Натурализация

Натурализация

Конституционно-правовой статус
физических лиц

Основные статусы

Дополнительные статусы

Сопутствующие понятия

Натурализация — юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (англ. naturalization) исторически означает приобретение прав природных (англ. natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:

  • регистрацию — приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом);
  • дарование гражданства — обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).

Натурализация обычно предусматривает ряд условий. Одним из них является так называемый квалификационный период — время нахождения в стране. В большинстве случаев он составляет пять лет, как в Швеции или Нидерландах. В Швейцарии квалификационный период составляет 12 лет, в Аргентине — 2 года. В ряде стран квалификационный период уменьшается для лиц титульной национальности. Например, в Японии вместо 5 лет используется 3 года для детей японской национальности, рождённых за рубежом. В арабских странах данный период может длиться от 15 до 25 лет. В Израиле квалификационный период для евреев отсутствует вообще — согласно Закону о возвращении они становятся гражданами с момента прибытия в страну. Тот же самый порядок действует и в Армении, относительно этнических армян, рождённых за рубежом.

Натурализация в Аргентине

Чтобы получить аргентинское гражданство в порядке натурализации, претенденту необходимо:

  • прожить в Аргентине легально в течение двух лет в статусе временного или постоянного резидента (кроме случаев рождения ребёнка-аргентинца или вступления в брак с гражданином Аргентины по рождению, включая случаи однополых браков);
  • обратиться в федеральный суд по истечении двухлетнего срока легального проживания (кроме указанных выше случаев) с заявлением о выдаче карты гражданина;
  • предоставить необходимые документы, сделать публикацию о намерении вступить в гражданство в газете по выбору судьи и ждать дальнейших указаний;
  • по выбору судьи сдать базовый экзамен на знание испанского языка (экзамен сдаётся в суде в свободной форме);
  • принести клятву по образцу, утверждённому законами;
  • принести полученную карту гражданина в органы исполнительной власти, получить удостоверение личности гражданина;
  • процесс натурализации от момента подачи заявления в суд занимает от 9 месяцев, лимиты рассмотрения заявлений не установлены.

Натурализация в России

Принятие в гражданство РФ производится в соответствии со статьями 13 и 14 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года № 62-Ф3. Согласно этому закону, получение гражданства Российской Федерации возможно в упрощённом или общем порядке. Для получения гражданства РФ в общем порядке требуется:

  • Быть старше 18 лет.
  • Непрерывно проживать на территории РФ в качестве постоянного жителя в течение 5 лет (срок сокращается до 1 года для специалистов в области науки, техники или культуры, соискателей политического убежища, беженцев).
  • Иметь законный источник средств к существованию.
  • Обязаться соблюдать Конституцию и законы РФ.
  • Владеть русским языком.

Существует также возможность получения гражданства РФ в упрощённом порядке, без соблюдения некоторых из вышеприведённых условий. Такая возможность предоставляется: лицам, имеющим хотя бы одного родителя — гражданина РФ, проживающего на её территории; жителям республик бывшего СССР, не получившим гражданства этих государств после обретения ими независимости; лицам, родившимся на территории РСФСР и имевшим гражданство СССР; лицам, состоящим в браке с гражданами РФ не менее 3 лет; проходившим службу по контракту в вооружённых силах РФ в течение 3 и более лет; лицам, имеющим недееспособных детей-граждан РФ старше 18 лет; участникам программы добровольного переселения соотечественников за рубежом; и некоторым другим.

Натурализация в США

Чтобы получить американское гражданство, соискателю необходимо:

  • Быть старше 18 лет (кроме натурализации собственных или усыновлённых детей).
  • Прожить в США для общего случая 5 лет в качестве постоянного жителя. Для супругов граждан США этот срок сокращен до 3 лет. Для военнослужащих вооруженных сил США — до одного года, а в военное время военнослужащий может подавать заявление о натурализации сразу после зачисления на военную службу (военную службу в США может нести только гражданин или постоянный резидент).
  • Иметь «высокие моральные качества» (несоответствующими данному критерию признаются лица, вовлечённые в проституцию, работорговлю или нелегальные азартные игры, уклоняющиеся от уплаты налогов, совершившие преступления, за которые положено более 5 лет лишения свободы, привлечённые за хранение или распространение наркотиков, алкоголики, многожёнцы, уклоняющиеся от поддержки несовершеннолетних детей и лжесвидетельствующие под присягой).
  • Сдать письменный экзамен на знание английского языка и истории США.
  • Дать присягу на верность США. В тексте присяги присутствуют слова об отказе от любого другого гражданства или подданства, однако на практике правительство США лояльно относится к наличию иного гражданства и не требует формальной процедуры отказа от него.

Натурализация в Нидерландах (Голландии)

Чтобы получить голладское гражданство в порядке натурализации, соискателю необходимо:

  • Быть старше 18 лет. (Дети младше 18 могут быть натурализованы вместе с родителем.)
  • Непрерывно легально проживать на территории Нидерландов в течение 5 лет (3 года для партнеров голландских граждан).
  • Иметь законный источник средств к существованию и быть независимым от государства.
  • Сдать натурализационный тест: 4 теста на знание голландского языка (уровень А2), тест на знание истории, культуры, права и политического устройства страны, тест на знание рынка труда в Нидерландах, прослушать семинар про равенство в стране.
  • Не иметь криминального прошлого за последние 5 лет ни в одной стране мира.
  • Не иметь неоплаченных штрафов на сумму 810 евро и выше. Сумма штрафов за последние 5 лет не должна превышать 1215 евро.
  • Отказаться от имеющегося гражданства другого государства (не обязательно для партнеров голландских граждан).
  • При подаче заявления подписать бумагу о согласии прийти на официальную церемонию лично и произнести клятву верности Нидерландам.

Процесс натурализации от момента подачи заявления занимает до 12 месяцев.

> Ссылки

  • Второе гражданство — Обзор законодательства.

Натурализация, понятие и значение

2.1 Натурализация, понятие и значение.

Натурализация (укоренение) — это прием (принятие) в гражданство иностранца по его заявлению. Ее смысл состоит в том, что любой иностранный гражданин, при условии отказа от иностранного гражданства, или апатрид могут вступить в гражданство данного государства. В международной практике сложилось положение, согласно которому обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства.

Следует иметь в виду, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия приема в его гражданство. Они обычно касаются определенного срока проживания в данном государстве, знания и уважения его языка, законов и т.п. Например соответствии с параграфом 1427 Титула 8 Свода Законов США, лицо может быть натурализовано, если заявитель прожил на территории США не менее пяти лет, после получения законного разрешения на проживание в США, проживал не менее 6 месяцев в штате, где подал заявление о натурализации, и «является лицом, обладающим высокими моральными качествами преданным Конституции Соединенных Штатов и благожелательно настроенным по отношению к действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов».

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве РФ» в редакции от 31 мая 2002 года, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение до одного года являются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; г) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; д) предоставление политического убежища на территории Российской Федерации; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению; ж) признание лица беженцем в порядке, установленном законом.

В практике натурализации различают семейный и внесемейный порядок приобретения гражданства. Под внесемейным порядком понимают ординарный (обычный) порядок приобретения гражданства. Семейный порядок регулирует приобретение гражданства при вступлении в брак или усыновлении.

Наиболее часто здесь речь шла об изменении гражданства вступившей в брак женщины, причем нередко такое изменение носило автоматический характер. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 года в статье 1 установила, что правительства, подписавших ее государств, примут меры к тому, чтобы вступление в брак женщины или его расторжение не отражалось «автоматически на гражданстве жены». Вместе с тем «иностранка, состоящая замужем… может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа». Украинское законодательство фактически распространило это право на любого из супругов (мужа или жену), вступающего в брак с гражданином Украины.

Однако более подробный анализ Конвенции о гражданстве замужней женщины в данной работе будет осуществлен в последующей главе.

Относительно приобретения гражданства усыновленным, Украинское законодательство восприняло положения, общепринятые в международной практике. В частности, статьи 11,12,15 Закона Украины от 18 января 2001 года устанавливают, что ребенок который является иностранцем или лицом без гражданства и которого усыновляют граждане Украины или супруги, один из которых является гражданином Украины, а второй- лицом без гражданства, становится гражданином Украины с момента вступления в силу решения об усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине или за границей.

Ребенок, который является лицом без гражданства или иностранцем и которого усыновляют супруги, один из которых является гражданином Украины, а второй- иностранцем становится гражданином Украины с момента вступления решения об усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине или за границей (ст. 11).

Согласно статье 12 упомянутого Закона, ребенок, который является иностранцем или лицом без гражданства и над которым установлена опека или попечительство граждан Украины или лиц, одно из которых является гражданином Украины, а другое — лицом без гражданства, становится гражданином Украины с момента принятия решения об установлении опеки или попечительства.

Ребенок, который проживает на территории Украины и является лицом без гражданства или иностранцем, над которым установлена опека или попечительство лиц, одним из которых является гражданин Украины, а другое — иностранцем, становится гражданином Украины с момента принятия решения об установлении опеки или попечительства, если он в связи с установлением опеки или попечительства не приобретал гражданство опекуна или попечителя, который является иностранцем.

Ребенок, который является иностранцем или лицом без гражданства и воспитывается в государственном детском учреждении Украины, которое по отношению к нему исполняет обязанности опекуна или попечителя, или в детском доме семейного типа, если хотя бы один из родителей-воспитателей которого является гражданином Украины, становится гражданином Украины с момента устройства в такое учреждение, при условиях, если его родители умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими или недееспособными, либо объявлены умершими.

В случае установления отцовства ребенка, мать которого является иностранкой или лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Украины, ребенок, независимо от места его рождения и места постоянного проживания, становится гражданином Украины.

Датой приобретения гражданства Украины в случае, предусмотренном этой статьей, является дата рождения ребенка или дата приобретения гражданства Украины отцом, если он приобрел его после рождения ребенка (статья 15).

Приобретение гражданства Украины детьми в возрасте от 15до18 лет может происходить лишь по их согласию.

Восстановление в гражданстве .

Восстановление в гражданстве может происходить двумя путями: посредством реинтеграции или репатриации.

Реинтеграция — это восстановление в гражданстве в случае его потери или предыдущего выхода из гражданства в соответствии со статьей 10 Закона Украины от 18 января 2001 года лицо, которое после прекращения гражданства Украины не приобрело иностранного гражданства и предоставило заявление о возобновлении в гражданстве Украины, регистрируется гражданином Украины независимо от того, проживает оно постоянно в Украине или за границей, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законодательством Украины.

Лицо, которое после прекращения гражданства Украины приобрело иностранное гражданство, возвратилось в Украину на постоянное проживание, предоставило заявление о возобновлении в гражданстве Украины, при отсутствии оснований предусмотренных законодательством, регистрируется гражданином Украины. Лицо берет обязательство прекратить иностранное гражданство и предоставить документ об этом, выданный уполномоченным органом соответствующего государства, в орган, который принял документы о возобновлении его в гражданстве Украины, в продолжение года с момента возобновления его в гражданстве Украины. Если лицо, имея все предусмотренные законодательством этого государства основания для получения такого документа, по независящим от него причинам не может его получить или ему предоставлен статус беженца или убежище , оно предоставляет декларацию об отказе от иностранного гражданства.

Лицо, которое является гражданином государства, международный договор Украины с которым, позволяет лицу обращаться для приобретения гражданства Украины, при условии если оно докажет, что не является гражданином другой договорной стороны, может предоставить заявление о возобновлении в гражданстве Украины лишь после прекращения иностранного гражданства.

Обязательство прекратить иностранное гражданство не требуется от граждан государств, законодательство которых предусматривает автоматическое прекращение лицами гражданства этих государств синхронно с приобретением гражданства иного государства или международные договора Украины с которыми предусматривают прекращение лицами гражданства |этих государств синхронно с приобретением гражданства Украины, а также от лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище и лиц без гражданства.

Датой приобретения гражданства в указанных случаях является дата регистрации приобретения лицом гражданства. Реинтеграция обычно носит индивидуальный характер, в отличие от репатриации, которая характеризуется групповым, коллективным признаком.

Таким образом, репатриация это восстановление гражданства путем возвращения в страну своего гражданства (постоянного проживания или происхождения) определенной группы лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории других государств. Это более всего касается беженцев, освобожденных военнопленных, перемещенных лиц. Особенность репатриации заключается в том, что она является переселением с правом добровольного выбора гражданства.

Репатриация осуществляется как на договорной основе (например, репатриация военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года), так и на внедоговорной основе, но при условии существования соответствующих законов в заинтересованном государстве или государствах.

Проблема возвращения на родину была актуальной после окончания Второй мировой войны, когда из Германии и стран некоторых ее союзников возвращались на родину сотни тысяч военнопленных, принудительно угнанных на работы, гражданских лиц и т. п. При этом, как известно, часть из них отказывалась возвращаться в свои страны, принимала гражданство или на иных условиях селилась в государствах Европы, Северной или Южной Америки, в Австралии. В настоящее время актуализация проблемы репатриации явилась следствием распада СССР, ухудшения экономического благосостояния в новых государствах — республиках бывшего Союза (репатриация немцев в ФРГ, евреев в Израиль и т.д.)

Закрепленное в законодательстве многих государств, в том числе и Украины, положение касательно пожалования гражданства является прежде всего формальным выражением признательности и уважения лица за какие-либо заслуги общезначимого характера. В свое время такое пожалование весьма часто применялось к первым покорителям космоса — летчикам-космонавтам. Но известны и более ранние случаи пожалования гражданства. Так, например, в 1792 году французское гражданство было пожаловано 18 видным государственным и общественным деятелям-иностранцам: американскому президенту Дж. Вашингтону, английскому философу, социологу и юристу И. Бентаму, немецкому поэту и драматургу Ф. Шиллеру и др.

Следует отметить, что в то время пожалование гражданства не влекло за собой утраты и не требовало отказа от собственного (первичного) гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится фактически единственным гражданством, которым обладает индивид.

Информация о работе «Гражданство и международное право» Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 205192
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

48888 0 0

… государств. Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них. 1.3 Правовой статус иностранцев население гражданство международное право Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под …

101560 0 0

… ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. Сессии Комиссии проходят ежегодно в течение шести недель (март -апрель) в Женеве. Комиссия готовит исследования по правам человека, рекомендации и проекты международных документов; выполняет специальные поручения Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС, в том числе рассматривает заявления, касающиеся нарушений прав человека, и занимается разбором сообщений …

158216 0 0

… и национальных мер, обеспечивавших прогрессивные сдвиги в Южной Африке, которые завершились упразднением режима апартеида и качественными преобразованиями государственного строя в Южно-Африканской Республике. 1.2 Права человека в истории международных отношений 1. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, …

34646 0 0

… 13. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2001 14. Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право. – М.: Норма, 2004. 15. Белов А.В, Двойное гражданство и проблема лояльности. // «Правоведение», №2–2002 г. 16. Доклад О.Е. Кутафина // Дипломатический вестник. №3.1998. 17. Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъектности …

Стать российским гражданином можно разными способами. Самый распространенный из них – «попросить», то есть иностранец должен написать заявление в государственные органы с просьбой принять его в гражданство Российской Федерации. Этот процесс называют натурализацией. Каким требованиям нужно соответствовать, какие документы собрать, куда обращаться и как вообще проходит натурализация в России, разбираемся в данном материале.

Что такое натурализация

В 2016 году 250 000 иностранцев получили российский паспорт. Большинство из них – украинцы, казахи, киргизы, граждане других стран СНГ. Такой прием в гражданство РФ по заявлению называется натурализацией.

Процесс регулируется законодательством страны:

  • (№ 62-ФЗ от 31.05.2002 г.);
  • (№ 115-ФЗ от 25.07.2002 г.).

Чтобы вступить в гражданство РФ таким образом, нужно выполнить ряд требований, быть законопослушным и уважать традиции и порядки страны. Примечательно, что под натурализацией понимается изъявление личного желания иностранца стать гражданином России, поэтому государственные органы тщательно проверяют каждого соискателя и имеют право не допустить недобросовестных лиц в ряды своих граждан.

Интересно, что данный термин относится к сфере международного и конституционного права. Заявители, получившие гражданство таким путем, никак не отличаются в плане реализации прав и свобод от тех, кто обрел гражданскую принадлежность по рождению.

А вот в самом законе не поясняется, что такое натурализация, здесь подобный процесс называется приемом в гражданство.

Условия для соискателей

Сам юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства проходит по установленному законом алгоритму. Решение по каждому случаю принимает президент страны. К отбору кандидатов российские государственные органы подходят особенно тщательно, при этом Россия считается сравнительно лояльным в этом отношении государством, ведь здесь сравнительно короткий квалификационный период постоянного проживания – 5 лет (например, в Швейцарии – 12, а в арабских странах – от 15 до 25). Кроме того, существует ряд «особых» случаев, которые дают основания для упрощенной схемы получения гражданства.

Законодательные нормативные акты определяют условия натурализации в России, то есть ряд требований к соискателю, которые обязательно должны быть выполнены:

  • проживание в стране в течение квалификационного периода (в России это 5 лет при общей процедуре);
  • знание языка, законов, истории России (сдается экзамен);
  • соблюдение законов и уважение традиций государства;
  • наличие источников стабильного дохода.

Процедура натурализации: краткая характеристика

Иностранцам, желающим получить российский паспорт, необходимо знать, как оформляется натурализация и как выглядит этот процесс.

Алгоритм вступления в гражданство представляет собой постепенную смену правового статуса иностранца на территории Российской Федерации в таком порядке:

  • временно пребывающий – по миграционной карте, визе;
  • временно проживающий – на основании РВП (срок – 3 года);

На нашем сайте представлен более подробный материал о том, что такое РВП.

  • постоянно проживающий – если получен ВНЖ (время действия 5 лет).

Читайте более подробные сведения о том, что такое ВНЖ.

Именно иностранцы с пятилетним «стажем» постоянного проживания в стране могут претендовать на гражданство. Законодательно предусмотрены основания для сокращения этих сроков до 3 лет, а для беженцев и высококвалифицированных специалистов – даже до 1 года.

Кроме общей и упрощенной процедур, также можно выделить следующие виды натурализации:

  • регистрация – когда не нужно выполнять никаких условий, а просто обратиться в государственные органы с прошением. Так сделать могут, например, бывшие граждане СССР, которые не получили иного гражданства после распада Союза;
  • дарование – когда за особые заслуги глава государства «презентует» иностранцу статус гражданина своей страны, например, паспорт РФ по указу президента получили актеры Стивен Сигал и Жерар Депардье, француженка Ирен де Дрейер (потомок российского эмигранта) и другие иностранцы.

Процедура натурализации в деталях

В Российской Федерации процесс натурализации проходит по определенному алгоритму. Когда выполнены все условия, гражданину нужно собрать все документы, чтобы этот факт подтвердить и подать ходатайство на имя президент страны.

Пакет документов

В комплект бумаг, необходимых для предоставления в государственные органы, входят:

  • заявление в 2 экземплярах;
  • удостоверение личности;
  • ВНЖ (оригинал и копия);
  • отказ от прошлого гражданства. Достаточно доказать намерение, например, приложить копию заявления и бланк об отправке его в дипломатическое представительство «предыдущего» государства;
  • чек об уплате госпошлины;
  • фото (4 шт.);
  • документ об образовании;
  • документ, подтверждающий знание русского языка – сертификат о прохождении тестирования или аттестат (диплом) РФ (РСФСР);
  • подтверждение источников дохода;
  • свидетельство о рождении детей;
  • документы, подтверждающие основания для упрощенной процедуры получения гражданства.

Больше подробной информации по каждому пункту читайте в материале о том, какие нужны документы для получения гражданства РФ.

При подготовке пакета бумаг важно иметь в виду, что все иностранные удостоверения и справки должны быть переведены на русский, все копии – заверены нотариально. А если имела место смена личных данных (фамилии, имени), необходимо приложить соответствующие документы (например, свидетельство о браке).

Уполномоченные органы

Чтобы получить российское гражданство путем натурализации, нужно подавать заявление и собранный пакет документов в соответствующие государственные органы.

Мы писали подробно, куда обратиться для получения гражданства РФ.

Данным вопросом занимается Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) Министерства внутренних дел РФ, иностранному гражданину необходимо обратиться в региональное отделение данного ведомства в любом городе страны.

Миграционные нормы одинаковы по всей стране, поэтому сотрудники отделений примут документы и проконсультируют в случае возникновения вопросов. Чтобы не выстаивать очередь, можно предварительно записаться на прием на . На первой же странице онлайн-записи из выпадающего списка нужно выбрать свое отделение, тип услуги и удобную дату.

Экзамен на знание языка

Как известно, принятие лица по его просьбе в гражданство предполагает выполнение ряда обязательных условий, и знание русского языка, истории и законодательства России является одним из них. Подтвердить это можно с помощью документа об образовании в России (или бывшем СССР). Если такового не имеется, нужно будет сдавать экзамен.

Не менее 65% баллов – именно столько нужно набрать иностранцу на тестировании, чтобы ему выдали сертификат. Экзамен проходит по предварительной записи и только в учреждениях, лицензированных в Министерстве образования и науки. Тест платный – 6000 рублей.

Помимо выпускников российских учебных заведений, не проходят тестирование:

  • мужчины старше 65 лет, женщины – старше 60;
  • недееспособные граждане;
  • инвалиды 1 группы.

Сколько стоит и долго ли ждать

В Российской Федерации, как и во многих государствах мира, приобретение гражданства – процедура платная. Размер госпошлины в 2019 году составляет 3500 руб.

С учетом выполнения всех определяемых российским законодательством условий «подготовительные» сроки для получения гражданства колеблются в таких пределах:

  • от 1 года – для беженцев, переселенцев, высококвалифицированных кадров;
  • от 3 лет – по упрощенной форме;
  • от 5 лет – на общих основаниях.

После написания заявления ждать приходится до 1 года, хотя возможно и более оперативное его рассмотрение.

Натурализация хозяйства

Если задуматься, то одним из системных пороков реальной советской экономики было естественное (в условиях дефицита и административно-командного управления) стремление замкнуть как можно больше потребностей в ресурсах в рамках подвластного контура управления. А есть ничто иное как натурализация хозяйства, подрыв разделения труда. Следствием чего имеем низкую производительность труда и высокую ресурсоёмкость продукции.
В качестве некоторых иллюстраций приведу отрывки из производственных интервью с сайта Сергея Белановского (я понимаю, что все, кто хотел, уже читали, но я только сейчас осилил, и то не полностью).
1. Крупные промышленные предприятия и промышленные министерства пытались как можно больше изделий изготовить своими силами. Не сделаешь себе болт — будешь сидеть без болта.
Иногда это носило вынужденный характер.
Найти поставщика, который по заказу изготовил бы балку 90, невозможно. В результате мы начинаем заказывать лист и варить из него нужную балку. Конечно, это получается во много раз дороже и гораздо худшего качества.
Понятно, что прокат балки гораздо эффективней, чем сварка из кусков листа. Но плановая экономика, в которой планирование потребности в покупных изделиях производит до разработки конструкторской документации на изделие не оставляет другой опции.
А также при случае закрыть потребности в продукции других отраслей. К примеру подшефные сельские предприятия.
Четвертая категория — заводское подсобное хозяйство, собственный совхоз. Расположено 160 км отсюда, 1300 га, сеем пшеницу и ячмень. Полученным зерном откармливаем свиней в собственном свинокомплексе. Свинством занимаемся. 11 тонн мяса в этом году сделали, по два килограмма на работника выдали (продали), еще по 2 килограмма дадим. «Золотое», конечно, мясо получается, очень велики издержки.
Вопрос: Какова себестоимость килограмма этого мяса?
Не могу Вам сказать, такой подсчет сделать невозможно, потому что все делается за счет внутренних ресурсов завода (людей, техники и т.д.). Но издержки явно очень велики. По доброй воле мы этот совхоз никогда не стали бы держать. 1300 гектаров это очень много работы. 50 человек подсобное хозяйство отбирает, и трудятся они там полгода.
Нетрудно понять, что ни о каком разделении труда речь не идёт, когда один и тот же работник полгода тянет резину занимается производством резинотехнических изделий, а полгода откармливает свиней. Уровень разделения труда меньше, чем при отхожем промысле XIX в., когда крестьянин, оставаясь таковым в юридическом смысле слова, всё же занимался вполне конкретным ремеслом.
2. Обеспечение жильём со стороны предприятий также образовывало «строительную подотрасль» производственной деятельности, кроме производства этой самой резины.
Восьмая категория — это направленные на строительство жилья, 50 человек. Тут руководство города спасает свою шкуру, так как жилье они сами обязаны были вводить. За строительство заводского жилья мы платим сполна, все по закону, но, несмотря на это, 50% объема работ мы выполняем сами.
Девятая категория — на производство сборного железобетона. Нам дают план на строительство силосных башен в подшефных совхозах, и железобетонные плиты для этих башен тоже делаем своими силами.
Сейчас с нас никто комплектацию продукции, выполнение плана не спрашивает. Первое, что с нас спрашивают — это перечисленные выше работы. Например, недавно нам сказали: два километра строящейся в городе теплотрассы — ваши.
С 1 октября есть постановление о ежедневном направлении 120 человек на овощебазу — это с ноября по май, зимний период.
3. Но теперь посмотрим с другой стороны. Дачи. Ещё одна смена, в которую рабочий и служащий, после занятий по основной специальности должен вырастить себе что-то на стол, используя дедовские, архаичные агрономические приёмы. Это в 1990-е гг. появились покупные культиваторы, удобрения. В советское время ничего этого не было. Как не было в свободном доступе и стрительных материалов. Дачное хозяйство основывалось на том, что можно украсть с «родного» предприятия.
Вопрос: А битумированная бумага тоже нужна для спокойствия?
Нет, битумированная бумага уйдет вся. Она пойдет на покрытие той нехватки, которая возникает в результате раскрадывания пергамина и рубероида.
Вопрос: Значит, дополнительное количество бумаги пойдет на стимулирование краж рубероида?
Дело в том, что там стимулировать нечего, потому что в любом случае рубероид украдут весь. А что касается шпагата, то здесь — да, дополнительные количества будут конечно стимулировать раскрадывание.
Дача нужна для того, чтобы вырастить элементарные продукты, которые не может доставить потребителю советская «товаропроводящая система».
Например, сейчас в Москве нет капусты, лука, огурцов. Почему их нет? Одна из причин заключается в том, что этот товар сгноили на базах, и магазины не хотят его принимать. Капусту по накладной дают с отходом 5%, а на самом деле он все 20%. Какой магазин возьмет такую капусту?

Есть обязательный ассортиментный минимум, который ты как директор обязан выставлять. Приходится обманывать. Звонишь на базу, например, и говоришь: «В магазине на остатках есть и зелень, и зеленый лук, и капуста», то есть я дополнительно ничего не заказываю. На самом деле ничего этого в магазине нет. Если придут с проверкой и увидят, что ассортиментный минимум не выполняется, то отвечаешь, что недостающие товары были и только вот сейчас кончились. Таким образом, магазины уклоняются от продажи этого необходимого народу товара.

Ведь для выполнения плана капуста ничего не дает. Это дешевый товар, ее доля в товарообороте невелика. Если измерять в тоннах, то доля овощей в общем объеме реализуемых товаров составит 70-80%, оставшуюся долю составляют фрукты. А если измерять в рублях, то картина меняется. Здесь фрукты составляют 70-80%. Именно на них и делают план. План делается на импорте — апельсинах, яблоках. Поэтому апельсины сейчас легче купить, чем капусту. Импортный товар хороший, отходов мало, он приносит доход. А советские овощи дохода не приносят, одни убытки. Кто же по доброй воле станет их заказывать? Заказывают сколько-то, чтобы не было нареканий, и все.
В Москве не было капусты, но были мясо и импортные фрукты. А что тогда в провинции? Хрен без соли?
Разумеется, приведенный фактор не единственный, и есть другие причины, которые проявляются во всей красе и при разделении труда. Но игнорировать его как-то не приходится.
P.S. Читать эти свидетельства весьма полезно как тем, кто не застал в силу возрасту ту действительность, так и тем кто основательно подзабыл, чтобы не попасться на удочку лиц, вещающих о «молочных реках и кисельных берегах». А то подрасплодилось последних весьма. Доказывают постановочными фотографиями и сомнительными цифрами, как же было хорошо. Под другим ракурсом тоже нужно смотреть.

Товарное производство и натуральное хозяйство

В результате разделения труда большинство людей сами не производят те товары и услуги, которые потребляют. Производители продукции очень редко являются ее потребителями. Производители ведут товарное производство.

Товарное производство — это такая форма экономической деятельности, когда производимый продукт предназначен для обмена, для удовлетворения потребностей «чужого», чаще неизвестного потребителя. Сам же продукт, предназначенный для обмена, называется товаром.

Вместе с тем к товарной форме производства человечество пришло далеко не сразу. Длительный период времени хозяйства вели замкнутую экономическую деятельность, не вступали в устойчивые контакты друг с другом, иногда лишь обменивались излишками продукции. Эти хозяйства были натуральными.

Натуральное хозяйство — это такая форма экономической деятельности, когда продукты труда предназначаются для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей производителя и из сферы производства непосредственно переходят в сферу потребления.

Натуральное хозяйство — это принцип самообеспеченности. Самообеспеченность снимает вопрос о внешней зависимости, т. е. о зависимости от других хозяйств. Натуральное хозяйство не является специализированной экономической структурой, оно не участвует в общественном разделении труда. Анализируя недостатки натурального хозяйства, можно одновременно продемонстрировать и неэффективность самообеспечения, являющегося альтернативой разделению труда и специализации.

Натуральное хозяйство способно удовлетворить весьма узкий круг потребностей. Его универсальность ограничена и, к тому же, является препятствием для совершенствования производимой продукции. Натуральное хозяйство консервативно: здесь осуществляются крайне

Глава 4. Разделение труда, обмен, деньги 65

медленные технические, технологические, организационные изменения. В нем отсутствует «внешний контроль» качества производимой продукции, чем может быть, например, конкуренция.


Натуральное хозяйство — это нонсенс для современной экономики. Вместе с тем в современном экономическом лексиконе можно встретить выражение «натурализация производства» или «натурализация хозяйства». Эти понятия используются для характеристики одной из экономических проблем сегодняшнего дня.

Натурализация хозяйства (производства) — это экономическая деятельность, связанная с расширением самообеспеченности, с расширением ассортимента выпускаемой продукции, что порождается неустойчивостью хозяйственных связей, высоким уровнем инфляции, сокращением объемов национального производства. Натурализация может быть присуща как деятельности предприятий, так и деятельности домашних хозяйств. Ее проявление можно, например, наблюдать в 90-х годах, когда в условиях глубокого экономического кризиса возник огромный массовый интерес у жителей городов к получению земельных участков для огородничества, садоводства. Конечно, многим людям нравится посвящать свободное время этим занятиям. Однако в данном случае преобладала другая мотивация — люди искали способы уменьшения своей зависимости в продовольственном обеспечении. Многие промышленные предприятия в 80 — начале 90-х годов обзавелись фермами, откормочными комплексами, теплицами, стремясь помочь своим работникам лучше решать продовольственные проблемы.

Конечно, натурализация — это индикатор проблем, возникающих в экономическом сотрудничестве людей. Натурализация отрицательно влияет на общую эффективность экономики, она враг специализации, которая, как это доказано, является необходимым инструментом повышения производственных возможностей общества. Натурализация — это один из симптомов экономического нездоровья общества. Бороться следует, разумеется, не с самой натурализацией, а с причинами, ее вызывающими, — неустойчивостью хозяйственных связей, общим спадом производства, инфляцией.

Какие бы проблемы не возникали в современном обществе, они все же не в состоянии поколебать товарные основы ведения производства.

Формы обмена

Обмен в условиях товарного производства приобретает важное значение: а) выступает как условие существования разделения труда; б) обеспечивает кооперацию производства; в) дает возможность экономическим субъектам получать товары, необходимые для удовлетворения

66 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

их потребностей; г) устанавливает порядок взаимодействия производителей и потребителей; д) выявляет, какой ценностью обладает про-. изведенный продукт, в какой мере он отвечает запросам потребителей. Обмен может осуществляться в двух формах: натуральной или денежной (рис. 4.3).

Натуральный (бартерный) обмен — это такая форма обмена, при которой один товар непосредственно обменивается на другой.

Исторически первой формой обмена как раз и был натуральный обмен. Он имеет место и в современных условиях, в периоды экономической нестабильности его масштабы даже увеличиваются. Однако распространение натурального обмена в развитых странах мира очень невелико. Это связано с теми недостатками, которые присущи этой форме обмена.

1. Возникают сложности в достижении совпадения обменных желаний разных экономических субъектов. Представим такую ситуацию: работнику обувной фабрики выдали за его труд несколько пар туфель, деньги в этом обществе не применяются; чтобы удовлетворить свои жизненные потребности, он должен обменять эти туфли на продовольствие и другие необходимые товары. Но легко ли ему будет найти не просто тех, у кого есть необходимые ему продукты, но которые еще бы хотели обменять их именно на туфли? Очевидно, нет. Несколько проще будет с обменом массово потребляемых товаров, однако и здесь наличие проблем, существенных трудностей — довольно очевидно. И чем больше наименований предметов обмена, тем больше трудностей в совпадении обменных желаний.

2. Удлиняется время обмена. Это связано с тем, что в условиях

Глава 4. Разделение труда, обмен, деньги 67

натурального обмена требуется больше времени на поиск контрагента, т.е. партнера в обменной операции. Нужно найти экономического субъекта с подходящими обменными желаниями. Следует заметить, что в экономике, также как и в других сферах жизнедеятельности людей, фактор времени играет очень большую роль.

3. Сдерживается развитие производства, расширение хозяйственных структур. Чем сложнее реализация товара, длиннее время, отводимое на ее осуществление, тем сдержаннее отношение к развитию, расширению производства. Кто станет увеличивать объемы производства, если еще не реализована ранее произведенная партия товара, если для нее еще ведутся поиски потребителя, контрагента?! При натуральном обмене все фазы экономического цикла — привлечение ресурсов, производство, сбыт — более растянуты, скорость оборота капитала меньше.

4. Увеличиваются затраты на реализацию, хранение товара. Это уже как следствие удлинения времени обмена, наличия больших сложностей и нахождении контрагента.

Эти недостатки, характерные для натурального обмена, обусловили поиск иной формы обмена, которая бы позволила сделать его более эффективным и, как следствие, — более устойчивой специализацию. Появление денежной формы обмена позволило преодолеть недостатки, свойственные бартерному обмену.

Денежный обмен — это такая форма обмена, при которой люди «начале обменивают товар на деньги, а потом уже с их помощью получают другой товар.

Деньги выступили в роли посредника, промежуточного звена в обменных операциях. Теперь, чтобы удовлетворить потребности в каких-то жизненных благах, нужно вначале свой товар обменять на деньги, а затем уже полученные деньги на желаемые блага. Внешне, вроде бы, обменные отношения усложнились. Однако это как раз тот случай, когда две сделки проще, чем одна.

Деньги выступили средством облегчения обмена, их применение стало мощным фактором ускорения экономического прогресса общества.

Нашу жизнь сегодня трудно представить без денег. Во всех странах мира деньги выступают одним из основополагающих элементов экономической организации общества.

68 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

14. Отмирание денег и натурализация хозяйственных отношений в эпоху военного коммунизма. «Главкизм»

Декрет ВЦИК от 2 сент. 1918 объявил всю Сов. республику военным лагерем. Хоз. жизнь подчин. требованиям воен. режима. Экон. политика в годы гражд. войны получ. назв. военного коммунизма. Заверш. нац-ция. Измен. прод. политика. Хлебная монополия дополнена сист. продразверстки(кр-янин обязан сдавать все излишки). С лета 1918 по 1920 Сов. республика была отрезана от важн. сырьевых районов, что ударило по машиностр-ю. Текст. пром-ть тоже переживала трудности, т.к. перестал поступать хлопок и шелк и уменьш. посткпл. льна и шерсти. Между тем нужно было макс. увеличить произв-во вооруж., боеприпасов, обмундиров. для армии. ВСНХ получ. строго централиз. структуру: разделен на главки и центры, кот. непосредственно управл. предпр. В ряде отраслей между главком и центром стояло соед. звено—трест(руковод. работой отрасли в пределах своего региона). Главки, центры и тресты опред. специализацию подчин. им предпр., разрабат. для них произв. программы, распред. сырье, оборуд. и раб. силу. Происход. натурализация хоз. отношений. Нужные материалы фабрики и заводы получ. от гос-ва по ордерам и без соотв. ден. расчетов. Банки упразднены. Натурализации подверглись и отнош. рабочих с гос-вом. В 1919 з/п замен. натуроплатой, т.е. «пайковым довольствием». Торговля была офиц. упразднена, но и на черном рынке преоблад. натур. обмен. Для эффект. снабжения Кр. армии(5,5 млн чел.) нужно было созд. спец. органы и сосредоточить наличные силы и средства на наиб. продуктивных предпр. Был созд. Чрезвыч. уполномоч. Совет обороны по снабж. Кр. Армии(Чусоснабр). Все заводы поделены на 4 группы: «ударные», «работающие», «длительно остановл.» и «подлежащие ликвид.». Ударные обслуживали непоср. нужды фронта. На стратегич. важных участках хоз. работ введена милитаризация работников. Раб. обяз. выполнять установл. норму выработки в порядке боевого приказа, не могли покид. раб. место. Раб. день удлин. до 12 ч. Можно было ввод. дополнит. сверхурочные работы. В рез-те введения всеобщей труд. повинности остановлен топливный кризис. Уклонение от труд. повинности счит. дезертирством. Натурализация эк-ки—попытка перейти к коммунист. безден. отношениям. в 20г был принят план ГОЭЛРО-электрификац и развитие прома.

15. Нэп и восстановление частнохозяйственных отношений в Советской России в 1921-1925. Денежная реформа 1922-24 гг. Трестовский хозрасчет.

После окончания войны для восстан. хоз-ва нужно было перейти на новую экон. политику. Решающим актом перехода к нэпу стала замена продразверстки продналогом. У кр-янина появ. стимул к расширению произв-ва: уплатив налог, оставшуюся часть он мог пустить в продажу. К сер. 1921 тов/оборот стал обращаться к деньгам. С осени 1921 прав-во встало на путь сознат. восстан. и широкого исп-ния тов/ден. отношений в эк-ке. Частный сектор был в осн. представлен мелкими, денац-ыми в 1921 предпр. В пром-ти разреш. капиталистич. предприним-во в огранич. формах: мелкие частные предпр. до 20 чел., сдача в аренду гос. предпр, созд. смеш. АО с участием гос. и частного капитала, сдача хоз. объектов в концессии иностранцам. Гл. обр., частный капитал обосновался в легкой пром-ти, в тех отраслях, кот. были связ. с крест. хоз-вами и индивид. промыслами. Однако удельный вес «частников» не должен был превыш. 25-30%. В с/х произошло сниж. и упрощение порядка взимания продналога. С 1924 налог начин. взиматься в ден. форме. Гл. напр. гос. политики в деревне было содействие кооперированию кр-ян. Кооперативы играли гл. роль в восстан. тов/оборота м/у городом и деревней. Слабым местом восстан. с/х была его низкая товарность. Простое восстан-е крест. хоз-ва не могло решить проблему снабж. города. Кроме того, уменьш. доля тов-ых культур, увелич. доля грубых прод. культур, кот. обеспечивали жизнь крест. семьи. В пром-ти предпр. были переведены на хозрасчет. Его введение означ. снятие заводов с полного гос. иждивения. Отныне предпр. должны были возмещать произв. расходы за счет собств. доходов. Переход на хозрасчет обусловил измен. Госплана. Его основой по-прежн. остав. ГОЭЛРО, но теперь во главу угла став. задача устан. очередности в восстан-и отд. отраслей. Произошла перестройка форм управл. пром-ти. Жесткая централизация сист. управл.-«главкизм»- сковывала инициативу предпр. Первичным звеном управл. стал трест. Если главку подчин. все предпр. страны по какой-то отрасли, то тресту—лишь группа предпр., объед. по произв/территор. признаку. Трест явл. имущественно обособл. единицей и непоср. управл. подчин-ыми ему предпр., кот. были лиш. прав юридич. лиц, не имели своего баланса и отчетности. Тресты им. право самост. реализ-ть на рынке свою прод-ю, закуп по своб. ценам сырье, материалы, оборуд. Но сбытовой аппарат трестов был слаб, не имел опыта. Отсюда—очень выс. издержки обращ. В 1923 провед. реформа, в осн. кот. положен принцип синдицирования трестов. Син-ты предст. собой отраслевые торг. объедин. и подчин. непоср. ВСНХ. Рыночная конкур. м/у трестами была устранена. На сон. з-на от 11 окт. 1922 были выпущены 10-руб. банкноты(червонцы), кот. в отличие от совзнаков вып-сь не просто для покрытия бюдж. дефицита. Т.о., было 2 ден. сист.: пад. в цене совзнаки и тв. червонцы. М/у ними ежедневно устан. новое соотнош. заверш. этап ден. реформы наступ. в февр. 1924, когда были выпущ. новые казнач. билеты достоинством 1, 3 и 5 руб. золотом, а также серебр. и медные размен. монеты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *