Курсы по выживанию

Курсы выживания в лесу

Курс выживания в лесу от нашей школы выживания представляет собой несколько ступеней. Первые две ступени доступны всем желающим и представлены на сайте. На первых ступенях курсов вы сможете на практике познакомиться с такими навыками выживания в лесу как ориентирование на местности, выживание без еды и воды, разведение костра подручными средствами, обустройство укрытия от дождя или для ночёвки.
Последующие ступени включают в себя бо́льшую автономность, выезды в глубокий лес вдали от цивилизации, финальный экзамен по полностью автономному выживанию в течение недели в диких условиях.

Оставить заявку

Чтобы определить, какой курс выживания вам лучше подойдет на начальном этапе ниже представлена сравнительная таблица:

Семейный курс выживания Курс выживания в лесу «Начальный».
2 дня
Курс выживания в лесу «Базовый».
5 дней
Курс выживания в горах
Постройка укрытия + + + +
Добыча огня и разведение костра + + + +
Добыча и фильтрация воды + + + +
Экологическая тропа где расскажем о растениях и животных + + + +
Ориентирование + + + +
Обеспечение безопасности в ночное время + + +
Сигналы SOS. Основные виды + + +
Правила поведения при встрече с дикими животными + +
Виды запасов и распределения продуктов на долгосрочный период + +
Способы сохранения продуктов + +
Основы следопытства и правила чтения следов животных. + +
Медицинская подготовка + +
Основы горной подготовки и вязание узлов + +
Горное снаряжение. Правила подбора и эксплуатации +
Правильность укладки рюкзаков +
Движение и техника передвижения в горах +
Практика на скальном участке +
Повышение живучести в горах. Питание +
Организация переправы +
Походная баня +
Смотреть Смотреть Смотреть Смотреть

Тема выживания сейчас модна, как никогда. Она собрала миллионы поклонников по всему миру. Каждого прет своя тема: это и постапокалиптический романтизм, и возможность делать что-то своими руками, и сугубо прикладные вещи (костер развести, укрытие построить, новую цивилизацию создать). Есть и те, кто решил на теме выживания подзаработать золотых, кто-то даже создал курсы выживания.

К этому вопросу каждый подошел творчески. Первые приделали табличку «survival edition» на свой товар, остальное сделал сам клиент. Пример — нож выживальщика. Другие пошли дальше и модернизировали военно-туристические коллекции. А кто-то начал с нуля. Например, Беар Грилз — рекордсмен Гиннеса, SASовец и пример для подражания. И не только. Мало кто знает, что Мишка, кроме поедания всякой гадости в передачах BBC еще и ведет курсы выживания в Британии и США.

Есть такие курсы выживания и у нас. В некоторых из них обучают инструктора высочайшего уровня, но не во всех. И так иногда случается, что выпускники курсов выживания, возомнив себя новоиспеченным Джоном Рэмбо отправляются в лес, где гибнут глупо и не интересно. Вот несколько причин, из-за которых курсы выживания убивают.

Причина 1: тренер — турист, или бывший военный, или и то, и другое

Ну, эти-то парни — кремень! Из таких гвозди делают! Так? Так, да не так.

Турист — это лишь человек который ходит-сплавляется-карабкается по разным местам. Конечно, у него есть (должен быть) какой-то опыт. Специфический. Опять же, а по какому из видов туризма он «спец»? Может он обошел все музеи Милана и Палермо. Или загорал на всех пляжах Анталии и Хургады. Это тоже туризм. Другое дело — горный или пеший. Серьезные восхождения и категорийные маршруты. Когда борьба со стихией идет за жизнь и ты мысленно готов оставить в этой борьбе пару пальцев, лишь бы выбраться.

Помнишь, как Высоцкий писал:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал —
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес…

Это он про горы. Там иногда так припекает, что идешь и думаешь, что сейчас случится с твоими булками: порвутся от напряжения или слипнутся от диффузии.

Причина 2: тренер — военный

Тут, как с туристами: военный военному рознь. Хоть нам и пытаются доказать другое. Как считаешь, обучают ли навыкам выживания артиллеристов? А летчиков? А службы мат-тех обеспечения? А разведчиков?

Правильный ответ: летчиков и разведчиков — учат, остальных нет. Это все к тому, чтобы ты понимал, что не всем военным дают эти навыки. И погоны или принадлежность к ВВ, МП, или ВДВ еще не гарантируют знания и, тем паче, опыт специалиста.

Причина 3: это коммерческое мероприятие

Ком-мер-чес-кое. Понимаешь, что это значит? Давай все же проговорим. Это означает, что ты на учебе, а инструктор на работе. Он отвечает за твою жизнь и здоровье. Поэтому настоящих опасностей не будет. Мало ли что. Твое обучение (или его отсутствие) полностью зависит от тренера и его уверенности в себе. Не путать с профессионализмом.

А может ты попадешь в ситуацию, в которой побывал я: «палатки, еда и вода у нас есть, но давайте представим, что мы оказались в лесу без них. Что мы будем теперь делать?..» Обучение в тот раз почему-то не задалось.

Конечно, немного экстрима ты получишь. Например, параллельная переправа через реку. Но только, чтобы ты словил кайф от того, какой ты крутой выживальщик и написал пламенные спасибки на своей страничке в фб. Как ты понимаешь, это сарафанка.

Причина 4: минимум времени

Курс выживания в среднем длится 2-3 дня (а то и меньше).

Рассмотрим, 3 полных дня — 72 часа. Из них 24 — сон, 12-15 — хозбыт. 6-10 часов на отдых и погрешности. Остается 23-30 часов на обучение. Меньше трети. И это без учета времени на дорогу туда-обратно. Для отработки на практике поисков еды и воды времени не остается, только на постройку укрытия и розжиг костра. В минимальные сроки. Надо же еще и теорию рассказать. Вот и получается: теория выживания есть, а применить ее на практике не можем, как и адекватно рассчитать силы/время на эти действия.

Причина 5: отсутствие отработок или минимум практики

Это напоминает лабораторную работу по физике в средней школе в середине 90-х прошлого века. Учитель при помощи фантазии рассказывает ученикам, что будет, если крутить катушку и свести два разнозаряженных шарика. Часто этот опыт преподаватель сам ни разу не проводил на практике. Лишь видел в учебных видеозаписях. Но это не важно. Учить, как говорится, не мешки ворочать.

Так и у нас. Вот основа костра, кладешь растопку, кресалом об кремень «чирк» и костер готов. Ветки поставил, связал, лапником обложил — вот и шалаш. Наверное, так и появились диванные выживальщики.Часто причиной этого является, как недостаток практики у самого инструктора, так и крайне ограниченные временные рамки. Помнишь, мы считали: 20-30 часов.

Причина 6: тренер не учит а показывает, как это делает он

Для решения любой задачи существует миллион вариантов решения. На курсах выживания показывают:

  • 1-2 вида костра;
  • 2 способа разведения огня;
  • 1 вид укрытия.

Для того, кто пришел за экстримом — более чем достаточно. Кто же рассчитывал получить знания — должен быть, как минимум, разочарован.

Причин тому может быть несколько. Например,

  • ограниченность знаний тренера (сам знает всего пару способов/вариантов);
  • экономия времени.

И получается, что тренер дает готовое решение, а не алгоритм принятия решения. В разных ситуациях имеет смысл действовать по-разному.

Причина 7: отсутствие научной базы и авторских наработок

Очень часто инструкторы по выживанию грешат одним моментом: они научились чему-то 5-10-20 лет назад, достигли определенного уровня и все. Ни повышения мастерства, ни изучения чего-то нового. Но мир, как мы знаем, развивается и знания, полученные 5-7 лет назад зачастую уже не актуальны. Сейчас вряд ли кто-то пойдет в горы в валенках или с пудовым примусом 1800-лохматого года выпуска. Давно придумали треккинговые ботинки и газовые горелки весом +- 100 грамм! Но обновлять знания, изучать и практиковать что-то новое почему-то стремятся не все. Аргументация проста и беспощадна: будешь уметь использовать старые знания — легко научишься пользоваться новыми. Ну-ну.

Та же история с созданием научной базы. Инструктора слишком заняты, чтобы совершенствовать имеющиеся знания и выводить новые способы сохранения жизни. Можно же все делать проще и эффективней, но зачем!? Как мы помним, у них коммерческое мероприятие. Из этой причины вытекает следующая.

Причина 8: отсутствие вариативности в процессе обучения

Мы живем в нелинейном мире и количество решений в любой ситуации сотни, а иногда сотни тысяч. Это основа основ ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Я это к тому, что многие программы по выживанию построены по принципу «во что бы то ни стало». У программы есть бетонное основание, вокруг которого она вращается от курса к курсу, из года в год. Даже шутки отточены и вставлены в пояснения. Как думаешь, если что-то пойдет не так, что случится с тренером? Я думаю в его глазах появится надпись fatal error. О гибкости пояснений, заданий, предметов изучения я вообще молчу, а ведь гибкость это самое важное в процессе выживания.

Причина 9: иллюзия знаний — иллюзия безопасности

Теория без практики — мертва. Практика без теории — слепа.

Давай представим ощущения выпускника таких курсов выживания в понедельник после курса: он несомненно крут, брутален, прокачан и даст просраться любому, кто встретится у него на пути. Хоть хулигану, хоть медведю. Прямо как мы с тобой! У него масса знаний, 3 вагона впечатлений и даже есть практический опыт. Положительный практический опыт. С точки зрения эмоциональной зависимости это важно — у человека должно все получаться. И вот, наш супергерой спустя пару месяцев оказался в лесу. За грибами поехал. И заблудился. Как думаешь, есть ли у него огниво, трут и все остальное? Взял ли он с собой НАЗ, edc-набор, нож? Скорее нет, чем да. Не говоря о том, что 90% полученных знаний забывается в первые 48 часов.

Причина 10: учат только выживанию в лесу

Как ни странно, но лес не самая частая среда обитания современного человека. В лес ходят по грибы/ягоды и поохотиться на шашлыки. Современный житель редко появляется в таком негостеприимном месте, как лес. Чаще хомяк-сапиенс выбирает в качестве обиталища город. В крайнем случае, деревня. Так имеет ли смысл изучать лес, способы выживания в лесу и совсем не затрагивать безопасность в городе. Но это не так интересно и эмоционально. Сравни сам, антуражная беседа у костра в камуфляже против посещения центра медицины катастроф, где кровь, говно, кишки и мясо иной раз убирать не успевают от количества пострадавших. Но выживание в городе — это сухая практика и расчет.

Заключительные мысли

Это далеко не полный список. Но в нем раскрыты основные проблемы человечества, связанные с курсами выживания. Он не относится к каким-то конкретным курсам. Это лишь самые частые типовые недоработки в вопросе обучения выживанию и предоставляемого контента. Обращать на это внимание или нет — дело твое.

Я ни в коем случае не призываю перестать посещать эти курсы. Это весело. И иногда полезно. Но для тебя, как для клиента, это должно быть еще и безопасно. В первую очередь, когда спустя время ты будешь пользоваться полученными знаниями. Хотя, я вру. Мне тебя не жаль. Ты псих, раз сам пошел на такие выживальческие курсы, но подумай о своей мамочке, когда будешь добывать огонь при помощи тротиловой шашки. Пожалей нервы старушки.

Курсы выживания в экстремальных условиях

Всю свою жизнь человек то и делает, что выживает. Сначала в борьбе с природой и дикими хищниками, после – в войнах друг с другом, теперь – в борьбе с государством. Впрочем, на этот счет у каждого может быть свое мнение. Так или иначе тема выживания в экстремальных условиях – весьма актуальна в плане бизнеса. Конечно не в том контексте в котором я только что написал, а плане услуг для любителей острых ощущений.

С каждым годом людей, увлекающихся экстремальными видами спорта, становится все больше. Взять, к примеру, параглайдинг, скалодром, или роупджампинг – прыжки с веревкой, о которых я писал недавно. Все это уже давно опробовано, и стало привычным, а ведь тогда, когда этот бизнес только появился в стране, все было в диковинку. С курсами выживания в экстремальных условиях немного по-другому. Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса:500 000-1 000 000 рублей
Актуально для городов с населением:от 500 000 человек
Ситуация в отрасли:рынок предложений насыщен
Сложность организации бизнеса:3/5
Окупаемость:1-1,5 года

Помните, как говорил великий русский полководец Александр Суворов: «Тяжело в учении, легко в бою»? Курсы выживания в экстремальных условиях в большей степени призваны не только дать человеку уровень тех необходимых знаний, которые пригодятся ему в ситуации «один на один» с природой, хулиганами в темной подворотне (это же тоже экстремальная ситуация!), и т.д., но и самое главное – дать ему почувствовать уверенность в своих силах, знание того, что ему «все по плечу», развить быстроту реакции и находчивость в опасных для жизни моментах. Отчасти к этому можно отнести идею организации альтернативного туризма, но с более глубоким обучающим уклоном.

В США в 70-х годах 20 столетия зародилось движение сурвивализм (выживание), позже распространившееся по всему миру. Приверженцы этой идеи активно готовятся на случай происшествия различных стихийных бедствий, техногенных катастроф, экономических и других кризисов, повальных эпидемий, ядерных войн, глобального потепления или напротив – зимы на всей планете, и даже нашествия зомби.

Что можно предложить своим клиентам

Обучение должно быть разносторонним. Ваша задача: дать людям минимуму знаний поведения в самых различных ситуациях – на воде, в пустыне, в горах, в лесу, в воздухе. Курсы можно разбить на различные уровни сложности, рассчитанных на новичков, опытных людей, и мастеров. Не исключено, что ваши клиенты будут возвращаться к вам снова, чтобы пройти следующий уровень подготовки.

Примерная программа курса выживания, рассчитанного на 5-7 дней может выглядеть следующим образом:

  • Приобретение навыков сооружения укрытий в различных климатических условиях.
  • Умение добывать огонь с помощью подручных средств.
  • Оказание первой неотложной медицинской помощи при отсутствии медикаментов.
  • Ориентирование на незнакомой местности.
  • Знакомство с растениями, которые можно употреблять в пищу, или использовать в лекарственных целях.
  • Добывание воды в различных ситуациях.
  • Преодоление естественных природных препятствий – рек, болот, ручьев, гор, чащ, и т.д.
  • Изготовление и применение орудий для охоты и рыбалки – лука, арбалета, копья, капканов, силков, удочек, и т.д.

Программа следующего уровня подготовки может быть такой:

  1. Обучение катанию на беговых, охотничьих, и горных лыжах.
  2. Скало- и ледолазание.
  3. Рафтинг, дайвинг, поведение на воде, спасение утопающего.
  4. Экстремальное вождение автомобиля, мотоцикла, снегохода.
  5. Стрельба из различных видов оружия.
  6. Приемы самозащиты, и психологическое подавление противника.

Спектр предлагаемых занятий зависит от вашего воображения и наличия инструкторов с соответствующей подготовкой. Курсы рассчитайте так, чтобы была возможность их прохождения круглогодично. к оглавлению

Снаряжение, экипировка, инвентарь

Во-первых, нужно отметить, что только в условиях пригорода, например, близ Москвы, или в сельской местности, необходимые навыки отработать не получится. Поэтому нужна организация выезда в различные регионы страны с нужными условиями для прохождения подготовки. Если нужна горная местность – везите своих клиентов на Урал, или Хакасию; необходимо пройти курс в арктических условиях – езжайте в Мурманск. Конечно, это значительно увеличивает стоимость курсов, но ведь и рассчитаны такие поездки на обеспеченных людей. Школьники как раз-таки могут обойтись и ближайшей деревней.

Для организации курсов выживания вам понадобится:

  1. Транспорт для перевозки учеников, и различный транспорт для отработки навыков экстремального вождения.
  2. Туристическое снаряжение: палатки, посуда, средства связи.
  3. Скалолазный инвентарь.
  4. Рафты, байдарки, и лодки.
  5. Парашюты, параплан.
  6. Различное пневматическое, огнестрельное, холодное, и дистанционное оружие.
  7. И т.д. – в зависимости от предметов в программе обучения.

Кроме обучения практическим навыкам, обязательно в программе курса выживания в экстремальных условиях должна быть и теоретическая часть. А это значит, что понадобится помещение для проведения лекций, семинаров, просмотра видеоматериалов, и т.п. Это же помещение может служить и в качестве офиса для вашей школы выживания. к оглавлению

Условия прохождения курсов выживания

Разработанные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию подготовки контрактников, позволяют применить единый подход к процессу обучения.

Подписание контракта о службе в армии предполагает в обязательном порядке обучение на «курсах выживания», в том числе и женщинам.

Женщины во время прохождения курсов интенсивной общевойсковой подготовки военнослужащих — «курсов выживания»

Контрактник, успешно освоивший программу повышения квалификации, подтверждает свою профессиональную пригодность.

Отказ от курсов, обнаруженные при медицинском обследовании проблемы или не сданные в процессе обучения нормативы – прямая дорога возвращения к гражданской жизни.

Упор в ходе 6-ти недельного интенсивного обучения делается, прежде всего, на физическую подготовку, а также:

  • выносливость;
  • стойкость в преодолении трудностей;
  • повышение физических кондиций организма в ходе тренировок, марш-бросков, практических стрельб, вождения боевой техники;
  • взаимопомощь на учениях и в ходе полевых занятий;
  • стремление заставлять организм солдата выдерживать напряжение во время выполнения установленных нормативов – это и есть улучшение физической подготовки.

Условия существования на «курсах выживания» приближены к боевым: проживание военнослужащих организовано в палаточных городках на полигонах, питание из полевых кухонь и сухими пайками, гигиенические процедуры на улице.

Полученные навыки в результате подготовки

Главная задача подготовки на «курсах выживания» заключается не в создании невыносимых, опасных для жизни условий обучения, а в проверке готовности военнослужащего-контрактника к действиям в обстоятельствах, приближенных к реальным боевым эпизодам.

Процесс обкатки танком во время прохождения курсов выживания военнослужащими по контракту

После успешной сдачи нормативов и итоговых учений контрактники должны обладать следующими навыками:

  • устройство и маскировка полевого лагеря;
  • организация караульной службы и противодействие нападающему противнику в любое время суток;
  • умение пользоваться средствами защиты от оружия массового поражения;
  • овладение способами оказания первой медицинской помощи в полевых условиях;
  • уверенное топографическое ориентирование по компасу и картам;
  • тактическое взаимодействие в составе боевых групп;
  • принятие быстрых решений при изменении боевой обстановки;
  • марш-броски с полной выкладкой в составе подразделения на большие дистанции (30 – 150 км) с выполнением боевых задач на маршруте;
  • психологическая устойчивость при действиях в неблагоприятных условиях, приближенных к реальному бою, в том числе обязательная «обкатка танками»;
  • выживание в экстремальных условиях с использованием окружающих предметов, растений и животных.

Совершенствование методики и способов подготовки на «курсах выживания», искоренение попыток сдачи зачётов за деньги, повышение экипированности курсантов и улучшение материальной базы полигонов и учебных классов – эти направления приводят к улучшению подготовки контрактников.

Учебные занятия во время прохождения школы выживания для военнослужащих по контракту

Ежегодно несколько тысяч военнослужащих успешно осваивают программу курсов повышения квалификации в учебных центрах военных округов страны, отсеиваются всего до нескольких сотен.

Споры по поводу обязательности «курсов выживания» для всех армейских специалистов не прекращаются с момента их начала.

Например, лётчики и моряки пытаются доказать бесполезность для них этих курсов повышения квалификации.

С другой стороны, высокий профессионализм необходимо подтвердить выполнением нормативов и успешным проведением учений. Это является основой успешной службы в дальнейшем.

Единый подход позволяет комплектовать армейские коллективы военнослужащими, которые не только хотят заработать на жизнь, но и готовы отдать свою жизнь, защищая Родину.

Понравилась статья — сохрани в свою социальную сеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *