
  • проведение в аккредитованной лаборатории испытаний образцов, если представленных заявителем доказательств соответствия недостаточно;
  • правильное заполнение формы декларации;
  • регистрация документа в соответствующем реестре.

Декларация отличается от сертификата немногими критериями. Основные из них — это:

  • отсутствие специализированного бланка,
  • возможность предоставлять протоколы испытаний заводских или независимых лабораторий (при определенных схемах декларирования),
  • за достоверность предоставленной информации ответственность несет заявитель.

Надо отметить, что отдельные (специализированные) виды обуви, попадают под требования профильных регламентов:

  • детская и подростковая – ТР ТС 007/2011 – декларированию подлежат «валенки»;
  • ботинки с защитными функциями — ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» — декларированию подлежат ботинки. Защищающие от скольжения, ударов, сильной вибрации.

Срок действия документа достигает 5 лет. Декларирование проводят только в обязательном порядке и относительно указанной в ТР ТС продукции. Добровольно оформить декларацию на сегодняшний день, не представляется возможным.

Сертификация

В отдельных случаях обувь подлежит обязательной сертификации. Данное требование относится к продукции, предназначенной для детей и подростков, спецобуви (товарам являющимся средствами индивидуальной защиты), изделий, которые составляют форму пожарных. В последнем случае сертификат выдается в случае, если она удовлетворяет требованиям пожарной безопасности.

Помимо оформления обязательной документации, сертификация обуви в России может проводиться в добровольном порядке – по собственной инициативе заявителя. Такой документ может быть оформлен на женские или мужские, исключая детские и подростковые, туфли, сапоги, ботинки в рамках внутрироссийской системы ГОСТ Р. Добровольный сертификат качества на обувь существенно увеличивает ее конкурентоспособность, повышает доверие потребителей, может быть использован в маркетинговых целях.

Правильно определить подлежит ли продукция вашего предприятия сертификации или декларированию; обязательна ли она — Вы всегда можете уточнить эти моменты у специалистов Центра сертификации » Росстандарт Москва «.

На всей территории Евразийского экономического сообщества действует единая форма документов определяющих качество и безопасность продукции. Требования к заполнению декларации, ее содержание, количество полей и форм для заполнения четко установлено действующим законодательством.

Бланк сертификата также имеет стандартную форму, несколько степеней защиты от подделок. Оба документа содержат такие обязательные поля и сведения:

  • данные о заявителе и производителе,
  • сведения, позволяющие четко идентифицировать продукцию на рынке,
  • дата вступления в силу и срок действия,
  • результаты проведенных испытаний и реквизиты протокола,
  • регистрационный номер документа, содержащий в т.ч. уникальный номер-идентификатор органа по сертификации, выдавшего документ о соответствии на обувь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *