Местный бюджет

Расходы местных бюджетов

На основании ст. 66 БК РФ расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся па текущие и капитальные. Капитальные расходы бюджетов – это часть местного бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития (порядок и условия его формирования должны определяться специальным федеральным законом, который на сегодняшний день не принят). Текущие расходы местных бюджетов – это часть местного бюджета, обеспечивающая ежедневное, оперативное функционирование органов местного самоуправления, муниципальных организаций, а также другие расходы местных бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходование средств местного бюджета осуществляется в следующих формах:

  • – выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • – оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;
  • – ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • – предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • – предоставление субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • – инвестирование в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • – выделение средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Виды расходов, совместно финансируемых из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, определены в ст. 85 БК РФ, виды расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, – в ст. 87, расходные обязательства муниципального образования – в ст. 86 БК РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования – это свод нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет местного бюджета. Примеры реестров расходных обязательств органов местного самоуправления муниципального района и поселения приведены в приказе Минфина России от 27.08.2004 № 243 «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений».

Согласно статье 1423 БК РФ поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке кооптации депутатов представителей поселений (нс путем прямых выборов), обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок расчета, перечисления и использования указанных субсидий определяются уставом муниципального района. В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Минфином России.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает запрет на принудительное привлечение (например, путем принятия решения органом государственной власти) средств местного бюджета для финансирования вопросов государственного значения. Однако сами органы местного самоуправления имеют право принять решение о направлении средств собственных местных бюджетов на финансирование переданных им отдельных государственных полномочий. Соответствующая процедура регулируется уставом муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в связи с осуществлением отдельных государственных полномочий, исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций. При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ. Расходы бюджетов муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в случае, если формирование представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, урегулированном специальными нормами Федерального закона № 131-ФЗ.

Данный подход законодателя порождает серьезные проблемы, главной из которых является возникновение так называемых встречных финансовых потоков. Особенно это справедливо для дотационных муниципальных образований (а их сейчас более 90%, и вряд ли эта цифра в ближайшем будущем изменится), поскольку сначала они собирают налоги и другие платежи, переводят их на уровни государственной власти, затем от органов государственной власти получают субвенции и дотации на покрытие расходов местного бюджета. Кроме того, часть средств в виде «отрицательного трансферта» может отправляться «наверх» на уровень муниципального района для решения вопросов межмуниципального значения. Представляется, что такая система, которая постоянно связана с переводом денежных средств с одного уровня на другой, не может быть эффективной. Кроме того, чем больший путь проделывают денежные средства, тем больше создается возможностей для злоупотреблений и их неэффективного использования. Таким образом, бюджетной системе по-прежнему недостает четкости, ясности, прозрачности.

В соответствии с нормами БК РФ органы местного самоуправления наделены рядом бюджетных полномочий, причем в разных типах муниципальных образований эти полномочия неодинаковы. Так, органы местного самоуправления поселений наделены компетенцией по установлению порядка составления и рассмотрения проекта, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; установлению и исполнению расходных обязательств муниципального образования; определению порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществлению муниципальных заимствований и т.д. А органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеперечисленных полномочий, устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, определяют порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера и т.д.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случаях и порядке, предусмотренных названными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, расходы местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод, что органы местного самоуправления далеко не всегда самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Это означает, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять лишь отдельные статьи расходов, которые могут включать какие-либо направления финансирования: промышленности, социальной инфраструктуры, системы транспорта и коммуникаций в муниципальном образовании и т.д. Но все основные параметры местных бюджетов подлежат согласованию с органами государственной власти (финансовыми управлениями или иными отраслевыми подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ), что существенным образом ограничивает принцип самостоятельности местной бюджетной системы; отдельные виды расходов местных бюджетов также требуют согласования. Наконец, Минфин России и его территориальные подразделения осуществляют постоянный контроль за процессом исполнения местного бюджета. Таким образом, фактически местная бюджетная система тесно связана с другими уровнями бюджетной системы РФ, она не является самостоятельной, и процесс накопления и расходования денежных средств в ее рамках находится под жестким контролем со стороны государства.

Несмотря на то что данные положения фактически не соответствуют принципу самостоятельности местного самоуправления, их наличие следует признать разумным, поскольку неразвитость российских институтов гражданского общества не позволяет обеспечить надлежащий общественный контроль за расходованием ресурсов, взимание которых осуществляется в публично-правовом порядке.

Статья 51. Бюджет городского округа (местный бюджет)

1. Городской округ имеет собственный бюджет (местный бюджет).

2. Бюджет городского округа разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта представительного органа муниципального образования — Собрания депутатов городского округа.

3. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе, утверждаемым Собранием депутатов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Дагестан;

4. Глава администрации несет ответственность перед Собранием депутатов городского округа «город Дербент» за неисполнение бюджета.

Статья 52. Доходы бюджета городского округа

1. Доходы бюджета городского округа формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, других доходов, в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Дагестан, решениями Собрания депутатов в распоряжение органов местного самоуправления.

2. В доход бюджета городского округа зачисляются:

— средства самообложения граждан в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о самообложении граждан в городском округе, утвержденным Собранием депутатов;

— местные налоги и сборы;

— отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Дагестан;

— субвенции, представляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Дагестан;

— безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ и другие безвозмездные поступления;

— доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Собрания депутатов городского округа, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

— штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

— добровольные пожертвования;

— иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Дагестан и решениями органов местного самоуправления.

Статья 53.Расходы бюджета городского округа

1. Расходы бюджета городского округа осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Администрация городского округа ведет реестр расходных обязательств городского округа в порядке, установленном администрацией городского округа.

2. Решением Собрания депутатов определяются размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постояннойоснове, главы городского округа, устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Размер должностного оклада муниципального служащего, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми Собранием депутатов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан.

3. Расходование средств бюджета городского округа осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных решением Собрания депутатов городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год.

4. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Дагестан. В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иРеспублики Дагестан, осуществление расходов местного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Дагестан, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 54.Участники бюджетного процесса и исполнение бюджета городского округа

1. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению и утверждению бюджета городского округа, исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета, входят:

— Собрание депутатов городского округа;

— глава городского округа;

— администрация городского округа;

— контрольно-счетная палата городского округа.

2. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Кассовое обслуживание исполнения бюджета городского округа осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

ДОТАЦИИ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ

Следующая > В конец >>

-средства, которые выделяются местным бюджетам из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Д. М. Б. выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Д. М. Б. из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов

предназначены для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов.

Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов предоставляют Д. М. Б. в установленном законом субъекта РФ порядке и в соответствии с бюджетным законодательством в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Размеры Д. М. Б. определяются для каждого поселения субъекта Российской Федерации, если

иное не предусмотрено законом.

Д. М. Б. из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов

распределяются между муниципальными районами субъекта РФ, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета муниципального района не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, который определен в качестве критерия для предоставления Д. М. Б. Распределение Д. М. Б. из этих фондов утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. При этом часть Д. М. Б. может предоставляться каждому муниципальному району субъекта Российской Федерации в расчете на одного жителя в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Д. М. Б. полностью или частично могут быть заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений законодательством субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Д. М. Б. могут предоставляться и из районных фондов финансовой поддержки поселений.

Д. М. Б. из этих фондов распределяются между поселениями, входящими в состав соответствующего муниципального района, при этом уровень расчетной бюджетной обеспеченности не должен превышать уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений, который определяется в качестве критерия для предоставления Д. М. Б.

При определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений не допускается использовать показатели

фактических доходов и расходов за отчетный период или показатели прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных городских и сельских поселений.

Распределение Д. М. Б. из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа

муниципального района о бюджете этого района на очередной финансовый год.

6.2. Местные бюджеты. Особенности их формирования

Экономическую основу местного управления и самоуправления составляют местные бюджеты. К местным относятся областные, районные,

городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов. В республике на конец 2000 г. функционировало 1664 местных бюджета. Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. К примеру, бюджеты сельсотетов, поселков, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района. Соответственно бюджеты районов, городов областного подчинения и областные бюджеты составляют консолидированный бюджет области.

Минимальный консолидированный бюджет не является самостоятельным, он определяется с учетом среднереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя.

В основе формирования местных бюджетов лежат принципы:

• социальной направленности;

• экономного и целевого использования ассигнований;

• стимулирования регионов к зарабатыванию средств;

• избирательной поддержки тех, кто работает с отдачей и эффективно.

В период перехода к рыночным отношениям особенно важно обеспечение социальных гарантий и социальной защищенности населения. В связи с этим повышается роль местных бюджетов как главного инструмента решения этих проблем. Прогнозирование расходов при формировании местных бюджетов осуществляется по следующим направлениям:

• капитальные вложения на развитие инфраструктуры регионов, стро-ительство жилья;

• финансирование текущего содержания отраслей социально-культурной сферы;

• дотации (на содержание жилых домов, транспорта, на возмещение разницы в ценах);

• социальная защита населения (пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям и др.);

• расходы на поддержку АПК (расходы по уценивайте СТОИМОСТИ минеральных удобрений, средств защиты растений и др.);

• расходы на финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства.

Особенностью местных бюджетов является высокий удельный вес расходов на социально-культурные нужды. Около 70 % всех расходов государства на эти цели проходит через местные бюджеты. Из них финансируется большая часть расходов на просвещение, здравоохранение, которые имеют не только местное, но и общенациональное значение. Средства местных бюджетов используются на региональные мероприятия по социальной защите населения, предоставление безналичных субсидий финансирования жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социально-культурной сферы (местного подчинения), физической культуры.

При определении основных направлений расходов учитывается необходимость обеспечения бюджетной сферы в достаточных объемах финансовыми ресурсами на выплату заработной платы, стипендий, оплату питания, приобретение медикаментов, а также для расчетов за потребляемые энергоресурсы.

Кроме того, местным бюджетам передана часть расходов, ранее финансировавшихся из республиканского бюджета, в том числе расходы на строительство объектов коммунальной собственности, на известкование кислых почв, эксплуатацию мелиоративной сети и др.

Однако при этом не было обеспечено соответствующее увеличение доходов. Поскольку собственные доходы местных бюджетов далеко не адекватны их расходам, такое увеличение расходов без децентрализации бюджетных ресурсов, налоговых поступлений привело к усилению неравенства между регионами (региональной дифференциации).

Следует отметить, что часть расходов местных бюджетов, имеющих общегосударственное значение, так же, как и в других странах, будет финансироваться из республиканского бюджета. Это расходы на оборону, обеспечение безопасности, правоохранительную деятельность.

В соответствии с принятой Концепцией развития местных бюджетов в Республике Беларусь доходная часть их формируется за счет:

• собственных доходов, налогов и сборов;

• закрепленных источников доходов для бюджета каждого уровня;

• отчисления от республиканских налогов и сборов по регулирующим источникам доходов.

В местные бюджеты поступают также дотации, субвенции, субсидии.

Дотация — сумма средств, выделяемая из вышестоящего бюджета на безвозвратной основе, без оговаривания ее целевого использования, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета.

Су бвенция — средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на конкретные цели (целевая дотация).

Субсидия — сумма средств, предоставляемая из вышестоящего бюджета для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

К собственным доходам относятся: плата за землю, налог на пользование природными ресурсами, налог на недвижимость.

За местными бюджетами закреплены также акцизы по вину и пиву и другим алкогольным напиткам, полученным методом сбраживания, слабоалкогольным напиткам (кроме взимаемых при ввозе на территорию Республики Беларусь), экологический налог за переработку нефти и нефте ? продуктов, налог по упрощенной системе налогообложения.

В состав собственных доходов входят местные налоги и сборы, которые являются дополнительным источником финансирования социально-экономического развития регионов. Установлен минимальный их уровень в доходах местных бюджетов в размере 3 %.

Советы депутатов областных и базового территориального уровней имеют право вводить местные налоги и сборы по пяти категориям:

• сборы с пользователя;

• налоги на продажу;

• сборы за услуги;

• налоги, связанные с рекламной деятельностью;

• целевые сборы на обновление и восстановление пассажирского транспорта, на содержание и развитие инфраструктуры города, района и др.

При этом сборы с пользователя вводятся Советами депутатов базового территориального уровня и зачисляются в соответствующие бюджеты. Целевые же сборы устанавливаются областными Советами и зачисляются в бюджеты областей. Однако областные Советы депутатов могут предоставить право введения и зачисления указанных сборов в бюджеты базового территориального уровня. Хотя местные Советы широко используют предоставленное им право по введению на своих территориях местных налогов и сборов, увеличивают количество налогов и применяют максимальные ставки, удельный вес их в общем объеме доходов местных бюджетов составляет порядка 8 %. Местные налоги и сборы, являясь дополнительным источником доходов регионов, вместе с тем, приводят к усилению налоговой нагрузки и региональной дифференциации налогообложения.

Поэтому законодательно закреплено положение, что налоговые ставки не должны превышать:

— по налогам с продаж — 5 % выручки от реализации;

— по целевым сборам — 5 % от суммы, остающейся в распоряжении прибыли. Было бы более обоснованно устанавливать предельный размер местных налогов по отношению к общему объему собственных доходов, так как именно местные налоги используют территориальные органы власти для доведения собственных доходов до установленного минимального уровня.

Следует отметить, что в 1999 г. сверхплановые поступления собственных доходов более чем на 5 % были обеспечены за счет местных налогов и сборов.

При составлении местных бюджетов на очередной год основываются на отчетных данных об исполнении бюджетов, параметрах прогнозов социально-экономического развития территории, региональных программах, прогнозных оценках доходов. Самостоятельность бюджетов обеспечивается, прежде всего, наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Преобладающую долю в поступлениях должны составлять собственные и закрепленные источники доходов. Только в этом случае возможны реализация принципа финансовой самостоятельности, автономия местного самоуправления.

В то же время следует отметить, что наблюдается процесс централизации финансовых ресурсов, замещения собственных и закрепленных доходов регулирующими доходами, что приводит к встречным финансовым потокам, уменьшению возможностей регионов по привлечению дополнительных доходов.

Так, удельный вес собственных и закрепленных доходов в местных бюджетах сократился с 48,3 % в 1999 г. до 43,9 % в 2000 г. и соответственно увеличились поступления от общереспубликанских налогов и доходов — с 31,2 до 36,7 %.

Состав и размеры части общереспубликанских налогов и доходов, зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска, определяются ежегодно в Законе «О государственном бюджете республики».

Разграничение части общереспубликанских налогов, доходов и сборов производится: а) между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения — областными Советами депутатов; б) между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов — районными Советами.

В местные бюджеты производятся отчисления:

• от налога на добавленную стоимость (кроме взимаемого при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь);

• налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций всех форм собственности;

• акцизов по спирту из пищевого сырья, водке и ликероводочным изделиям, водно-спиртовым настоям (кроме взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь).

Если в 1998 г. в местные бюджеты зачислялось 30 % акцизного налога, то в 2000 г. — 50 %. Отчисления от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость производятся по нормативам, дифференцированным по регионам.

Показателем бюджетной обеспеченности региона является отношение бюджетного потенциала территории к расходам. Под бюджетным потенциалом понимается объем собираемых на территории региона налоговых и неналоговых доходов. Этот индикатор характеризует бюджетную мощность территории, ее возможности по формированию собственных бюджетных доходов и общих бюджетных доходов республики.

Регионы республики разнятся по природному, а также промышленному потенциалу, что обусловливает различия и по бюджетному, финансовому потенциалу. Как правило, регионы, имеющие более высокие душевые показатели валового регионального продукта, являются более сильными и по бюджетному потенциалу. Наибольший бюджетный потенциал и бюджетная обеспеченность среди регионов республики принадлежат г. Мин-, ску, что связано, прежде всего, с высоким уровнем его промышленного^ развития. Статус столичного города также обусловливает его особое поло-«* жение по бюджетной обеспеченности и роли в формировании республиканского бюджета. В районах г. Минска ситуации также складываются’ по-разному. Больший бюджетный потенциал у Заводского района, как одного из основных промышленных центров.

Наряду с индикатором общей бюджетной обеспеченности важное зиа-1 чение имеет показатель обеспеченности собственными доходами, кото-* рый характеризует финансовую самостоятельность региона, его возможл ности по формированию доходной части бюджета и финансированию расходов.

Только четвертая часть доходов местных бюджетов формируется за счет собственных доходов, а три четверти—за счет источников, совершенно не контролируемых местными органами власти. То есть регионы не располагают независимой налоговой базой, достаточными гарантированными ресурсами для финансирования своих потребностей, что негативно сказывается на их развитии.

Причем наблюдается существенная дифференциация по областям. Так, в 1998 г. в бюджет Гродненской области было зачислено 33,4 % от общего объема доходов, поступающих на ее территорию, Могилевской — 28,6, Витебской — 28,1, Гомельской — 25,1 %.

Важной проблемой является обеспечение сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов, особенно базового уровня. Около 90 % местных бюджетов являются дотационными. Причем в отдельных районах удельный вес дотаций составляет более 50 %. Высокий уровень дотационное™ обусловлен не только недостаточностью собственной доходной базы в районах, но и немотивированным распределением регулирующих доходов между областным и районными бюджетами. Районам устанавливаются заниженные нормативы отчислений от общереспубликанских доходов. Значительная часть регулирующих доходов остается в областном бюджете и затем передается в виде дотаций в бюджеты районов.

Негативным последствием такого внутриобластного бюджетного регулирования является зависимость нижестоящего бюджетного уровня от вышестоящего, отсутствие заинтересованности в увеличении собственных доходов.

Для формирования дополнительных источников покрытия расходов местные органы власти создают целевые бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых аккумулируются теперь в местных бюджетах. К ним относятся: фонд охраны природы, дорожный фонд, фонд поддержки ведомственных дошкольных учреждений, фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда. Следует отметить, что в 1999 г. вместо целевого бюджетного фонда были введены целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в размере 0,5 % выручки от реализации продукции, работ, услуг. Областные и Минский городской Советы имели право увеличивать или уменьшать размер отчислений, но не более чем в 2 раза: При этом не менее 30 % средств целевого сбора предусмотрено было направлять на субсидии предприятиям и организациям по возмещению части затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.

Областным и Минскому городскому исполнительным комитетам пре-» С 2001 г. отчисления в указанный фонд, а также в жилищно-инвестици-онные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (целевой сбор) намечается производить по общему нормативу в размере 2,5 % выручки от реализации товаров (работ и услуг).

Областные и Минский городской исполнительные комитеты образовывают инновационный фонд за счет отчислений в размере до 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг).

Наличие такого большого количества целевых бюджетных фондов не оправданно, так как это затрудняет маневрирование бюджетными ресурсами, а также приводит к увеличению налоговой нагрузки. Целесообразно постепенное их сокращение, а в последующем и полная ликвидация. В частности, в 2001 г. предполагается прекратить взимание целевых сборов на содержание детских дошкольных учреждений. Следует сказать, что такой сбор не имеет аналогов в мировой практике.

Местные Советы имеют возможность увеличения доходов за счет повышения ставок и сокращения льгот по группе собственных доходов, прежде всего, по местным налогам и сборам, а также по налогу на имущество. Они, как правило, используют это свое право, что приводит к региональной дифференциации налогообложения и ставит предприятия, расположенные в разных регионах, в неравные условия хозяйствования. Поэтому намечается отменить для местных органов право увеличивать ставки налога на имущество.

Целесообразно установить и предельный размер местных налогов и сборов по отношению к общему объему собственных доходов. При этом дополнительные налоги, вводимые сверх учтенных в базе, не должны вызывать уменьшения формирующих доходов или суммы дотаций.

> Теоретические основы функционирования муниципального бюджета

Муниципальный бюджет: сущность, функции и роль в осуществлении задач региона

В XX веке во всём мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного сектора является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций местные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово бюджетными правами. В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-сбытовым обслуживанием населения.

Понятие «местного бюджета» в различных источниках трактуется по-разному. К примеру А.М. Бабич определяет местный бюджет как централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

А вот Г.Б. Поляк дает такое понятие местному бюджету. Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Также он определяет сущность, функции и значимость муниципальных бюджетов.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • — формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • — распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • — контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепление в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органа ми и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.

Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления могут образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ наделены следующими функциями:

  • 1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;
  • 2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
  • 3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
  • 4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
  • 5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
  • 6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.;
  • 7) другие функции, предусмотренные законодательством.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.

В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Органы государственной власти гарантируют:

  • 1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
  • 2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
  • 3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:

  • 1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
  • 2) в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Функции местных бюджетов.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

— формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

— распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Процесс преобразования бюджетной системы — сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетное финансирование? Описание и определение понятия.
Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности.

Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств государственным предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают). Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения. К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования. Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения). Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства. Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Методы осуществления бюджетного финансирования

Для осуществления бюджетного финансирования применяются два метода:

  1. метод перечисления средств бюджетов. Осуществляется путем перечисления денежных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств;
  2. метод единого казначейского счета (ЕКС – является основным счетом государства и используется для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.).

Бюджетное финансирование также может сочетается с кредитованием за счет бюджетных средств. Действующим законодательством государства определяется предоставления кредитов органам управления других уровней, включая государственные внебюджетные фонды, предоставление кредитов предприятиям, учреждениям, организациям.

Мы коротко рассмотрели бюджетное финансирование.

  • Доходная усадьба — Имение, в котором назначение и группировка сооружений, а также участков территории определяются не эстетическими соображениями, а потребностями товарного производства… Архитектурный словарь
  • ДОХОДНАЯ СТАВКА — показатель дохода, получаемого жел.-дор. тр-том на единицу работы—1 ткм, 1 пассажиро-километр. В течение ряда лет Д. с. по отдельным ж. д. не определялась… Технический железнодорожный словарь
  • Собственные доходы местных бюджетов — в РФ — налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными … Финансовый словарь
  • Доходная облигация — см. Облигация… Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  • Облигация доходная — облигация, погашение которой гарантировано стабильными доходами, например, государственными, муниципальными… Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  • Бюджетное регулирование местных бюджетов — в РФ процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом гос-ных минимальных социальных… Большой юридический словарь
  • ДОХОДНАЯ ОБЛИГАЦИЯ — 1. Тип облигации … Словарь бизнес терминов
  • Облигация Доходная — англ. profitable bond облигация, по которой процент выплачивается только в том случае, если выпустившая ее компания получит доход… Словарь бизнес терминов
  • Доходная акция — обыкновенная акция, текущая доходность по которой сопоставима с доходностью ценных бумаг с фиксированным доходом. — акция с длительной историей и стабильными выплатами дивидендов более высоких, чем в среднем… Финансовый словарь
  • Доходная облигация — ДОХОДНАЯ ОБЛИГАЦИЯ 1… Финансовый словарь
  • Доходная часть местных бюджетов — в РФ — собственные доходы и поступления от регулирующих доходов. Доходная часть может также включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам.См. также:&nbsp… Финансовый словарь
  • Доходы местных бюджетов — в РФ — местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ.См. также:&nbsp… Финансовый словарь
  • Налоговые доходы местных бюджетов — в РФ — — собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ… Финансовый словарь
  • Неналоговые доходы местных бюджетов — «….. Официальная терминология
  • Расходная часть местных бюджетов — «…1. включает: 1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации… Официальная терминология
  • ДОХОДНАЯ ОБЛИГАЦИЯ — облигация, по которой процент выплачивается только в случае получения ее эмитентам дохода… Энциклопедический словарь экономики и права

Доходная часть местных бюджетов

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и│

│безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской│

│Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской│

│Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов│

│местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из│

│собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также│

│может включать финансовую помощь в различных формах (дотации,│

│субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных│

│образований), средства по взаимным расчетам │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за│

│местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе│

│федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые│

│представительными органами местного самоуправления в соответствии с│

│законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты│

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Собственные доходы │

│ (ст. 55 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих │

│ принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») │

├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Средства самообложения граждан │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Доходы от местных налогов и сборов │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Доходы от региональных налогов и сборов │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Доходы от федеральных налогов и сборов │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы│

├──┤Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной│

│ │обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные│

│ │трансферты │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты│

│ │налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в│

├──┤размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами│

│ │представительных органов муниципального образования, и часть доходов от│

│ │оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями│

│ │платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом│

│ │отнесено к компетенции органов местного самоуправления │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├──┤Добровольные пожертвования │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами│

└──┤субъектов Российской Федерации и решениями органов местного│

│самоуправления │

│ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Бюджетный процесс и его структура

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской│

│Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного│

│самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и│

│рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов,│

│контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета,│

│составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной│

│отчетности │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Многоуровневая система управления бюджетами Российской Федерации

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Консолидированный бюджет Российской Федерации │

└──────────┬────────────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────────┘

│ │ │

▼ ▼ ▼

┌──────────┴───────────┐ ┌───────────┴─────────────┐ ┌───────────┴─────────────┐

│ Федеральный бюджет │ │Консолидированные бюджеты│ │Консолидированные бюджеты│

│ │ │субъектов Российской │ │городов федерального│

│ │ │Федерации │ │значения Москвы и Санкт-│

│ │ │ │ │Петербурга │

└──────────────────────┘ └───┬───────┬─────────────┘ └──────────────┬──────────┘

┌─────────────────────┘ │ │

▼ ▼ ▼

┌─────────┴────────────┐ ┌───────────┴─────────────┐ ┌──────────────┴──────────┐

│Консолидированные │ │Бюджеты городских округов│ │Бюджеты внутригородских │

│бюджеты муниципальных │ │ │ │муниципальных образований│

│районов │ │ │ │ │

└────┬────────────┬────┘ └─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘

│ │

▼ ▼

┌────┴────┐ ┌────┴────┐

│Бюджеты │ │Бюджеты │

│городских│ │сельских │

│поселений│ │поселений│

└─────────┘ └─────────┘

Варианты бюджетного процесса

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Стадии бюджетного процесса │

└─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┴────────────────────────────────┐

│Разработка прогноза социально-экономического развития города├────┐

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

┌─────┤Разработка рабочей документации к проекту бюджета города,│◄───┘

│ │представляемой в городской Совет │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

└────►│Рассмотрение проекта бюджета города в первом чтении ├────┐

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

┌─────┤Рассмотрение проекта бюджета города во втором чтении │◄───┘

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

└────►│Утверждение бюджета города ├────┐

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

┌─────┤Исполнение и внесение изменений в бюджет города │◄───┘

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

└────►│Организация контроля бюджетного процесса ├────┐

└────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета│◄───┘

│города │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Стадии бюджетного процесса │

└─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┴───┐

│ Составление проекта бюджета ├───────┐

└─────────────────────────────────────┘ ▼

┌─────────────────────────────────────┴─────┐

│ Рассмотрение бюджета ├──────┐

└───────────────────────────────────────────┘ ▼

┌──────────────────────────────────────────┴───┐

│Утверждение бюджета муниципального образования├────┐

└──────────────────────────────────────────────┘ ▼

┌─────────────────────────────────────────────┴───┐

│ Исполнение местного бюджета │

└─────────────────────────────────────────────────┘

Планирование бюджетного процесса в муниципальном образовании

Приблизительный проект бюджетного процесса в муниципальном образовании
Цели и задачи администрации. Корректировка Программы СЭР и стратегического плана. Приоритеты, структура бюджета. Нормативы бюджетной обеспеченности. Лимиты целевых программ Ежегодное послание главы МО
Предполагаемая структура бюджета. Политика доходов и расходов. Минимальные нормативы бюджетной обеспеченности стандартов качества Перспективный финансовый план (среднесрочная перспектива)
Нормативы стандартов качества Программа социально-экономического развития МО
Политики: стандарты, пространственное решение, инфраструктура, ресурсы. Реестр государственных функций. Генеральный план Стратегический план развития МО на среднесрочную перспективу
Цели и приоритеты социально-экономического развития Стратегия (стратегический план) социально-экономического развития МО
Основное 1 год

Словарь основных терминов

Административный центр сельского поселения, муниципального района — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Бюджетный процесс — это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету об их исполнении.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные или иные органы местного самоуправления.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов без целевого назначения.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

Закрытое административно-территориальное образование — имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений.

Местная администрация — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Местный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций муниципального образования.

Местный референдум — голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественного проживающих в границах муниципального образования по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Минимальная бюджетная обеспеченность — минимально допустимая стоимость муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств местного бюджета.

Минимальный бюджет — расчетный объем доходов, покрывающий минимально необходимые расходы.

Муниципальное право — система правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципальное образование — населенная территория в определенных границах с наименованием, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются органы местного самоуправления, муниципальная собственность, местный бюджет, устав муниципального образования.

Муниципальный заказ — совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет собственного бюджета.

Муниципальный контракт — договор, заключенный органом местного самоуправления или бюджетным учреждением от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

Муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наукоград — муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

Научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Предмет муниципального права — совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.

Представительный орган — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту жительства на части территории поселения для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения под свою ответственность.

Член выборного органа местного самоуправления — лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *