Кто такой конъюнктурщик?

1. Конъюнктурная политика, ее содержание и задачи

Экономическая политика имеет множество целей.

В связи с этим достаточно широк спектр действий государства. Для определения степени их рациональности целесообразно выделить отдельные направления в общем русле экономической политики. Не случайно поэтому в экономической литературе сложился подход, согласно которому принято вычленять (как относительно самостоятельные варианты) конъюнктурное, структурное, региональное и со-циальное1 направления экономической политики.

Конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики. В более конкретном плане речь идет о действиях, нацеленных на приглушение степени колебаний экономических показателей в ходе конъюнктурного развития.

Причины, побуждающие государство к данной политике, заключаются в следующем. Перемены экономической активности в рыночной системе — естественное и закономерное явление. Как и все в экономике, динамическая неустойчивость имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент связан с тем, что благодаря перепадам конъюнктуры быстрее выявляются и устраняются сравнительно слабые, малоэффективные звенья экономики. Минусы же прежде всего в том, что быстрое закрытие неэффективных производств создает дополнительные проблемы с занятостью. В системе национальных производственных комплексов на определенное время нарушаются кооперационные связи. Конкурентоспособность всего производства на время снижается.

Между тем опыт говорит о том, что временная потеря позиций на мировом рынке требует высокой цены для возврата страны на прежний межнациональный уровень.

Социальное направление экономической политики рассматривается в следующей теме.

Осуществляя меры по достижению состояния устойчивости, равновесия, государство способствует более стабильной загрузке производственного потенциала. Это позволяет:

=> сократить для предпринимателей риск по инвестированию и сбыту;

=> значительно уменьшить возможность кризисной ситуации с занятостью.

Конечно, предприниматели неизбежно привыкают к рискам, однако в случае смягчения конъюнктурных колебаний они могут в большей степени обратить свое внимание, например, на другие проблемы, связанные с техническим прогрессом.

Устойчивость развития дает предпринимателю больше возможностей строить планы на будущее. Это важно для него с точки зрения профессиональной подготовки персонала предприятия, формирования структуры накапливаемого капитала, наконец, спокойного развития своей личной жизни (выбор профессии, образование семьи и т.д.).

Целям конъюнктурного регулирования соответствует в целом вся направленность экономической политики, включая обеспечение полной занятости, стабильности цен, соразмерного и постоянного экономического роста, внешнеэкономического равновесия и справедливого распределения ВНП.

10.1. Конъюнктурная политика

ТЕМА

ТЕМА 10

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА

10.1. Конъюнктурная политика

10.2. Политика экономического роста и структурных перемен

10.3. Региональная политика

10.4. Политика занятости

10.5. Антиинфляционная политика

10.5.1. Основные инструменты борьбы с инфляцией

10.5.2. Денежные реформы Контрольные вопросы

Экономическая политика имеет множество целей. В связи с этим спектр действий государства достаточно широк.

В теме 10 обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:

  • Почему в современной российской экономике пока еще не получила должного развития конъюнктурная политика?

  • Имеются ли первые признаки цикличности экономическо­го развития в России?

  • Какова специфика структурной политики в России по срав­нению с практикой данного направления государственного воздействия в развитых странах Запада?

  • Каковы задачи структурной политики России на ближайшую перспективу?

  • С какими проблемами сталкивается процесс проведения структурной политики в России?

  • В чем заключаются особенности российской модели рынка труда?

  • В чем особенность денежных реформ, проводимых в СССР и России?

  • Какова специфика антиинфляционной политики в России?

Сущность конъюнктурной политики

Конъюнктурная политика представля­ет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного и одновре­менно равновесного состояния рыноч­ной экономики. В более конкретном плане речь идет о действиях, нацеленных на приглушение степени колебаний экономических показателей в ходе конъюнктурного развития.

Причины, побуждающие государство к данной политике, зак­лючаются в следующем.

Перемены экономической активности в рыночной систе­ме — естественное и закономерное явление. Как и все процессы в экономике, динамическая неустойчивость имеет свои плюсы и ми­нусы. Положительный момент связан с тем, что благодаря перепа­дам конъюнктуры быстрее выявляются и устраняются сравнитель­но слабые, малоэффективные звенья экономики.

Минусы же прежде всего в том, что быстрое закрытие неэф­фективных производств создает дополнительные проблемы с за­нятостью. В системе национальных производственных комплек­сов на определенное время нарушаются кооперационные связи. Конкурентоспособность всего производства на время снижается. Между тем опыт говорит о том, что временная потеря позиций на мировом рынке требует немалых издержек для возврата на преж­ний уровень.

Осуществляя меры по достижению состояния устойчивости, равновесия, государство способствует более стабильной загрузке производственного потенциала. Это позволяет сократить для пред­принимателей риски по инвестированию и сбыту и значительно уменьшить возможность кризисной ситуации с занятостью.

Конечно, предприниматели неизбежно привыкают к рискам, однако в случае смягчения конъюнктурных колебаний они могут в большей степени обратить внимание на другие проблемы, свя­занные с техническим прогрессом. Устойчивость развития дает предпринимателю больше возможностей разрабатывать планы на будущее. Это важно для него с точки зрения профессиональной подготовки персонала предприятия, формирования структуры на­капливаемого капитала, наконец, спокойного развития своей лич­ной жизни (выбор профессии, образование семьи и т.д.).

Целям конъюнктурного регулирования соответствует в це­лом вся направленность экономической политики, включая обес­печение полной занятости, стабильности цен, соразмерного и по­стоянного экономического роста, внешнеэкономического равно­весия и справедливого распределения ВНП.

Не случайно в экономической литературе можно встретить различные методы вычленения отдельных направлений экономи­ческой политики.

Политики

На наш взгляд, целесообразно выделитьследующие направления экономичес­кой политики, которые актуальны как для стран с развитой рыночной эконо­микой, так и для России:

  • конъюнктурная политика;

  • политика экономического роста;

  • структурная политика;

  • региональная политика;

  • политика занятости;

  • антиинфляционная политика;

  • инвестиционная политика;

  • социальная политика.

Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

Перечисленные направления в основном рассматриваются в данной теме. Инвестиционной и социальной политике посвящены последующие главы.

Методы

конъюнктурной политики

Проведение конъюнктурной политикиосуществляется с помощью различных методов. Характеризуя их, можно условно выделить те, которые соответству­ют нормам рыночной экономики, и те, которые им противоречат. Ко второй группе относятся методы установления границ заработ­ной платы и цен, а также введения чрезмерного налогового обло­жения.

Используемые для конъюнктурного регулирования методы можно подразделить также на финансовые и кредитно-денежные. Данные виды инструментов применяются для решения не только конъюнктурных, но и структурных, региональных и социальных задач. Различаться может в основном характер воздействия инст­рументов на экономические обстоятельства. Например, при осуще­ствлении конъюнктурных мер финансовые и кредитные рычаги ис­пользуют в рамках краткосрочного периода. В ходе социальной по­литики, а также решения задач экономического роста те же методы используются в течение длительного времени.

Механизм действия финансового метода принято рассматри­вать не на протяжении всего конъюнктурного цикла, а на опреде­ленных переломных пунктах, т.е. в верхних и нижних точках циклического развития. В частности, речь идет о нижнем пере­ломном пункте, означающем переход от застоя к оживлению. Действие же кредитно-денежных механизмов обычно рассматри­вается в верхней точке цикла, когда возникает поворот от высшей точки конъюнктуры к спаду. Принцип действий государства сле­дующий: в противостоящих поворотных пунктах цикла эти дей­ствия приобретают противоположные направления.

Конъюнктура рынка простыми словами

916393 просмотров

поделиться

Многие понятия в банковской терминологии довольно простые. Но есть слова, которые сложно понять с первого раза. Например, конъюнктура рынка — это свойства ситуации, которая складывается на данный момент времени. То есть, положение дел на рынке, происходящее здесь и сейчас. Это своего рода быстрая сводка новостей, которая позволяет понять, что именно необходимо делать. А чтобы получить такую сводку сравниваются сразу многочисленные факторы.

Факторы конъюнктуры рынка

Главными параметрами оценки рыночной конъюнктуры выступают:

  • Спрос и предложения;
  • Объем проданного товара;
  • Изменение курсов и ставок;
  • Цены на те или иные товары;
  • Активность на рынке;
  • Уровень дивидендов.

Также положение дел смотрят по уровню потребления и производства. На основании конъюнктуры можно узнать конкурентоспособность товаров и их фактическую ценность. Это важный параметр, который необходимо периодически рассчитывать.

Задачи конъюнктуры

К основным задачам наблюдения за таким показателем относится:

  1. Оценка масштаба всего рынка;
  2. Построение разных прогнозов;
  3. Оценка цикличности или сезонности рынка;
  4. Наблюдение за конкуренцией и монополизацией рынка;
  5. Оценка деловой активности.

В общем, при помощи такого инструмента можно предположить, как поведёт себя рынок в тот или иной момент времени, при том или ином раскладе. На основе данных прогнозов можно покупать или продавать товары, в том числе и ценные бумаги. Именно изучение конъюнктуры — это одна из важнейших экономических задач. С ее помощью можно избежать многочисленных ошибок.

Простыми словами

Не стоит думать, что все так сложно. Проще говоря, конъюнктура — это то, что мы имеем на данный момент. То есть, в эту самую секунду замеряются разного рода показатели и вырисовывается определенная конъюнктура.

Число измеряемых показателей может быть любым, в зависимости от конечной цели. Но есть ряд определенных факторов, на которые смотрят почти всегда. Эти факторы были указаны выше.

При помощи таких измерений можно составлять разные графики, делать небольшие прогнозы. Это дает возможность планировать свои действия, не просто так, а исходя из математического расчета. Такой расчет способен спасти не только бизнес компании, но и экономику целой страны.

Задать вопрос о кредитах нашим специалистам!В качестве бонуса, вы можете прямо сейчас:

ПОДОБРАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КРЕДИТ БЕСПЛАТНО

УЗНАТЬ КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ ПО ФАМИЛИИ ОНЛАЙН

РЕЙТИНГ БАНКОВ НА СЕГОДНЯ

Что такое конъюнктура простыми словами

Конъюнктура: определение из Википедии

Конъюнкту́ра (лат. conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю) — парадигма, отражающая стечение обстоятельств, множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности (на какой-либо территории) и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени.
Термин универсален и находит применение во многих областях, чаще всего встречается в экономике, финансах, политике, социологии, философии, психологии, культурологии.
Совокупность условий, влияющих на что-нибудь, обстановка, ситуация. Политическая конъюнктура.
Совокупность условий, определяющих положение товарного хозяйства (экономическое). Хозяйственная конъюнктура.

Конъюнктура: определение из словаря Ожегова

КОНЪЮНКТ’УРА, -ы, ж. (книжн.). Создавшееся положение, обстановка в какой-н. области общественной жизни. Политическая, экономическая, международная к.
прил. конъюнктурный, -ая, -ое. Конъюнктурные соображения.

Конъюнктура: определение из словаря Ефремовой

ж.
1) Стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение в
какой-л. области общественной жизни, способные повлиять на исход, итог чего-л.
2) Совокупность признаков, характеризующих состояние экономики в определенный
период.

Конъюнктура: определение из словаря Ушакова

конъюнктуры, ж. (латин. conjunctura — связь) (книжн.). 1. Совокупность условий, влияющих на что-н., обстановка, ситуация. Политическая конъюнктура. 2. Совокупность условий, определяющих положение товарного хозяйства (экон.). Хозяйственная конъюнктура.

На текущей странице дано определение слова конъюнктура простым языком. Надеемся, что после прочтения этого объяснения простыми словами, у вас больше не осталось вопросов, что такое конъюнктура.>Экономическая конъюнктура рынка

Понятие конъюнктуры

С помощью конъюнктуры определяется конкурентоспособность продукции и услуг компании. Конъюнктура рынка включает в себя:

  • Соответствующие отношения между предложением и спросом по определенной продукции и их группам, так и по товарной и денежной массе.
  • Конкретную экономическую ситуацию, которая складывается на рынке в определенный момент времени или период. Эта ситуация способна отразить текущие отношения между спросом и предложением.
  • Результат взаимодействия некоторых факторов, включая экономические, социальные, природные. Это взаимодействие определяет в определенный момент времени положение предприятия на рынке.
  • Состояние экономики на определенный момент времени, которое соответствует изменениям различных экономических показателей.

Если рассматривать конъюнктуру отдельно взятого рынка, то необходимо учитывать взаимодействие и взаимное влияние других рынков. Каждый рынок находится в тесной взаимосвязи общеэкономической ситуации в государстве и регионе. По этой причине анализ определенного рынка необходимо основывать на оценке общей экономической ситуации в стране в целом. Конъюнктура рынка исследуется и предполагает анализ рыночных показателей, включая емкость рынка, уровень насыщения рынка, рыночную долю предприятия, показатели спроса на продукцию, показатели положения, которое отражает предложение продукции на рынке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Показатели конъюнктуры рынка

Среди показателей конъюнктуры рынка можно выделить:

  • Отношения между спросом и предложением,
  • тенденции рыночного развития,
  • степень устойчивости или неустойчивости рынка,
  • масштабы рыночных операций, включая степень деловой активности,
  • уровень коммерческих рисков,
  • силу и размах конкурентной борьбы,
  • существование рынка в определенной фазе цикла, как экономического, так и сезонного.

Данные характеристики рынка могут быть подвергнуты количественной оценке, поэтому они являются предметом изучения статистики. Предметом статистики конъюнктуры рынка являются массовые процессы и явления, которыми определяется определенное состояние рыночной ситуации. Такие показатели поддаются количественной и качественной оценке.

Среди субъектов исследования конъюнктуры рынка могут быть выделены:

  • коммерческие и рыночные структуры,
  • государственные органы,
  • общественные учреждения,
  • научные организации.

Основная задача статистики конъюнктуры рынка заключается в сборе и обработке конъюнктурной информации, характеристике масштабов рынка, оценке и анализе основных пропорции, выявлении тенденций развития, анализе сезонности и цикличности рыночного развития, оценке региональных различий рынка, деловой активности, коммерческих рисков.

Замечание 2

С целью реализации задач конъюнктуры рынка была разработана соответствующая система показателей, которая включает в себя: показатели предложения продукции и услуг, покупательского спроса на продукцию и услуги, пропорциональности рынка, перспектив развития, устойчивости цикличности, региональных различий, деловой активности, коммерческого риска, монополизации, конкуренции.

Показатели предложения продукции и услуг включают в себя определение объема, структуры и динамика предложения, включая его потенциал (производственные сырьевой), эластичность.

Показатель покупательского спроса на продукцию и услуги включает в себя анализ объёма, динамики и степени удовлетворения спроса, включая эластичность спроса, а также потребительский потенциал и емкость рынка.

Показатель пропорциональности рынка определяет соотношение между спросом и предложением, между рынками средств производства и рынками потребительских товаров, структурой товарооборота, распределением рынка между потребителями, розничными и оптовыми продавцами. Также пропорциональность рынка определяет распределение рынка продавцов в соответствии с формами собственности, региональную структуру рынка, структуру в соответствии с различными потребительскими признаками (уровень доходов, возраст).

Среди показателей перспектив развития рынка можно выделить темпы роста и прироста объема продаж, товарного запаса, цен, инвестиций, прибыли. Также сюда входят параметры тренда объемов продаж, цены, прибыль и инвестиции.

Показатель деловой активности включает в себя число, размер, частоту и динамику сделок, загруженность производственной и торговой мощности, состав, наполненность и динамику портфеля заказов.

Показатели коммерческих рисков включает в себя риск рыночных колебаний, инвестиционный риск, риск принятия маркетинговых решений.

Среди показателей уровня монополизации и конкуренции можно выделить уровень приватизации, раздел рынка , распределение предприятий в соответствии с размером объёма производства, продаж и сбыта, численность предприятий на рынке каждой продукции, включая их распределение в зависимости от формы собственности, организационные формы и специализацию.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА И ПРАВО

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 35

Современная правовая действительность изобилует множе-
ством примеров, когда принятие необходимых законов неоправ-
данно затягивается, а принятые нормативно-правовые акты не
оправдывают надежд и ожиданий многих граждан. Более того,

1 См.: Агешин Ю.А. Указ. соч. С. 61.

См.: Политология / Под ред. Н.И. Матузова и А В. Малько — М., 1999. С. 128.
См.: Малько А.В Современная российская правовая политика и правовая жизнь //
Правовая политика и правовая жизнь. — Саратов — Москва. — 2000. — нояб.—
С 15.

Глава VII. Государство, право, политика

затем действие этих законов или актов приостанавливается или
отменяется, корректируется, не исполняется или сводится на
нет индивидуальным правовым регулированием. Сегодня стало
совершенно очевидным, что данная ситуация во многом связана
с наличием политической конъюнктуры в праве.

Несмотря на очевидную актуальность и практическую зна-
чимость, эта проблема (как правильно отмечалось в научной
юридической литературе) еще на стала предметом всесторонне-
го анализа на уровне теории государства и права1.

Слово конъюнктура (от лат. «Conjunqere» — «соединять») оз-
начает, в частности, стечение обстоятельств, положение вещей,
способное повлиять на исход какого-либо дела2. Конъюнктура
определяется и как «сложившаяся обстановка, создавшееся по-
ложение, временная ситуация в какой-либо области обществен-
ной жизни»3.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что в
самых общих чертах политическая конъюнктура в праве пред-
ставляет собой отражение в системе правового регулирования
различных политических факторов, сложившихся в данный мо-
мент, обусловленных интересами отдельных социальных групп,
организаций, физических лиц и не совпадающих с объективны-
ми потребностями или возможностями общества. Поскольку от-
ражение в праве указанных политических факторов всегда обус-
ловлено интересами тех или иных субъектов политических
отношений, понятие политической конъюнктуры следует рас-
сматривать в неразрывной связи с поведением этих субъектов в
правовой сфере. При этом содержанием такого поведения охва-
тываются и те случаи, когда социальные группы или индивиды
для достижения своих целей не только действуют, но и бездей-
ствуют (например, затягивают принятие нужного обществу
закона)4.

‘ См.: Суворов Л.К. Право и политическая конъюнктура в Советском государ-
стве // Право и жизнь. — 1992. — № 1. — С. 13-29.

2 См.: Словарь иностранных слов. — М., 1955. С. 363.

3 Советский энциклопедический словарь. — М, 1987. С. 626.

4 См.:Дейцев С.Е., Шаблинский И.Г. Активное содействие политической реформе —
главная задача политологов // Сов. государство и право. — 1989. — № 10. — С. 145.

Политическая конъюнктура и право

Проявление политической конъюнктуры в праве является
результатом конфликта между правом и политикой, возникаю-
щего на определенном историческом этапе.

Такой конфликт возникает по мере становления государ-
ства главным образом с политической организацией экономи-
чески господствующего класса. В этих условиях интересы поли-
тической власти государства уже не совпадают с интересами
большинства, в том числе и в сфере правовых отношений.

Политика, проводимая государством, становится все более
и более фактором иррациональным по отношению к обществен-
ным интересам и общему благу. Это происходит прежде всего в
случаях, когда проводимая в той или иной сфере правового регу-
лирования политика в силу господствующей идеологической
доктрины не соответствует объективным потребностям общест-
венного развития. Примерами идеологической обусловленнос-
ти политико-конъюнктурного законодательства являются ра-
бовладельческая, феодальная, буржуазная правовые системы.

Весьма наглядно в качестве субъектов политической конъ-
юнктуры в праве выступают те государства, идеологическая ос-
нова которых входит в противоречие с объективными потреб-
ностями определенного исторического этапа развития мирового
сообщества. Примером может служить отрицание необходимос-
ти и идеологическое обоснование вредности частной собствен-
ности, предпринимательской деятельности, парламентаризма,
частноправовых отношений и т.п. в советском государстве.

Таким образом, политическая конъюнктура в праве пред-
ставляет собой явление, объективно порождаемое самим меха-
низмом взаимодействия государства, права и политики на опре-
‘деленном этапе его развития.

Конфликт между природой права и государственной
властью, обусловливающий принятие политически конъюнк-
турных нормативно-правовых решений, связан не только с
трансформацией государства в политическую организацию эко-
номически господствующего класса. Этот конфликт усугубляет-
ся появлением множества субъектов политических отношений,
имеющих нередко противоречивые интересы и возникающих

Глава VII. Государство, право, политика

уже на фоне процесса отделения интересов государственной
власти от интересов большинства общества.

Процесс расширения круга субъектов политической конъ-
юнктуры связан прежде всего с формированием политических
партий, начавшимся в Западной Европе и США примерно во
второй четверти прошлого столетия. Расширение диапазона и
усложнение механизма воздействия различных политических
факторов на право является одной из тенденций общественного
развития1. При переходе от тоталитаризма к демократии в про-
цессе становления политического плюрализма эта тенденция
может приобретать гипертрофированные формы, еще более
усложняя и обостряя политико-правовые связи, поскольку ха-
рактеризуется в буквальном смысле «всплеском» многопартий-
ности. Об этом свидетельствуют, например, период становления
конституционализма в России начала XX в., когда в стране
насчитывалось более 280 партий, а также современный этап раз-
вития Российской Федерации, где, по данным Министерства
юстиции, зарегистрировано около 3 тыс. общественных объеди-
нений, среди которых 90 политических партий и 109 обществен-
ных движений2.

Особенности проявления политической конъюнктуры в
правотворчестве чрезвычайно многообразны. Анализ деятель-
ности правотворческих органов и содержание принимаемых
ими законодательных актов позволяет выделить следующие из
этих особенностей.

Принятие законов, не соответствующих объективным по-
требностям общественного развития, — это наиболее серьезное
и опасное проявление политической конъюнктуры в праве.
Проявление данной особенности в правотворчестве в условиях
идеологического и политического плюрализма затруднено. В то-
талитарной общественной системе государство, не имеющее по-
читических оппонентов, может принимать законы исходя не из
интересов прогрессивного развития общества, а из необходи-

1 См.: Тихомиров ЮЛ Действие закона. — М., 1992. С. 47.

2 См.: Аргументы и факты. — 1996. — № 38.

Политическая конъюнктура и право

мости сохранения существующего Государственно-политичес-
кого режима.

Весьма опасным и более распространенным проявлением
политической конъюнктуры в правотворчестве является приня-
тие законодательных актов, противоречащих конституционным
принципам и нормам правового регулирования общественных отно-
шений. Одной из наиболее типичных причин указанной особен-
ности стали местнические интересы целого ряда субъектов
Российской Федерации. Общеизвестен факт, что почти все рес-
публики, входящие в состав России, приняли конституционные
акты, противоречащие Конституции Российской Федерации.

Политическая конъюнктура в правотворчестве проявляется
и в принятии в принципе нужных, но заведомо невыполнимых, а
значит, популистских законодательных актов. Очевидно, что
принятие таких нормативных документов чаще всего продикто-
вано стремлением отдельных политических сил обеспечить себе
политическую популярность, создать нужный политический
имидж.

Одним из способов законодательного обеспечения конъ-
юнктурных политических целей стало принятие нормативно-
правовых актов, содержание которых предоставляет большое по-
ле для усмотрения, а значит, и произвольного толкования и
применения заинтересованными группами. Многие законы яв-
ляются рамочными, общими, непрямого действия, поэтому они
требуют издания различных подзаконных актов, детализирую-
щих инструкций, приказов, разъяснений.

В целях обеспечения «коридора» для политико-конъюнк-
турных усмотрений используются также туманные формулиров-
ки законов, открывающие широкие возможности для субъектив-
ного их толкования. Известно, что еще Наполеон приказывал
своим чиновникам «писать коротко и неясно», а император Ни-
колай I требовал писать законы так, чтобы «у народа возникала
необходимость обращаться за их толкованием к властям»1.

1 Сивкова В. Почему чиновники говорят непонятно // Аргументы и факты.
1998. — № 23.

Глава VII. Государство, право, политика

Следующая особенность проявления политической конъ-
юнктуры в правотворчестве состоит в непринятии или искус-
ственном затягивании принятия законодательных актов, акту-
альных для правового регулирования общественных отношений.
Так, общеизвестно, что принятию закона о борьбе с коррупцией
противодействовали именно те, кто мог бы стать первым объек-
том его применения.

Одним из широко используемых каналов для принятия по-
литико-конъюнктурных нормативно-правовых решений явля-
ется ведомственное правотворчество. Каждый год в России изда-
ется более миллиона нормативно-правовых документов1. За год
только прокуратура России вносит около 70 тыс. протестов на
незаконные правовые акты. Использованию ведомственного
правотворчества в политико-конъюнктурных целях способству-
ют, как уже отмечалось, декларативность ряда законов, их не-
полнота, отсылочный характер, а также сложившееся у многих
со времен административно-командной системы представление
о законе как об акте общего характера, действующего лишь пос-
ле его разъяснения, детализации, конкретизации в ведомствен-
ных нормативно-правовых актах. А разъяснение, детализация —
это хорошая возможность сделать закон выгодным определен-
ным силам.

Таким образом, проанализированные особенности прояв-
ления политической конъюнктуры в правотворчестве можно
разделить на три основные группы.

Первая группа связана с принятием законов, не соответ-
ствующих объективным потребностям общественного развития;
противоречат конституционным принципам и нормам правово-
го регулирования; носят не праворегулирующий, а политичес-
кий характер; являются заведомо нереализуемыми; предостав-
ляют большое поле для чиновничьего усмотрения и произвола.

Вторая группа состоит в непринятии или искусственном
затягивании принятия законодательных актов, актуальных для
регулирования общественных отношений.

1 См.- Римская К Периодическая таблица… законов // Российская газета. —
1997. — 14 февр.

Политическая конъюнктура и право 153

И наконец, третья группа состоит в принятии подзакон-
ных актов, носящих ярко выраженный корпоративный, ведом-
ственный характер1.

Рассматривая проблему политической конъюнктуры в пра-
ве, нельзя не подчеркнуть один важный момент, заключающий-
ся в усилении финансового влияния на законодательный и
правоприменительный процесс, который становится все более
доминирующим в политико-правовой (и не только) жизни сов-
ременных государств. Политические партии, нуждаясь в под-
держке, охотно идут на сотрудничество с представителями круп-
ного бизнеса. Более того, многие политические партии созданы
и существуют за счет крупного бизнеса. Деньги явно или скрыто
«работают» в политике, культуре, идеологии, вторгаются в нрав-
ственную и духовную жизнь.

Конечно, коммерциализация политической жизни — явле-
ние в истории не новое. Продажа государственных должностей
(непотизм) известна уже из древнеримской истории, взяточни-
чество чиновников было широко распространено во все времена
на Востоке и Западе, политический подкуп сословий и классов,
коррупция в среде бюрократии сопровождают практически всю
историю человечества. Словом, деньги постоянно искушали
власть, особенно власть государственную.

Этим пользуются крупные экономические организации, от-
воевывающие у государства одну позицию за другой. Глубоко
проникая в систему государственного управления, корпорации
овладевают средствами социального контроля над институтами
власти; через подкуп партий, депутатов, лоббистскую деятель-
ность и расширение прямого представительства в выборных ор-
ганах усиливают свое влияние на парламенты. Практически во
всех странах мира растет объем «капиталовложений в полити-
ку», которые в отличие от других инвестиций дают высокую
прибыль. Деньги давно уже стали «материнским молоком поли-
тики».

Многие вопросы, определяющие судьбу общества, эконо-
мическое развитие и социальную безопасность, предрешаются

‘ Об этом подробнее см.: Верещагина А Д Указ соч.

Глава VII. Государство, право, политика

закулисно, где-то в элитарных клубах, а не там, где их следует
обсуждать и решать в соответствии с законом. Парламенты и
правительства уже не в силах противостоять давлению лоббис-
тов, которые представляют интересы мощных внегосударствен-
ных организаций’.

«Лобби», «лоббизм» — термины англоязычного происхож-
дения. Это система контор и агентств крупных монополий при
законодательных органах США, оказывающих в интересах этих
монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и
государственных чиновников в пользу того или иного реше-
ния при принятии законов, размещении правительственных за-
казов и т.п.2

В США действует закон о регулировании лоббизма, соглас-
но которому организация (или лицо), оказывающая давление на
Конгресс, обязана регистрировать своих лоббистов у секретаря
Сената и у клерка Палаты представителей. При этом лоббисты
должны сообщить область своих интересов в законодательной
сфере. Закон не ограничивает размер финансовых средств, кото-
рые можно использовать на лоббистскую деятельность. В ФРГ
нет закона о лоббизме, но есть достаточно детальное положение,
регулирующее взаимоотношения лоббистов и депутатов. В
Канаде действует закон о регистрации лоббистов (он принят
сравнительно недавно — в 1988 г.), в котором акцент сделан на
системе регистрации лоббистов. При этом указывается, что ре-
гистрация не должна препятствовать свободному и открытому
доступу к правительству. Для регистрации лоббистов предусмат-
ривается должность специального регистратора при федераль-
ной службе регистрации актов гражданского состояния Канады,
который по результатам своей работы готовит доклад о лоббис-
тах и направляет его в каждую палату парламента.

В последнее время лоббизму стали уделять все возрастаю-
щее внимание и в Российской Федерации. Об этом свидетель-
ствуют публикации в средствах массовой информации, в обще-

1 См.: Мальцев Г.В.Понимание права. Подходы и проблемы. — М, 1999. С. 326—
327.

2 См.: Словарьиностранных слов. — М., 1984.

Политическая конъюнктура и право 155

ственно-политической и научной периодике. Проведено не-
сколько крупных мероприятий, среди которых можно выделить
международную конференцию «Лоббизм как средство влияния
на политику», прошедшую в мае 1993 г. в Москве. К важным
событиям, связанным с лоббизмом, можно отнести и парламент-
ские слушания, организованные в Государственной Думе по
проекту федерального закона «О регулировании лоббистской
деятельности в федеральных органах власти», которые прошли
7 марта 1995 г. и 17 декабря 1996 г. Вывод, к которому пришли в
результате обсуждения, заключается в том, что лоббистскую де-
ятельность необходимо регулировать. Эта область политической
жизни должна быть максимально открытой’.

Лоббирование в парламенте России имеет свои особеннос-
ти, которые связаны с тем, что парламент занимается законода-
тельной деятельностью. В этой связи лоббирование возможно в
виде «проталкивания» определенного законопроекта или от-
дельных поправок к нему. Кроме того, возможны разнообраз-
ные запросы и письма депутатов Государственной Думы и чле-
нов Совета Федерации в различные федеральные органы
государственной власти.

У лоббиста имеется фактическая возможность участвовать в
лоббировании законопроекта или его отдельных положений на
любой стадии законодательного процесса.

Лоббирование законодательного предложения или зако-
нопроекта в парламенте, как правило, начинается с поиска сто-
ронников (единомышленников) среди депутатов. После того
как они найдены, парламентарий или группа депутатов вносят
предложенный законопроект в порядке законодательной ини-
циативы в Государственную Думу. Истинными разработчиками
в этой ситуации могут быть не лоббисты, а те, кто за ними стоит,
поэтому часто бывает неизвестно, кто же настоящий заказчик.

В нынешней ситуации у лоббистов имеются достаточно
большие возможности влиять на законодательный процесс.

‘ См.: Любимов А.П. Лоббизм в законодательном процессе РФ / Подготовка и
принятие законов в правовом государстве. — М., 1998. С. 343.

Глава VII. Государство, право, политика

О разлагающем право лоббизме правильно сказал Г.В. Маль-
цев: «Что касается права, — то, видимо, лоббизму суждено ска-
зать последнее слово при развенчании знаменитого мифа — ми-
фа о законе как выражении общей воли граждан»‘.

Рекомендуемые страницы:

Добавлено в закладки: 0

Что такое конъюнктура? Описание и определение понятия.

Конъюнктура – это совокупность обстоятельств наружного характера, которые могут оказывать влияние на уровень доходности предприятия или на стоимость товаров. Среди таких обстоятельств при ведении хозяйственной деятельности можно рассматривать численность населения, политический и экономический строй государства, его изменения, главные направления торговой политики, которую государство проводит. К обстоятельствам конъюнктуры можно также отнести открытия, изменения в транспортных и технологических процессах, природные факторы, которые оказывают влияние на качество и количество выращенного урожая.

Конъюнкту́ра (лат. conjunctura, от лат. conjungo — соединяю, связываю) — это парадигма, которая отражает множество событий, стечение обстоятельств, которые наступают в какой-нибудь сфере человеческой деятельности (на какой-нибудь территории) и характеризующих её в конкретный период времени; сложившаяся обстановка, стечение обстоятельств, которые создали сформировавшийся комплекс условий, положение, появившаяся ситуация в данный период времени в данной области.

Термин является универсальным и применяется во многих областях, зачастую встречается в финансах, экономике, социологии, политике, психологии, философии, культурологии.

  1. Совокупность условий, которые влияют на что-нибудь, ситуация, обстановка. Политическая конъюнктура.
  2. Совокупность условий, которые определяют экономическое положение товарного хозяйства. Хозяйственная конъюнктура.

Экономическая конъюнктура

Экономическая конъюнктура — это состояние макроэкономического процесса воспроизводства (определяемое пропорциями, уровнем, темпами его развития), которое проявляется в условиях реализации продукции. По объектам изучения можно выделить товарную конъюнктуру и общехозяйственную конъюнктуру (конъюнктуру товарных рынков).

Конъюнктурообразующие факторы — это факторы, оказывающие влияние на составляющие экономической конъюнктуры или на элементы воспроизводственного процесса. Процесс воспроизводства имеет четыре этапа: производство (услуг и товаров), распределение (доходов меж участниками производственного процесса — собственниками факторов производства), реализация или обмен (конечной и промежуточной продукции) и потребление (конечных благ). Для этапа производства важны следующие факторы, как капитал, труд, земля, технический и научный прогресс. На этапе распределения значение имеет добавленная стоимость капитала и труда, а также перераспределение доходов: сбережения и расходы (страховые взносы, займы, налоги). Обмен связан с денежно-кредитной системой, а также запасами, ценами, качеством услуг и товаров. Потребление определяется следующими факторами: доход на душу населения, численность населения и делится на общественное, личное, чистый экспорт, вложения в основной капитал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *