Политика протекционизма

Политика протекционизма

Для достижения общих целей экономической политики протекционизм использует совокупность ограничительных мер:

  • ввозные таможенные пошлины;
  • импортные квоты и торговое эмбарго;
  • система сертификации безопасности товаров и услуг;
  • защита интеллектуальной собственности, патенты и копирайт;
  • административные барьеры: бюрократические запреты, согласования, таможенные процедуры;
  • добровольное ограничение экспорта;
  • технические барьеры: обязательная информация на упаковке, маркировка, стандартизация продукта, санитарные и ветеринарные формы;
  • субсидии для производителей, занимающихся экспортом товаров и услуг: льготное кредитование, компенсация ряда расходов, льготное налогообложение;
  • субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок;
  • предоставление грантов и других форм поощрения экспортёров;
  • валютный контроль: ограничения на обменные операции, контроль перевода капитала;
  • предоставление льготных займов и кредитов местным производителям;
  • дискриминация в отношении иностранных работников и инвесторов;
  • субсидии для потребителей, покупающих товары и услуги местных производителей;
  • вмешательство в валютный курс: снижение курса национальной валюты;
  • проведение политических патриотических кампаний в форме «покупай только отечественное»;
  • преференции местным товарам и услугам при проведении коммерческих тендеров;
  • государственные расходы, поддерживающие местных производителей, и государственный закуп только у отечественных производителей;
  • осуществление каботажных перевозок только судами под национальным флагом.

Положительный эффект протекционизма

По мнению ряда экономистов, протекционизм способствует развитию промышленности страны, её устойчивому экономическому росту и в конечном счёте – её превращению в богатую страну, в то время как свободная торговля (фритредерство) способствует разрушению её промышленности, экономическому упадку и обнищанию, особенно если она вводится в стране с недостаточно высоким уровнем развития промышленности. В подтверждение своего мнения эти экономисты ссылаются на множество примеров индустриализации и роста благосостояния стран, проводивших протекционистскую политику и обратные примеры деиндустриализации и обнищания стран, проводивших политику свободной торговли (фритредерства) Как полагают эти экономисты, чем больше страна отстала от ведущих держав и чем больше у неё климатических и географических недостатков, снижающих её конкурентоспособность (суровый климат, низкая плотность населения, удалённость от главных транспортных путей), тем выше должны быть протекционистские барьеры для развития её национальной промышленности

Кроме того, по мнению этих экономистов, ограничительные меры вводятся для достижения следующих задач:

  • поддержка начинающей отрасли или продукта в ранней стадии жизненного цикла товара, получения передышки в период модернизации отрасли;
  • обеспечение национальной безопасности: сохранение отраслей, связанных с национальной обороной (ВПК);
  • обеспечение экономической безопасности страны в форме самообеспеченности экономики страны и её устойчивости;
  • диверсификация производства ради стабильности, укрепляя политическую и экономическую независимость страны;
  • увеличение и защита уровня занятости населения страны, защита со стороны более дешевой иностранной рабочей силы;
  • защита от демпинга: от стран, сбрасывающих товары в чужой стране ниже себестоимости с целью уничтожения конкурента или установки монопольного положения;
  • улучшения платежного баланса, сокращение внешнеторгового дефицита из-за сокращения объёма импорта;
  • увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг;
  • пополнение дохода государственного бюджета страны за счет таможенных платежей;
  • пополнение дохода местного бюджета в связи с дополнительной прибылью местных производителей;
  • снижение потерь от несовершенной конкуренции со стороны иностранных производителей;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан за счет продажи продукции подконтрольного производства государственными органами.

История протекционизма

Протекционистские меры, принятые в 2008—2013 по данным Global Trade Alert.

С лёгкой руки Адама Смита протекционизм XVI—XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия — протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII—XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Генри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпен (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин (который был идеологом знаменитого тарифа 1822 года, просуществовавшего с некоторыми изменениями до конца 1850-х гг.), Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте — министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870—1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошёл в начале Великой депрессии (1929—1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями, т. н., «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

Аргументы в защиту протекционизма

Несостоятельность аргументов против протекционизма заключается в следующем:

  • Уменьшение дохода местных бюджетов за счёт сокращения налоговых выплат от торговых фирм, занимающихся импортными товарами, в связи с уменьшением объёма продаж, перекрывается суммами налоговых отчислений местных производителей за счёт роста объёма продаж.
  • Уменьшение дохода государственного бюджета из-за сокращения таможенных пошлин в связи с сокращением количества импортных товаров перекрывается значительным увеличением таможенных пошлин с единицы импортного товара, и значительным увеличением налоговых отчислений местных производителей и местных поставщиков в связи с ростом объёма производства (отмечал ещё Д. И. Менделеев).
  • Сокращение штата в торговых фирмах, занимающихся импортными товарами, замещается значительным ростом занятости населения у местных производителей.
  • Введение ограничительных мер приводит к ведению ответных действий, но и способствует экономическому и политическому сотрудничеству между странами в договорных процессах, в которых выясняются выгоды и потери друг друга, определяются с ценами за вход на рынок, и таким образом убирают барьеры входа. Страны, создавая собственный рынок сбыта и каналы сбыта и тратя ресурсы на его поддержание, выставляют плату за вход на собственный рынок в той или иной форме.
  • Снижение благосостояния потребителей импортных товаров из-за увеличения цен на них и снижения количества потребления данных товаров связано с несовершенством отечественного рынка: будет происходить рост дополнительных социальных выгод от прироста производства. Введение импортных пошлин приводит к снижению цен на импортные товары (после вычета самой пошлины), что после прямого перераспределения к потребителям приводит к общей выгоде, в связи с увеличением объёма производства ожидается снижение цен на рынках сырья, используемого в производстве местных производителей, после чего в долгосрочной периоде приведёт к снижению цен на самом рынке товаров.
  • Нарастание недовольства граждан по поводу сокращения импортных товаров и роста цен на импортные товары перекрывается реальным ростом благосостояния трудящихся, занятых у местных производителей.
  • Сохраняются неэффектные производства, но это только при условии самоизоляции и последующей консервации отсталости в отрасли. Ещё Ф. Лист отмечал, что сам протекционизм не создаёт богатство и не увеличивает благосостояние людей, но способствует, являясь производительной силой.
  • Усиление монополизма отечественных производителей и повышенная маржа на рынке после ухода импортеров способствует притоку новых отечественных производителей, способствует конкуренции среди местных производителей и снижению цен в долгосрочной периоде согласно общей концепции экономической теории.

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII—XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия»). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII—XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

Неолиберальные экономисты против проведения политики торговых ограничений, однако считают, что существует обоснованная необходимость государственного ограничения свободной торговли в целях защиты их экономики страны и уровня жизни людей. Американское правительство активно использует протекционистские меры на протяжении всей истории. Ярым сторонником крайнего протекционизма в США выступал 25-й президент США Уильям Мак-Кинли.

Все государства используют или использовали меры протекционистской политики в своей истории в связи с тем, что существует положительная зависимость между мерами протекционизма (высоким уровнем импортных пошлин, девальвации национальной валюты, субсидиями экспортных и внутренних отраслей) и ростом валового национального дохода.

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в США, Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики. А также, протекционизм иногда вызывает ответные меры в других странах.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины — наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Большое число экономистов на Западе — сторонников принципов Вашингтонского консенсуса — считают, что протекционизм оказывает негативное влияние на экономический рост и благосостояние, в то время как фритрейдерство, дерегуляция, и снижение торговых барьеров оказывают позитивный эффект на экономический рост. В то же время, свобода торговли может иногда приводить к значительному и неравномерному перераспределению доходов и убытков и может приводить к краткосрочному перераспределению рабочей силы в секторах экономики, соревнующихся с экспортом.

Примечания

  1. Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. — М.: Институт экономики РАН, 2014. — С. 7. — ISBN 978-5-9940-0455-5.
  2. 1 2 3 4 5 6 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С. 824-844. — ISBN 5-16-000001-1.
  3. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011; с. 30, 53-55, 91-92, 200, 207-212
  4. Stiglitz J. Globalization and Its Discontents. — London – New York, — 2002, pp. 16-17
  5. Stiglitz J. Making Globalization Work, London, 2006, pp. 64-65
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York – London, 1980 pp. 233-234, 265
  7. L.Cafagna, Chapter 5: The Industrial Revolution in Italy, 1830-1914, in: C.Cipolla (ed.), Fontana Economic History of Europe, Volume IV, part 1, p. 317
  8. W.Cole and P.Deane, Chapter I, The Growth of National Incomes, in: Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, Part I, pp. 17-18
  9. M.Bils, Tariff Protection and Production in the Early US Cotton Textile Industry. Journal of Economic History, 1984, Vol. 44, No. 4, p. 1044
  10. D.North, Chapter VII: Undustrialization in the United States, in: Cambridge Economic History of Europe, Vol. VI, part II, ed. by H.Habakkuk and M.Postan, 1965, p. 680-681
  11. F.Capie. Depression and Protectionism: Britain between the Wars. London, 1983, p. 97
  12. William Ashworth. Customs and Excise. Trade, Production and Consumption in England 1640-1845. Oxford, 2003, p. 382
  13. Portal R. The Industrialization of Russia. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Volume VI, Part 2, pp. 822-825
  14. Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 p. 184
  15. P.Bairoch, Chapter I: European Trade Policy, 1815-1914, in: Cambridge Economic History of Europe, Volume VIII, ed. by P.Mathias and S.Pollard, Cambridge, 1989, pp. 90, 141-142
  16. Райнерт Эрик С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011; с. 259, 265-268
  17. 1 2 3 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2008. — С. 240. — ISBN 978-5-91180-108-3.
  18. 1 2 Пол Самуэльсон. Экономика. — М.: Алгон, 1992. — С. 285-301. — ISBN 5-201-09971-8.
  19. Авшаров А.Г. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации: учебник для вуза. — СПб.: Питер, 2012. — С. 105. — ISBN 978-5-459-01111-1.
  20. Международный торговый центр. Ежегодный доклад Международного торгового центра. — 2008. — С. 23.
  21. World Growth. Green Protectionism: The New Tool Against Forestry in Developing Countries. — 2010. — Июнь.
  22. OECD. Trade Implications of Policy Responses to the Crisis Green Protectionism. — 2009. — Май.
  23. The World Bank. World Development Report 2010. — 2010.
  24. Global Trade Alert | Independent monitoring of policies that affect world trade
  25. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980, pp.233-267
  26. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 13-14
  27. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 7; Semmel B. The Rise of Free Trade Imperialism. Classical Political Economy, the Empire of Free Trade and Imperialism, 1750—1850. Cambridge, 1970, p. 179
  28. Wallerstein I. The Modern World-System III. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840s. San Diego, 1989, pp. 151—152; Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, p. 547
  29. В 1891 г., в бытность Вышнеградского министром финансов, в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет, которая сохранялась в течение последующих лет, когда министром финансов был Витте. Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, pp. 549—553. Менделеев же принимал столь активное участие в разработке тарифа 1891 г., что его даже называли «менделеевским тарифом». Как пишет экономический историк Р.Портал, «Политика Вышнеградского и в ещё большей мере Витте была вдохновлена промышленным национализмом, в котором просматривается явное влияние Фридриха Листа; посредством финансовых и тарифных мер, а также прямых субсидий она создала условия необычайно благоприятные для промышленного развития» Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, part 2, p. 824
  30. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 45-46
  31. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 70, 90, 140—141
  32. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 92, 94
  33. См., например: List F. National System of Political Economy; Kahan A. Government Policies and the Industrialization of Russia. Journal of Economic History, Vol. 27, 1967, No. 4 (критика недостатков российской протекционистской политики конца XIX в.)
  34. McAfee R.P., Mialon H.M., Williams M.A. What Is a Barrier to Entry? // The American Economic Review. — 2004. — Май (т. 94, № 2). — С. 461-465.
  35. Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка//Экономика промышленности — economicus.ru, 2003
  36. 1 2 Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. — СПб.: Питер, 2003. — С. 254. — ISBN 5-318-00514-4.
  37. Улин Б. Межрегиональная и международная торговля. — М.: Дело, 2004. — С. 360. — ISBN 5-7749-0368-0.
  38. Столпер У., Самуэльсон П. Протекционизм и реальная заработная плата / Под ред. А. П. Киреева. — Вехи экономической мысли. Том 6. Международная экономика. — М.: ТЕИС, 2006. — С. 188-204. — ISBN 5-7598-0439-1.
  39. 1 2 Барсукова С.Ю. Условия эффективного протекционизма. Размышления С.Ю.Витте и Д.И.Менделеева // ГУ ВШЭ.
  40. Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603—1763. New York, 1984 pp. 166, 184; Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980 pp. 233—234; Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 90
  41. Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, пп. 12.6, 15.1, 15.2, 19.2
  42. Кузовков Ю. Глобализация и спираль истории. М., 2010, главы X—XII
  43. Skrabec, Quentin R. William McKinley, apostle of protectionism. — New York: Algora Publishing, 2008. — ISBN 978-0-87586-578-2.
  44. Environmental Regulation and Food Safety / Veena Jha. — International Development Research Centre, 2005. — ISBN 13: 978 1 84542 512 8.
  45. Classical Trade Protectionism 1815–1914 / Jean-Pierre Dormois and Pedro Lains. — Routledge, 2006. — ISBN 10: 0-415-35226-6.
  46. Yul Sohn. Protectionism and the licensing state. — 2005. — ISBN 0-203-41739-9.
  47. Менделеев, Дмитрий Иванович. Оправдание протекционизма. Газета «Новое время» 1897 г. No 767.
  48. Dominick Salvatore. Protectionism and world welfare. — Cambridge University Press, 2004. — ISBN 0 521 41455 5.
  49. Fairbrother, Malcolm (2014-03-01). “Economists, Capitalists, and the Making of Globalization: North American Free Trade in Comparative-Historical Perspective”. American Journal of Sociology. 119 (5): 1324—1379. DOI:10.1086/675410. ISSN 0002-9602.
  50. 1 2 N. Gregory Mankiw, Economists Actually Agree on This: The Wisdom of Free Trade, New York Times (April 24, 2015): «Economists are famous for disagreeing with one another…. But economists reach near unanimity on some topics, including international trade.»
  51. Economic Consensus On Free Trade (англ.), PIIE (25 May 2017).
  52. Poole, William Free Trade: Why Are Economists and Noneconomists So Far Apart? (англ.).
  53. Free Trade (англ.). IGM Forum (March 13, 2012).
  54. Import Duties (англ.). IGM Forum (October 4, 2016).
  55. Trade Within Europe | IGM Forum (англ.) (неопр.) ?. www.igmchicago.org.
  56. William Poole, Free Trade: Why Are Economists and Noneconomists So Far Apart, Federal Reserve Bank of St. Louis Review, September/October 2004, 86(5), pp. 1: «most observers agree that ‘he consensus among mainstream economists on the desirability of free trade remains almost universal.'»
  57. Иностранцев допустят к госзакупкам при локализации производства в стране — Медведев — ИА «Финмаркет»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4127791-0

Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII—XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия»). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII—XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

Ссылки

  1. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980, pp.233-267
  2. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 13-14
  3. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 7; Semmel B. The Rise of Free Trade Imperialism. Classical Political Economy, the Empire of Free Trade and Imperialism, 1750—1850. Cambridge, 1970, p. 179
  4. Историки считают Канкрина автором протекционистского таможенного тарифа, введенного в России в 1822 г. и просуществовавшего с некоторыми изменениями до конца 1850-х гг. Wallerstein I. The Modern World-System III. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840s. San Diego, 1989, pp. 151—152; Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, p. 547
  5. В 1891 г., в бытность Вышнеградского министром финансов, в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет, которая сохранялась в течение последующих лет, когда министром финансов был Витте. Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, pp. 549—553. Менделеев же принимал столь активное участие в разработке тарифа 1891 г., что его даже называли «менделеевским тарифом». Как пишет экономический историк Р.Портал, «Политика Вышнеградского и в ещё большей мере Витте была вдохновлена промышленным национализмом, в котором просматривается явное влияние Фридриха Листа; посредством финансовых и тарифных мер, а также прямых субсидий она создала условия необычайно благоприятные для промышленного развития» Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, part 2, p. 824
  6. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 45-46
  7. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 70, 90, 140—141
  8. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 92, 94
  9. См., например: List F. National System of Political Economy; Kahan A. Government Policies and the Industrialization of Russia. Journal of Economic History, Vol. 27, 1967, No. 4 (критика недостатков российской протекционистской политики конца XIX в.)
  10. Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603—1763. New York, 1984 pp. 166, 184; Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980 pp. 233—234; Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 90
  11. Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, пп. 12.6, 15.1, 15.2, 19.2
  12. Кузовков Ю. Глобализация и спираль истории. М., 2010, главы X—XII

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Торговля

Определения

Платёжный баланс · Счёт текущих операций (баланс по странам) · Торговый баланс (баланс по странам) · Счёт движения капиталов · Золотовалютные резервы · Сравнительные преимущества · Абсолютное преимущество · Международное разделение труда · Замещение импорта · Международная торговля (страны по экспорту · страны по импорту) · Экономическая интеграция

Организации и политика
в сфере торговли

Всемирная торговая организация · Международный валютный фонд · Всемирный банк · Международный торговый центр · Торговый блок · Зона свободной торговли · Таможенный союз · Торговые барьеры · Импортная квота · Тариф

Экономические школы

Фритредерство · Нетто-баланс · Саламанка · Меркантилизм · Протекционизм

Связанные темы

Продажи · Глобализация · Аутсорсинг · Торговая справедливость и Справедливая торговля

Кто впервые рекомендовал политику протекционизма?

Сторонники позднего меркантилизма считали, что обеспечить увеличение благородных металлов в стране необходимо неадминистративными, а экономическими средствами. К данным средствам относятся все средства, которые приводят к достижению активного торгового баланса (экспорт больше импорта).
Подробно эти средства описаны Т. Манном (1571-1641 гг.), влиятельным английским купцом и известным представителем позднего меркантилизма. Он писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться.
Экономическая политика, предложенная Т. Манном, получила название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. Она сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта.
Т. Манн предлагал следующие меры: введение протекционистских тарифов на импортные товары, квот, экспортных субсидий и налоговых льгот экспортерам и т.д. (они применяются и по настоящее время).
Поскольку эти меры реализуются при помощи государства, поэтому представители и раннего, и позднего меркантилизма само собой разумеющимся считали активное вмешательство государства в экономические процессы.

Тестовые задания для экзамена

1. Меркантилисты считали, что богатство создается в сфере:

а) производства;

б) обращения;

в) сельского хозяйства.

2.Закон Ж.Сэя гласит:

а. производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии, в то время как численность населения в геометрической;

б. воздержание понимается как образ действия человека, который воздерживается от непроизводительного употребления средств;

в. каждый продукт с того самого момента, когда он произведен, создает сбыт для других товаров на полную сумму своей ценности.

3. Соотнесите правильно:

а. Ф.Кенэ б. А.Монкретьен в. Д.Рикардо а. представитель классической школы б. глава школы физиократов в. представитель меркантилизма

4. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются :

а. несовершенство социального законодательства;

б. чрезмерно высокие темпы научно- технического прогресса;

в. постоянно высокие темпы роста численности населения.

Представители классической школы выступали

а. против вмешательства государства в экономику;

б. за вмешательства государства в экономику;

в. не рассматривали этот вопрос.

6. Выделите наиболее субъективно-психологическую школу:

а. кембриджская;

б. лозаннская;

в. австрийская;

г. американская.

7.Родоначальником монетаризма является:

а. Гелбрейт;

б. Филипс;

в. Фридмен.

8.Дж. М. Кейнс сформулировал «основной психологический закон», суть которого состоит в том, что

а. склонность людей к потреблению с ростом их дохода проявляется в той же мере, в какой растет их доход;

б. склонность людей к потреблению с ростом их дохода проявляется в большей мере, чем растет их доход;

в. склонность людей к потреблению с ростом их дохода проявляется в меньшей мере, чем растет их доход.

9. Монополия по определению Чемберлена позволяет:

а. контролировать сбыт и цены;

б. контролировать спрос;

в. контролировать цены и получать монопольную прибыль.

10. Естественный уровень безработицы составляет:

а. 4%;

б. 6%;

в. 2%.

Установите соответствие между ученым и школой (направлением)

а. А.Маршалл б. Ж.Б. Сэй в. В.Парето г. К.Менгер а. маржинализм (лозаннская школа); б. неоклассическая школа; в. маржинализм (австрийская школа); г. классическая школа.

12. Идеологами и пропагандистами протекционизма были:

а. физиократы;

б. меркантилисты;

в. представители классической школы.

13. «Эффект Веблена» – это случай проявления

а. увеличения потребительского спроса с ростом цены вследствие покупок по принципу «престижной дороговизны»;

б. уменьшения потребительского спроса с ростом цены;

в. абсолютной лояльности потребителя при любом уровне цен.

14. Представителями «Экономического романтизма» являются :

а. Сисмонди, Прудон;

б. Сен-Симон, Фурье;

в. Лист, Гильдебрант.

15. Теория трудовой стоимости :

а. стоимость товаров соизмеряется по количеству труда затраченного на их производство;

б. стоимость товаров определяется исходя из затраченных средств на их производство;

в. стоимость товаров определяется их необходимостью покупателю.

16.Ф. Лист, считал, что свобода торговли полезна для стран:

а. развитых при торговле с более слабыми странами;

б. развивающихся стран при торговле с более развитыми;

в. для стран находящихся на одинаковом уровне развития.

17. Дж. М. Кейнс сформулировал «основной психологический закон», суть которого состоит в том, что

а. склонность людей к потреблению с ростом их дохода проявляется в той же мере, в какой растет их доход;

б. склонность людей к потреблению с ростом их дохода проявляется в большей мере, чем растет их доход;

в. склонность людей к потреблению с ростом их дохода проявляется в меньшей мере, чем растет их доход.

В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является

24. Идеологами и пропагандистами протекционизма были:
а) физиократы;
б) меркантилисты; ++/ответ/++
в) представители классической школы.
25. Сторонниками активного государственного вмешательства в экономику были:
а) физиократы;
б) меркантилисты; ++/ответ/++
в) представители классической школы.
26.Закончите фразу: Впервые теоретическое осмысление земельной ренты
предпринял …………Уильям Петти ++/ответ/++
27.Объясните кратко, как Вы понимаете выражение Lassez faire laissez passer.
Пусть идет, как идет. ++/ответ/++
28. Соотнесите правильно:
Д. Рикардо- 3 1. это экономист 18 века;
А.Смит- 2 2. это экономист 17 века;
У.Петти- 1 3. это экономист конца 18-первой трети 19 века.
29. Закончите фразу: Аристотель называет хрематистикой …науку о накоплении денег.(или – в Интернете: противоестественные явления, связанные с накоплением денег) ++/ответ/++
30.В структуре капитала А.Смит выделяет следующие части:
а) первоначальные и ежегодные авансы;
б) основной и оборотный капитал; ++/ответ/++
в) постоянный и переменный капитал.
31.Выполняется по принципу «кто лишний»
А.Смит, Д.Рикардо, Л. Вальрас, ++/ответ/++ Дж.Ст. Милль.
32.Установите соответствие между ученым и школой (направлением)
А.Монкретьен — 5 1. неоклассическая школа;
А.Маршалл — 1 2. классическая школа;
Ж.Б. Сэй — 2 3. маржинализм (лозаннская школа);
В.Парето — 3 4. школа физиократов;
К.Менгер — 6 5. меркантилизм;
Ф.Кенэ — 4 6. маржинализм (австрийская школа).
33.Дайте определение капитала в трактовке К.Маркса.
Это стоимость, приносящая добавочную стоимость. ++/ответ/++
34.Автором теории прибавочной стоимости является
А.Смит
К.Маркс ++/ответ/++
А.Маршалл
35.Кратко сформулируйте » тождество Сэя».
Спрос=предложению. Предложение рождает спрос. ++/ответ/++
36.Выберите правильный ответ:
Органическое строение капитала- это С\V – постоянный к переменному? ++/ответ/++
m/v – норма прибавочной стоимости
Y/I – мультипликатор кейнса
37. Какие разделы Ж.Б. Сэй выделил в политэкономии?
Производство, распределение, обращение, потребление. ++/ответ/++
38. Установите соответствие между авторами и теориями кризисов(утверждением)
Теория недопотребления 2 1. Ж.Б. Сэй
Инвестиционная теория 3 2. Сисмонди
Экономические кризисы не являются закономерными 1 3. К.Маркс
39.Верно-неверно
Предельная полезность означает максимально возможную полезность какого-либо
Блага. – Неверно. Означает наименьшую полезность из имеющегося набора благ. ++/ответ/++
40.В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:
а) рост заграничных инвестиций;
б) превышение импорта над экспортом;
в) превышение экспорта над импортом. ++/ответ/++
41.Согласно учению Ф.Кенэ о «чистом продукте» последний создается;
а) в торговле;
б) в сельскохозяйственном производстве; ++/ответ/++
в) в промышленности.
42.Теорию народонаселения Т. Мальтуса категорически отвергал :
Д.Рикардо, К.Маркс, ++/ответ/++ А. Смит, Дж. Ст. Милль ( подчеркните правильный ответ).
43 Закончите фразу: «Экономическим романтиком» В.И. Ленин назвал ……СИСМОНДИ ++/ответ/++
44. Что такое экстерналии? Это внешние эффекты, достающиеся третьим лицам. ++/ответ/++
45.Выполняется по принципу «кто лишний»
К.Менгер, Дж.Б. Кларк, ++/ответ/++ Ф.Визер, Е.Бем-Баверк.
46.Установите соответствие между ученым и школой (направлением)
Л.Вальрас 7 1. меркантилизм;
Ф.Визер 4 2. классическая школа;
Ш.Сисмонди 5 3. школа физиократов;
Д.Рикардо 2 4. маржинализм (австрийская школа);
А.Пигу 6 5. представитель «экономического романтизма»;
А.Тюрго 3 6. маржинализм(кембриджская школа);
И.Посошков 1 7. маржинализм (лозаннская школа).
47.Основателем микроэкономики считается…….Альфред Маршалл ++/ответ/++
48.Наибольший вклад в разработку теории предельной полезности внесли:
К.Маркс;
классическая школа;
австрийская школа маржинализма. ++/ответ/++

История развития

В XVIII в. господствующей и признанной странами Европы доктриной была политика протекционизма. В тот период экономические историки отождествляли протекционизм с меркантилизмом, который был направлен на достижение положительного баланса во внешнеторговом обороте путем системы запретительных мер. Помимо этого, распространялась теория А. Смита, которая шла вразрез с политикой меркантилизма и заключалась в освобождении экономики от государственного регулирования, препятствующего естественному развитию отраслей.

В противовес теории свободной торговли, к концу XVIII в. началась развиваться политика протекционизма, которая ознаменовалась вводом первых тарифов на импортируемые товары в США министром финансов А. Гамильтоном. Вначале XIX в. Франция устроила блокаду Великобритании, после отмены которой английские товары хлынули на рынки европейских стран. Франция защитилась пошлинами, а вот государства Германского союза сделать это не успели. После того как немецкие производители стали неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, экономист Ф. Лист дал теоретическое обоснование необходимости проведения политики протекционизма в странах, начинающих путь индустриального развития.

Получается, протекционизм в истории – это экономическая теория Фридриха Листа и его последователей.

Развитие протекционизма в России

Политика протекционизма направлена на ограждение внутреннего рынка страны от нашествия импортируемых товаров. Первым проявлением подобной политики в России стал Торговый устав второго московского царя династии Романовых – Алексея Михайловича. Суть документа заключается в вводе высокой пошлины на предпринимательскую деятельность иностранцев. По прошению торговых людей в 1667 году было дозволено иностранцам торговать, но при соблюдении условий, прописанных в Новоторговом уставе.

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции — покупка золота, платины, иностранной валюты — осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм – это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

  • Квотирование – лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
  • Лицензирование – выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
  • Добровольное ограничение экспорта – договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике – это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли.

  • Внутренние налоги, сборы – платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
  • Технические барьеры – требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
  • Политика государственных закупок – проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
  • Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

  • Субсидия – денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
  • Экспортное кредитование – финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
  • Демпинг – товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма – это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *