Порядок ликвидации общества

Права при ликвидации акционерного общества.

Ликвидация — это практические действия по прекращению деятельности и реализации имущества. При ликвидации акционерного общества держатели обыкновенных акций могут претендовать на часть активов компании только после того, как будут урегулированы отношения с кредиторами, погашены все прочие обязательства и удовлетворены претензии держателей привилегированных акций.
4.

В зависимости от качественной определенности и особенностей выпустившего их эмитента. Акции подразделяются на акции новых компаний, компаний традиционных отраслей, стабильно развивающихся корпораций, поисковых (венчурных) компаний, предприятий увядающих отраслей.
Особые права дает своему владельцу так называемая «золотая акция». Выпускаемая в количестве одного экземпляра, она предоставляет своему владельцу все права, предусмотренные для обыкновенных акций, и одновременно предоставляет право вето при принятии собранием акционеров решений о:
внесении изменений и дополнений в устав АО;
его организации или ликвидации;
образовании дочерних предприятий и участии АО в других предприятиях;
передаче в залог, сдаче в аренду, продаже или ином отчуждении недвижимого имущества АО;
слиянии, присоединении АО.
Указанное право предоставляется владельцу «золотой акции» сроком до трех лет с момента регистрации общества. Решения, принимаемые собранием акционеров в отсутствие владельца «золотой акции», считаются недействительными. Применение, права вето владельцем «золотой акции» влечет за собой приостановку действия соответствующего решения на срок до 6 месяцев и передачу его на рассмотрение органа (в том числе госуправления или суда), определяемого владельцем «золотой акции». «Золотая акция» в указанных случаях находится в государственной собственности. Ее передача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение «золотой акции» иными способами до истечения срока ее действия возможны только по решению органа, выпустившего ее при учреждении АО. При продаже и отчуждении «золотой акции» она конвертируется в обыкновенную, особые права, предоставленные ее владельцу, прекращаются.
Следует проводить различие между привилегированными и так называемыми льготными акциями. Льготные — это акции, которые получают члены трудового коллектива в процессе приватизации предприятия, если был выбран первый вариант льгот. Тогда всем членам трудового коллектива и лицам, приравненным к ним, во-первых, единовременно безвозмездно передают именные привилегированные акции, составляющие 25% уставного капитала, но не более 20-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) в расчете на одного работника. Во-вторых, обыкновенные акции, составляющие до 10% уставного капитала, но не более 6-кратного размера MMОТ, продаются членам трудового коллектива по закрытой подписке со скидкой 30% их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех месяцев. При этом первоначальный взнос не может быть менее 50% номинальной стоимости акций. Таким образом, льготные акции — это акции, приобретенные бесплатно или со скидкой. Право акционера, заключенное в ценной бумаге — это возможность свободно распоряжаться ею и получать по ней доход.

Акции, будучи более рискованными ценными бумагами по сравнению с долговыми обязательствами, как правило, привлекают инвесторов возможностью получения повышенного дохода, который может складываться из суммы дивидендов и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие повышения их цены. Благодаря повышенной доходности акции обычно обеспечивают лучшую защиту от инфляции по сравнению с долговыми обязательствами. Поэтому основным мотивом, побуждающим инвесторов вкладывать средства в акции, является желание обеспечить прирост денежных вложений вследствие повышения их цены, а также стремление получить повышенные дивиденды.
Экономическая роль капитальных ценных бумаг многогранна. Они позволяют аккумулировать крупные капиталы из более мелких капиталов и сбережений населения для финансирования реального производства. Они создают огромное количество собственников, заинтересованных в доходности предприятий. Они придают мобильность капиталу, его быстрой переориентации в те отрасли, где он может принести наибольшую прибыль. Это инструмент перелива капиталов из отрасли в отрасль и из предприятия в предприятие. Ценные бумаги дают возможность тиражирования прав собственности в их переуступки, оформления долгов и придания им ликвидной формы,
В качестве долгового и платежного средства выступает вексель.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

20 января, 2009

Авторы:

Наталья Алдухова,
заместитель начальника отдела по корпоративному праву
группа компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Обратите внимание, статья опубликована более двух лет назад (10 лет, 4 месяца, 0 дней). За это время, законодательство могло измениться. Уточнить актуальность данной информации вы можете у наших специалистов, тел.: +7 (495) 287-16-75, 287-16-76.

Принудительная и добровольная ликвидация, алгоритм действий

Не для кого не секрет, что в настоящее время российская финансовая система переживает нестабильность, что является следствием мирового финансового кризиса, центр которого находится в США.

В этот период многие российские организации стоят на грани перемен, причем перемены могут быть как крайне неблагоприятными, так и положительными. Это зависит от того, настолько готовы были к переменам организации, и как грамотно руководство организаций действовало в период наступления таких перемен. Деятельность руководства в кризисный период отличается от деятельности в ситуации стабильности не только увеличением эмоциональной напряженности, но и сокращением времени принятия правильных и грамотных решений и их реализация. Такие решения могут привести к обновлению и росту компании после кризиса или же к ее распаду…

Если руководство компании предполагает, что дальнейшее развитие компании и устойчивость ее на рынке в условиях кризиса не возможно, что это приведет к банкротству или другим неблагоприятным последствиям, то владельцами компании может быть принято решение о ликвидации, как один из «наименее болезненных» вариантов. При этом следует иметь в виду, что ликвидация – не простая процедура, порядок осуществления которой определен действующим законодательством.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Данная статья предусматривает два способа и, соответственно, два порядка ликвидации юридических лиц: добровольный и принудительный.

Напомним коротко читателю нормы законодательства о принудительной ликвидации.

Принудительная ликвидация может быть осуществлена только по решению суда (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ) в следующих случаях: случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В настоящее время право инициирования процедуры принудительной ликвидации юридических лиц предусмотрено, в частности, для следующих органов государственной власти:

1) регистрирующий (налоговый) орган (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 и п. 1 ст. 21.1 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в следующих случаях:

  • осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;
  • допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • совершения иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и иных нормативных актах. Здесь особо надо отметить ст. 21.1 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая была введена Федеральным законом от 02.07.2005 № 83-ФЗ и содержит инициативу регистрирующего (налогового) органа к принудительной ликвидации юридического лица, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Хотя на практике такая «принудительная ликвидация» встречается крайне редко, поскольку регистрирующие (налоговые) органы едва справляются с большим объемом работы, связанной с регистрацией, внесением изменений и ликвидации юридических лиц.

2) антимонопольный орган в случаях:

  • когда коммерческая организация создана без получения необходимого предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций (ст. 27 Закона о защите конкуренции), если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции);
  • когда коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган о своем создании или реорганизации (п. 1 — 4 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции) и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, если они привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 3 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Но следует отметить, что, являясь уполномоченными государственными органами, имеющими право требования ликвидации юридического лица, эти органы самостоятельно не принимают решения о ликвидации. Для принятия соответствующего решения им необходимо обратиться в суд.

Решение о ликвидации юридического лица в принудительном порядке принимается только судом. При этом принятие судом решения о ликвидации юридического лица не служит основанием для выписки данного юридического лица из государственного реестра. Такое решение является лишь основанием для внесения регистрирующим органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Заметим, что результатом кризиса скорее может стать не принудительная, а добровольная ликвидация. Она осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о ликвидации, принятого по предложению совета директоров акционерного общества квалифицированным большинством голосов.

Рассмотрим более подробно этапы ликвидации организации в добровольном порядке на примере Акционерного общества.

1) Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора. В этом же решении общее собрание акционеров устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Согласно п. 4 ст. 21 ФЗ «Об акционерных обществах» в случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

2) Акционерное общество согласно ст. 23 НК РФ обязано в течение трех дней после принятие решения о ликвидации уведомить Налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете о ликвидации организации (форма № С-09-4, утвержденная Приказом ФНС России от 17.01.2008 г. № ММ-3-09/11@).

3) Согласно ст. 20 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидируемое общество обязано в трехдневный срок в письменной форме (Форма Р15002 и Форма Р15001, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г.) уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации общества.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

4) Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. Кроме того, кредиторам необходимо дополнительно направить письменное уведомление о ликвидации фирмы.

На ликвидационную комиссию возлагается обязанность выявить кредиторов и получить дебиторскую задолженность.

5) Когда срок предъявления требований кредиторами истечет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны быть указаны сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

6) В регистрирующий (налоговый) орган после составления промежуточного ликвидационного баланса подается следующий комплект документов:

  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • уведомление по форме Р15003, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г.

7) Кредиторам ликвидируемой компании полагается выплатить долги. Если денежных средств компании для этого недостаточно, ликвидационная комиссия продает имущество компании с публичных торгов. Из вырученных средств, согласно очередности, установленной выплачиваются долги.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются согласно действующему гражданскому законодательству в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
  • в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами — владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

8) Когда расчеты с кредиторами будут завершены, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

9) После составления ликвидационного баланса происходит подача комплекта документов в регистрирующий (налоговый) орган для ликвидации общества.

Согласно ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем и заверенное нотариально Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г.;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Ликвидация юридического лица заканчивается после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого же момента фирма прекращает свое существование.

Опубликовано:

Ликвидация АО осуществляется по правилам, утвержденным ГК РФ и специализированным законодательством.

В целом она не отличается от того процесса, который должны пройти другие общества для легального прекращения их функционирования.

Ликвидация АО

Ликвидация акционерного общества может быть проведена официальным способом, который утвержден в действующем законодательстве.

Кроме того, существуют иные методы закрыть деятельность компании.
Например, можно провести реорганизацию или альтернативную ликвидацию.

И в том, и в другом случае процедура займет меньше времени, нежели при закрытии АО по официальной схеме.

При этом данные методы являются законными. У участников не возникнет проблем при проведении контроля со стороны компетентных служб.

Реорганизация

В качестве альтернативного способа ликвидации АО применяется реорганизация (статья 15 ФЗ «Об АО»).

Основное отличие этой процедуры в том, что обязательства закрывающегося общества принимает на себя его правопреемник.

Реорганизация может быть проведена разными способами.

Основное отличие и главное преимущество данного метода в том, что регистрация закрытия АО носит уведомительный характер.

То есть нет необходимости получать согласие налоговой службы на прекращение деятельности.

Кроме того, путем реорганизации можно закрыть АО с долгами, в том числе и перед государством. Все обязательств перейдут на новоиспеченную фирму.

Реорганизация считается совершившейся после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о создании новой компании или же о ликвидации АО (в случае присоединения).

Общее имущество сформированной организации будет образовываться из того, что имеется у реорганизуемых компаний.

Способы

Все способы закрытия АО можно подразделить на две категории:

  • добровольные;
  • принудительные.

Они классифицируются в зависимости от основания проведения процедуры:

  • если решение было принято самими акционерами, то речь идет о добровольном ликвидации;
  • когда вердикт выносят судебные инстанции – о принудительной.

Сама процедура практически не будет отличаться в зависимости от способа прекращения деятельности.

Разница лишь в документах, которые передаются в регистрирующий орган:

  • добровольная ликвидация – протокол общего собрания акционеров;
  • принудительная ликвидация – судебный вердикт.

Добровольная

Добровольные решение о закрытии АО принимают сами акционеры.

В отличие от ООО решение должно быть принято не единогласно, а не менее чем 25% голосов.

Мотивы принятия такого вердикта могут быть самыми разнообразными.

На общем собрании акционеров сразу же назначается ликвидационная комиссия. Именно она будет руководить деятельностью АО вплоть до внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

При добровольной ликвидации уведомить налоговую службу о принятом решении необходимо не позднее чем через 3 дня с момента его вынесения.

В противном случае контролирующая служба может наложить штраф.
Уведомление совершается путем направления сообщения по форме, утвержденной компетентным органом.

К нему должен быть приложен протокол общего собрания акционеров.

Образец уведомления о ликвидации организации здесь.

Принудительная

Принудительная ликвидация АО осуществляется исключительно по решению суда.

Оно может быть вынесено в следующих случаях:

  • при регистрации АО были грубо нарушены действующие нормы права, которые нельзя устранить;
  • выявлено, что АО занимается деятельностью, которая запрещена на территории РФ;
  • АО допускало проведение действий, которые не соответствуют нормам Конституции РФ;
  • у АО имелись случаи неоднократного или грубого нарушения норм действующего законодательства.

Ликвидация страховой компании проходит в порядке, установленном законом.

Нужен образец требования кредиторов при ликвидации? Смотрите .

Альтернативная

Альтернативная ликвидация позволит значительно сэкономить денежные средства и силы, благодаря тому, что отпадает необходимость проходить налоговую проверку.

Следует отметить, что данный метод является законным.

Суть альтернативной ликвидации сводится к смене действующего собственника бизнеса.

В процессе ее проведения меняются следующие данные:

  • исполнительный орган;
  • название;
  • юридический адрес;
  • виды экономической деятельности.

В течение первых трех лет деятельность от имени компании не ведется.

При этом все отчеты представляются вовремя в соответствии с нормами законодательства.

Основные плюсы альтернативной ликвидации:

  • отсутствие налоговой проверки;
  • минимальные затраты денежных средств;
  • оперативность (ликвидация займет всего 2 недели);
  • возможность реанимировать дела компании.

Проведение альтернативной ликвидации предусматривает следующие действия:

  • передача полномочий исполнительного органа и главного бухгалтера третьему лицу;
  • изменение наименования, ОКВЭД;
  • преобразование юридического адреса АО.

Источники правового регулирования

Процесс ликвидации акционерного общества регулируется общими нормами о ликвидации юридического лица с рядом особенностей, установленных в отношении хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. К источникам правового регулирования проведения ликвидации акционерных обществ относятся:

  • ст. 63 Гражданского кодекса (далее также ГК), устанавливающая общие правила ликвидации юридического лица, и ст. 104 с положениями о ликвидации в отношении именно АО;
  • закон «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон 208-ФЗ), ст. 21–24 которого более подробно регламентируют рассматриваемую процедуру в отношении акционерного общества;
  • закон «О госрегистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, предусматривающий общий порядок проведения ликвидации, а также особенности реализации данной процедуры в особых условиях (по решению регистрационного органа);
  • решения высших судов и иные источники судебной практики, в частности по вопросам принудительной ликвидации юридического лица в форме акционерного общества.

Так, например, в постановлении 2-го арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 № 02АП-7333/2016 по делу № А82-15875/2015 рассматривается целый ряд практических вопросов, касающихся принудительной ликвидации акционерного общества.

Основания для инициирования процедуры

Основания для начала ликвидация акционерного общества те же, что и для юридических лиц иной организационно-правовой формы; они закреплены в п. 2 ст. 61 ГК:

  • решение учредителей о ликвидации акционерного общества в связи с окончанием срока, на который оно создавалось;
  • решение уполномоченного органа (или учредителей) о прекращении деятельности юридического лица в связи с тем, что цель его создания достигнута;
  • добровольное решение о ликвидации акционерного общества по иным причинам;
  • судебное решение.

Таким образом, решение о ликвидации может носить добровольный (и в этом случае оно принимается учредителями или уполномоченным уставом общества органом) или принудительный (принимается судебным органом по заявлению уполномоченного лица) характер.

Инициатором ликвидации АО в судебном порядке на основании п. 3 ст. 61 ГК могут выступать:

  • органы государственной власти или местного самоуправления в случае допущения неустранимых нарушений при регистрации;
  • госорган или уполномоченный орган местного самоуправления при функционировании АО в случае отсутствия разрешительных документов, признанных законом обязательными;
  • учредитель, если созданным акционерным обществом не может быть достигнута цель деятельности, для достижения которой оно создавалось.

Кроме того, ликвидация по решению суда может быть осуществлена по иску компетентного органа в случае регулярного осуществления обществом деятельности, не предусмотренной его уставными документами.

Ликвидация АО в 2017-2018 годах — пошаговая инструкция (этапы)

Последовательность процедур при ликвидации АО определяется ст. 21–24 закона 208-ФЗ. Основными этапами реализации процедуры являются:

  • созыв собрания акционеров для рассмотрения вопроса о ликвидации хозяйствующего субъекта;
  • принятие решения о ликвидации путем голосования, в котором в числе прочего назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор), определяется ее списочный состав;
  • публикация сообщения о ликвидации в органе печати, осуществляющем публикацию сведений о регистрации юридических лиц (Вестник государственной регистрации), которое должно содержать сроки предъявления требований кредиторов организации и порядок их предъявления;
  • формирование перечня кредиторской задолженности, выявление дебиторской задолженности; принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • формирование и утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса (ЛБ);
  • осуществление выплат кредиторам, налогов и во внебюджетные фонды по очередности, определяемой ст. 64 ГК;
  • продажа имущества с торгов (при недостаточности средств для удовлетворения всех требований);
  • составление окончательного ЛБ и его утверждение на общем собрании;
  • внесение налоговым органом записи о ликвидации акционерного общества в ЕГРЮЛ.

После внесения указанной записи в соответствии со ст. 24 закона 208-ФЗ акционерное общество считается прекратившим свою деятельность, а процедура ликвидации — завершенной.

Принятие решения о ликвидации АО

Решение о ликвидации общества не имеет законодательно утвержденной формы, в связи с чем допускается свободная его форма. Вместе с тем п. 2 ст. 21 закона 208-ФЗ предполагает наличие в данном документе ряда обязательных реквизитов и положений.

Таким образом, нормативные документы и сложившая практика предполагают следующее содержание протокола общего собрания акционеров, в котором и фиксируется решение о ликвидации:

  • дата и место составление протокола, его номер;
  • наименование акционерного общества;
  • количество присутствующих акционеров, абсолютное и процентное количество акций;
  • вывод о правомочности общего собрания (достаточное ли количество голосов присутствует на собрание для принятия решения о ликвидации);
  • повестка заседания (как правило, на такое собрание выносится единственный вопрос о ликвидации АО);
  • данные главного докладчика, поступившие вопросы;
  • постановляющая часть, в которой указывается решение, вынесенное на голосование (о прекращении деятельности предприятия);
  • итоги голосования по вынесенному вопросу;
  • списочный состав ликвидационной комиссии с указанием имен членов комиссии и их должностей (руководитель предприятия и его главный бухгалтер, как правило, в первую очередь включаются в комиссию);
  • результаты голосования по выбору председателя комиссии;
  • порядок и сроки проведения ликвидации (чаще оформляются в виде приложения к протоколу).

Составленный протокол заверяется подписью председателя собрания и его секретаря. Также их подписи могут быть заверены должностным лицом общества (например, руководитель отдела кадров) и печатью организации.

Работа ликвидационной комиссии акционерного общества

Ликвидационная комиссия (ЛК), на основании п. 3 ст. 21 закона 208-ФЗ, после утверждения состава принимает на себя все полномочия по управлению акционерным обществом, совершает все действия от его имени, в том числе принимает участие в судебных заседаниях.

Состав комиссии определяется общим собранием по его усмотрению за исключением случаев, когда в числе акционеров присутствуют муниципальные образования или государство. В последнем случае на основании п. 4 ст. 21 закона 208-ФЗ в состав ЛК должен быть включен представитель государства или муниципалитета (от имущественного комитета, фонда, отдела по управлению имуществом и т. д.). Отсутствие в составе ЛК такого представителя является основанием для отказа налоговым органом в регистрации прекращения АО его деятельности.

Все действия, направленные на ликвидацию общества — от подачи заявки на публикацию сообщения в Вестнике государственной регистрации до представления на утверждение общим собранием акционеров окончательного баланса, — осуществляются ликвидационной комиссией. Ее деятельность прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации.

Всю ответственность за деятельность общества на данных стадиях несет комиссия. Так, например, постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2016 № Ф02-5969/2016 по делу № А33-16515/2014 удовлетворено требование о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя ликвидационной комиссии.

Ликвидационный баланс АО

После окончания срока предъявления требований кредиторов ЛК составляет промежуточный баланс, в который она должна включить перечень заявленных требований, принятое решение по ним, а также перечень активов предприятия (его имущества). Поскольку утвержденной законом формы ЛБ не существует, его можно формировать самостоятельно, однако практика свидетельствует о применении в качестве основы формы бухгалтерского баланса, хотя это не является обязательным.

Среди активов предприятия указываются денежные средства, размещенные на расчетном счете и в кассе общества, объекты недвижимого имущества, в том числе незавершенные объекты строительства, движимое имущество, находящееся на бухгалтерском балансе и вновь выявленное, нематериальные права (в том числе интеллектуальные) и др.

После того как общество рассчиталось по своим долгам и распределило между акционерами оставшееся имущество на основании п. 7 ст. 22 закона 208-ФЗ, составляется ликвидационный баланс, носящий характер окончательного. Правильно составленный баланс должен быть нулевым. Итоговый баланс, как и промежуточный, должен выноситься на рассмотрение и утверждение общего собрания акционеров.

Прекращение деятельности общества

Заключительным этапом проведения процедуры ликвидации юридического лица в форме акционерного общества является направление окончательного ликвидационного баланса вместе с заявлением о прекращении деятельности в налоговую инспекцию по месту регистрации организации. Заявление на ликвидацию имеет утвержденную форму № Р16001, проще всего заполнить которую при помощи специального программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФНС.

Помимо этого для осуществления налоговой службой регистрационных действий в связи с ликвидацией общества необходимо уплатить государственную пошлину установленного Налоговым кодексом на дату уплаты размера. В добровольном порядке заявители могут также приложить документ, который подтверждает направление сведений в Пенсионный фонд.

Если пакет документов предъявлен в полном объеме и не содержит противоречий действующему законодательству, то по истечении 5 рабочих дней заявитель сможет получить выписку из ЕГРЮЛ, свидетельствующую о прекращении деятельности акционерного общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *