Кредитная организация это банк

Расшифровка ОПФ

Что такое ОПФ? Каждая организация имеет свою ОПФ. Гражданским кодексом РФ и другими Федеральными законами определено, какие ОПФ могут иметь организации (юридические лица) в Российской Федерации. Еще не догадались? Тогда отвечаем, что это такое:

ОПФ — это определенная законом и закрепленная в уставе каждой фирмы или некоммерческой организации ее правовая форма. Дословная расшифровка аббревиатуры ОПФ — это юридический термин: организационно-правовая форма. Подробнее о том, что означает организационно-правовая форма для организации и какие бывают виды организационно-правовых форм для коммерческих и некоммерческих организаций в России, вы можете прочитать ниже, в абзаце Виды ОПФ.

Между тем, расшифровка ОПФ может иметь и другое значение — экономическое, а именно: основные производственные фонды. Что такое «основные производственные фонды»? В науке «Экономика предприятия», ОПФ — это средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. К основным производственным фондам предприятия относятся: здания, строения и сооружения, линии связи и электропередач, машины, транспортные средства и оборудование, инструменты, инвентарь и др. (это основные виды ОПФ, как основных производственных фондов). Поскольку ОПФ в данном контексте — это понятие экономическое, и не затрагивает основной тематики нашего сайта — государственной регистрации некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, тех кому важно получить более полную информацию по теме основных производственных фондов предприятия, мы осмелимся направить на информационный ресурс экономической тематики. 🙂

Дословная расшифровка ОПФ не содержит определения, что такое организационно-правовая форма. Как это не странно, не содержит его и основное действующее российское законодательство с Гражданским кодексом во главе! Единственное, довольно размытое и неопределенное объяснение понятия ОПФ содержит Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012. Согласно ему, «под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности». Ну теперь все понятно, не правда ли? 🙂

Попробуем дать свое, более внятное определение:

Организационно-правовая форма (ОПФ) — это сокращенная буквенная аббревиатура или полное словесное обозначение вида организации, располагающееся всегда непосредственно перед ее собственным (индивидуальным) названием, характеризующее коммерческую или некоммерческую направленность организации (в ряде случаев отражающее основную цель ее деятельности), а также характеризующее отнесение данной организации к одному из предусмотренных законом режимов закрепления и использования имущества, деятельности и порядка управления организацией.

Виды ОПФ

Здесь мы детально расшифруем ОПФ организаций, при этом будем руководствоваться все тем же Общероссийским классификатором ОПФ.

Основные виды ОПФ коммерческих предприятий и организаций:

ИП — индивидуальный предприниматель

ООО — общество с ограниченной ответственностью

ОДО — общество с дополнительной ответственностью

ОАО — открытое акционерное общество

ЗАО — закрытое акционерное общество

ПК — производственный кооператив

КФХ — крестьянское (фермерское) хозяйство

ГУП — государственное унитарное предприятие

Основные виды ОПФ некоммерческих организаций (ОПФ НКО):

ПК — потребительский кооператив

ОО — общественная организация

ОД — общественное движение

АНО — автономная некоммерческая организация

СНТ — садоводческое некоммерческое товарищество

ДНП — дачное некоммерческое партнерство

ТСЖ — товарищество собственников жилья

Конечно, весь спектр организационно-правовых форм более широк. Здесь мы расшифровали ОПФ наиболее часто встречающихся видов. Надеемся, что вам понравилась эта статья и вы почерпнули полную информацию по теме «расшифровка ОПФ». Если вы желаете уточнить, как расшифровывается сокращение организационно правовых форм, не присутствующих в вышеуказанном перечне или вам необходимо узнать код ОПФ по ОКОПФ вашей организации, посмотрите пожалуйста в классификаторе ОПФ, расположенном по следующей ссылке:

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОК 028-2012)

Применительно к процессу государственной регистрации НКО или коммерческой организации, правильное и точное указание полного и сокращенного наименования организационно-правовой формы (ОПФ) при подготовки документов — необходимое условие для успешного ее прохождения.

Основные виды кредитных учреждений

Данные финансовые организации представлены в трех крупных видах:

  • Банк. Он обладает исключительными правами для выполнения огромного количества операций. Данные компании имеют право привлекать деньги, принадлежащие юрлицам или физлицам. Они размещают полученные средства, пользуясь только своим именем и оплачивая этот процесс за свой счет. При этом предоставляются деньги другим лицам на принципах обязательного возврата в установленный срок с процентами. Дополнительно любой банк, имеющий лицензию, может открывать счета для разных лиц и осуществлять их ведение.
  • Небанковские организации, которые сокращенно называются НКО (некоммерческие организации). Они являются учреждениями, предоставляющими только некоторые виды узаконенных банковских операций.
  • Особенно следует выделить иные компании, способные осуществлять только одну или несколько отдельных операций. Однако они не обладают теми возможностями и полномочиями, присущими стандартному коммерческому банку. Не допускается регистрация этой организации в качестве банка, однако для выполнения разных операций она должна получить лицензию. К таким компаниям относятся фирмы, предлагающие услуги инкассации, а также расчетные компании.

Кредитные организации дополнительно могут быть представлены в следующих видах:

  • Союзы или ассоциации. Создание таких союзов необходимо не для получения прибыли всеми участниками, а для их защиты, а также для представления их интересов. Деятельность каждого участника подлежит тщательной координации. Устанавливаются с помощью таких ассоциаций связи между разными регионами и даже народами. Крупные союзы специализируются на создании советов, регулирующих банковскую деятельность. Совместно решаются многочисленные задачи, важные для кредитных компаний. Не допускается совершать банковские операции данными союзами.
  • Группы из нескольких учреждений. Каждая кредитная организация, входящая в такую группу, заключает специальное соглашение с другими участниками. Необходима такая форма сотрудничества для совместного решения разных задач, важных для каждой компании. В каждой группе имеется головное учреждение, способное оказывать влияние на принимаемые решения. Данная компания обязательно уведомляет Банк России об образовании новой группы.
  • Банковский холдинг. Не выступает юрлицом, причем образуется несколькими юридическими лицами с привлечением одного или нескольких кредитных учреждений. Одно юридическое лицо здесь может оказывать влияние на принимаемые решения, однако не допускается, чтобы в качестве головной компании выступала кредитная организация.

Таким образом, существует несколько видов финансовых учреждений, каждый из которых обладает своими параметрами.

Какими правами обладают учреждения

Кредитные компании обладают правами, которыми они наделяются законодательством РФ.

Они имеют право выполнять следующие действия и реализовать операции:

  • открытие счетов, а также их ведение, причем как для юрлиц, так и для физлиц;
  • приобретение и реализация разных валют, осуществлять этот процесс можно наличным способом или в безналичной форме;
  • предоставление банковской гарантии;
  • привлечение денег, принадлежащих юрлицам и физлицам, в результате формируются вклады, где они могут находиться до востребования или храниться определенное количество времени, затем денежные средства выдаются обратно владельцу с начисленными процентами;
  • реализация переводов денег, для этого не открываются счета в банке, данный процесс должен осуществляться исключительно по поручению физлиц, являющихся клиентами компании;
  • выполнение расчетов на основании поручений, передаваемых разными клиентами, которые являются физлицами или юрлицами, а также они могут быть банками-корреспондентами, расчеты реализуются с помощью банковских счетов клиентов;
  • доверительное управление деньгами или разными видами имущества, для чего составляется специальный договор с клиентом;
  • размещение денег, а также их привлечение, этот процесс обязан проводиться от имени кредитной организации, а также за ее счет;
  • покупка прав требования;
  • операции с лизингом;
  • инкассация денег или разных платежных документов;
  • реализация операций с драгметаллами или драгоценными камнями, все действия должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства;
  • кассовое обслуживание, предназначенное как для физлиц, так и для юрлиц;
  • предоставление консультаций и информирование клиентов по разным вопросам работы кредитной организации;
  • представление отдельных помещений или сейфов, используемых для хранения ценностей или важных документов, в аренду клиентам;
  • предоставление поручительства;
  • другие сделки, разрешенные законодательством РФ.

Кредитные организации не имеют права производить какие-либо товары, осуществлять торговлю или заниматься страховой деятельностью.

В каких организационных формах могут быть представлены учреждения

Данные компании могут регистрироваться в разных организационных формах. Каждый вид обладает своими особенностями:

  • ООО. Кредитная организация, зарегистрированная в качестве ООО, может открываться как одним, так и несколькими предпринимателями. Формируются учредительные документы, в которых прописываются доли каждого учредителя. Все люди, принимающие участие в создании такой компании, не отвечают по ее обязательствам собственным имуществом. Также они никаким образом не смогут понести убытки в результате неприбыльной деятельности учреждения. Они рискуют только теми денежными средствами, которые были внесены ими в уставный капитал в процессе организации компании.
  • ОДО. Такое общество встречается очень редко, в России нет практически ни одной кредитной организации, обладающей подобной организационной формой. Это обусловлено ответственностью учредителей, полностью отвечающих по обязательствам компании.
  • ЗАО. В такой организации уставный капитал делится на определенное количество акций, распределяемых среди акционеров. Все участники отвечают по обязательствам учреждения, а также несут убытки в случае убыточной деятельности фирмы, однако только в рамках стоимости акций, принадлежащих им. Такая компания не может выпускать в открытую акции, а также только ограниченное количество лиц имеет право на приобретение акций.
  • ОАО. Здесь каждый акционер может передавать принадлежащие ему акции другим лицам. Допускается осуществлять открытую подписку на акции. А также они могут свободно продаваться.

Таким образом, кредитные организации могут регистрироваться в разных формах, каждая из которых обладает своими особенностями.

Особенности банков и иных кредитных организаций

Все подобные организации делятся на банки и иные специализированные кредитные учреждения.

Банк — это кредитная организация, обладающая исключительными правами реализовать операции, которые являются банковскими.

К основным таким операциям относятся:

  • привлечение денег, принадлежащим как частным лицам, так и различным компаниям;
  • размещение полученных денежных средств, при этом важно, чтобы банки выполняли данное действие только от своего имени и за свои деньги, а также основными принципами такого размещения является возвратность средств, платность кредитов и их срочность, поскольку они должны возвращаться в строго установленное время, оговоренное заранее;
  • открытие счетов, а также их ведение.

Существует много коммерческих банков, являющихся неоднородными. В связи со сферой работы они могут быть:

  • Специализированными. Они обычно выполняют либо одну операцию, либо две. В качестве их основных клиентов выступают конкретные категории людей или юридических лиц.
  • Универсальными. Такие банки обладают правами выполнять разные виды банковских операций, поэтому не специализируются на чем-то одном. Такое ведение деятельности позволяет охватить широкую целевую аудиторию потенциальных клиентов. Дополнительно подобные коммерческие банки могут выполнять разные действия с ценными бумагами или иностранной валютой. Нередко они консультируют частных лиц или компании относительно финансовых и других вопросов, предоставляют разнообразные услуги.

Все предлагаемые кредитными организациями услуги, должны отвечать следующим требованиям:

  • совершение того или иного действия должно выполняться только с разрешения клиента;
  • деятельность может осуществляться исключительно после получения компанией лицензии;
  • обязательно ведется надзор над законностью совершения всех операций, а также создается особый орган, специализирующийся на контроле этого вопроса.

Любой банк по требованию клиента должен предоставлять лицензию, финансовую отчетность или иные документы, на основании которых можно определить финансовое состояние учреждения, а также убедиться в законности его работы.

Кредитные организации — это компании, которые в процессе осуществления деятельности сохраняют банковскую тайну. Не допускается разглашение сведений о проведении каких-либо операций. За нарушение этого принципа банк будет вынужден компенсировать ущерб клиенту, а также заплатить существенный штраф.

Другим важным параметром работы любой подобной организации выступает возможность пользоваться особыми источниками права, которые заключаются в нормативных актах, выпускаемых Банком России. Каждая компания должна постоянно следить за изменениями, вносимыми в законодательство, чтобы не нарушить основные законы.

Таким образом, кредитные организации являются специализированными учреждениями, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством и с получением лицензии. Они могут предлагать разные услуги и осуществлять финансовые операции. Организации представлены в нескольких видах, а каждое такое учреждение обладает своими особыми полномочиями и правами. Все компании несут ответственность перед клиентом, а также обязаны хранить банковскую тайну, поэтому разглашение сведений о выполняемых операциях является противозаконным.

Банковские кредитные организации

Банковские кредитные организации — это и есть банки. Дело в том, что согласно закону о банковской деятельности, юр. лицо только тогда может считаться банком, когда выполняет минимум три функции:

  • привлечение средств клиентов в депозиты;
  • размещение средств в качестве кредитов;
  • обслуживание счетов клиентов физ. лиц и организаций.

На осуществление этих операций необходимо получить лицензию ЦБ РФ. В зависимости от количества оказываемых услуг учреждения могут быть специализированными (то есть, обслуживать какую-либо отрасль или специализироваться, например, на выдаче ипотечных кредитов) или универсальными (выполнять большинство банковских операций).

Банковские учреждения разделяются по типу собственности на государственные и коммерческие. Заметим, что в России присутствует только второй вид. Однако, есть частные банки с государственным участием. Государственный банк всего один — регулятор Центральный Банк.

Иностранные банки

Иностранный банк — это банковская кредитная организация в соответствии с законодательством той страны, на территории которой он зарегистрирован. Иностранным банк является также относительно российского законодательства. То есть, иностранный банк зарегистрирован в другом государстве, но работает на территории России.

Такие банки оказывают весь комплекс банковских услуг бизнесу и частным клиентам на базе ранее созданного российского банка. То есть, чтобы функционировать в РФ, сначала они приобретают капитал какой-либо российской организации. Например, французская компания Societe General работает на базе российского Росбанка.

Рейтинг кредитных организаций России

Известно, что Центробанк РФ проводит политику «оздоровления» банковской системы страны, отзывая лицензии на ведение деятельности за нарушение законодательства. Некоторые банки, соотношение активов и пассивов которых ещё можно сбалансировать, санируются другими, более крупными и устойчивыми.

Также прочитайте: Отзыв лицензии у банка Премьер Кредит, как быть заемщикам и вкладчикам

После краха «Югры», одного из крупнейших банков, сложно с уверенностью сказать, какие кредитные учреждения останутся на рынке по итогам реформации банковского сектора.

Однако по оценке ЦБ РФ всё же можно составить ТОП-10 самых надёжных банков России на 2017 год. Это:

Сбербанк от 11,7% ставка в год

  • Срок — от 1 до 5 лет
  • Сумма от 300 000 рублей
  • Ставка от 11,7% до 15,9%
  • Возраст 18-65
  • быстрое рассмотрение заявки

ВТБ 24 от 15% ставка в год Перейти

  • до 5 млн;
  • на 60 мес.;
  • Банк одобрит анкету через 3 дня;
  • оформляется за 1 визит в банк;
  • не нужно отчитываться о расходе денег.

Альфа-Банк от 11,99% ставка в год Перейти

  • до 3 млн руб.;
  • на период до 60 месяцев;
  • комиссий нет;
  • не нужны поручители;
  • решение по анкете — от 1-го дня;
  • оформляется по 2-м документам.

Россельхозбанк от 11,5% ставка в год Перейти

  • до 750 тыс.;
  • на 7 лет;
  • одобряют без обеспечения;
  • комиссии не предусмотрены;
  • возможен досрочный возврат денег;
  • не нужно отчитываться о расходе денег;
  • подтвердить доход можно справкой по форме Россельхозбанка.

Газпромбанк от 12,5% ставка в год Перейти

  • до 3,5 млн;
  • на 84 мес.;
  • срок рассмотрения анкеты — до 5 рабочих дней;
  • одобрение без обеспечения;
  • минимальный возраст — 20 лет.

Открытие от 11,9% ставка в год Перейти

  • до 2,5млн;
  • на 60 мес.;
  • досрочный возврат денег без штрафов;
  • бесплатный выпуск карты к кредитному счету;
  • для лиц от 21 года.

ЮниКредит Банк от 13,9% ставка в год Перейти

  • до 3 млн;
  • на 84 мес.;
  • срок одобрения заявки — сутки;
  • срок действия положительного ответа банка — 30 дней;
  • документы с места работы необязательны;
  • нет комиссий за досрочный возврат долга;
  • возможна отсрочка платежа.

Росбанк от 13% ставка в год Перейти

  • до 3 млн;
  • на 5 лет;
  • банк не требует обеспечение;
  • одобрение в течение 2 дней;
  • можно выбрать дату платежа;
  • досрочный возврат долга без комиссий;
  • не надо отчитываться банку о расходовании средств.

Промсвязьбанк от 13,9% ставка в год Перейти

  • до 1 500 000;
  • на 84 мес.;
  • при выдаче кредита через интернет-банк ставка понижается на 1%;
  • можно оформить по одному паспорту;
  • можно изменить дату платежа;
  • отсрочка платежей.

Райффайзенбанк от 11,99% ставка в год Перейти

  • до 2 млн руб.;
  • срок — до 60 месяцев;
  • решение по анкете — от 1 часа;
  • без комиссий за выдачу;
  • не требуется залог и поручители;
  • можно погасить досрочно с первого месяца.

Действительно, они уже давно существуют и успешно функционируют на банковском рынке. Например, Сбербанк «принял эстафету» у советских сберегательных касс, а те, в свою очередь — у сберегательных касс, учреждённых Николаем I в 1841 году.

Эти банки обзавелись доверием большого числа клиентов, обслуживают как физические, так и юридические лица. При этом их филиальные сети настолько велики, что кредитные организации работают на всех уровнях: региональном, межрегиональном и федеральном.

Все банки — участники системы страхования вкладов. Так что вклады с процентами на сумму до 1 400 000 рублей будут возвращены клиенту — физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В ближайшем будущем планируется страховать и средства на счетах юридических лиц.

В целом все эти обстоятельства делают вышеперечисленные кредитные учреждения наиболее надёжными в российском банковском секторе.

Банковское дело

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние два года начали играть видную роль.

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки — это хранилища денег. Вместе с тем данное и подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации.

а) БАНК КАК ПРЕДПРИЯТИЕ

«Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия — он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны и вытекают из полномочий Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).»

б) БАНК КАК ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Эти отличия состоят в следующем: прежде всего, банки, в отличие от предприятий занятых в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства,

транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами.

Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.

Обслуживая внешнеэкономическую деятельность, данные операции, особенно в банках, занятых обслуживанием внешней торговли, наряду с покупкой-продажей акций, облигаций, могут занимать значительный удельный вес, формировать важную часть банковской прибыли. Вместе с тем банковская «торговля» складывается не только вследствие этого, а в результате «торговли» кредитом, когда банки «покупают» ресурсы, платят за привлеченные средства, помещаемые предприятиями, населением, другими банками на различные типы счетов, и «продают» их заемщикам.»

Метка: Основы банковской деятельности

1.2.1. Учреждения банка

Классические розничные учреждения: дополнительные офисы, филиалы, операционные кассы, представительства и т.д. — наиболее распространенный на сегодняшний день вид развития инфраструктуры банков. Практически каждое заявление о начале развития розничного бизнеса сопровождается открытием розничных дополнительных офисов в регионах присутствия банка. По своей форме и месторасположению розничные учреждения банка значительно отличаются от корпоративной инфраструктуры. Розничные офисы открываются в местах с наибольшей проходимостью, чаще всего в первой линии домов, желательно наличие витрины в помещении будущего офиса и места для автостоянки. Такое расположение дает наибольший эффект для привлечения и удержания клиентов. Удобное расположение на ежедневном пути из дома на работу и с работы домой позволяет потенциальным клиентам обратиться в офис банка в удобное для них время. Первая линия домов дает наилучшую видимость витрины банка и возможность привлечения владельцев автомобилей, как более обеспеченной категории клиентов, а место для стоянки позволит сделать это быстрее. В этой связи вызывают недоумение планы некоторых банков активно развивать розницу на базе своей корпоративной инфраструктуры, тяготеющей к крупным корпоративным клиентам, и нередко находящихся на их территории. Чтобы клиенту посетить такой офис, необходимо пройти через посты охраны предприятия, заказать пропуск и потом длинными коридорами идти куда-то. Некоторая часть розничных клиентов придет и в такие офисы, но это будет незначительная часть. Основной оборот условно-розничных операций в такой ситуации могут давать только корпоративно-розничные услуги: зарплатные проекты, сберегательно-вкладные услуги для сотрудников и руководителей корпоративных клиентов, льготное кредитование сотрудников предприятий, в том числе и на базе действующего карточного зарплатного проекта. О настоящем развитии розницы можно говорить только в случае наличия удобной и доступной физическим лицам инфраструктуры. В этом плане показателен опыт лидера потребительского кредитования банка Русский Стандарт, который первым обратился лицом к клиентам, разместив своих сотрудников прямо в торговых точках, в наиболее удобном потребителю месте. Заметим, что, выдав огромное количество кредитов, этот банк столкнулся с недостаточно развитой инфраструктурой приема платежей к погашению этих кредитов, но и эта проблема практически решена хрестоматийными способами. Отделения этого банка открываются на первой линии домов, в том числе и в спальных районах, и имеют удлиненный график работы и зоны круглосуточного обслуживания, позволяющие клиенту погасить свой кредит в удобное время. В последнее время, проезжая мимо офисов этого банка, можно заметить отсутствие очередей.
Развитие классических учреждений, капиталоемкий проект, который под силу далеко не каждому российскому банку, особенно учитывая, что срок окупаемости полнофункционального розничного отделения составляет не меньше 2-3 лет при условии правильного его расположения и наличия достаточной корзины розничных услуг и рекламной поддержки в СМИ. В кризисной ситуации для небольшого банка сеть отделений выступает балластом, который тянет его на дно, в связи с необходимостью трат на поддержку их функционирования, притом что отдачи в такой ситуации от них не производится. Временное закрытие отделении в подобной ситуации только спровоцирует панику среди клиентов банка и приведет к еще более негативным последствиям. Поэтому банку стоит внимательно оценить свои силы, перед тем как развивать сеть учреждений. Более подробно особенности продвижения розничных услуг и их рекламы описаны в пункте 2.1 «Классификация розничных операций». Не имея розничной сети, банку трудно будет активно развивать розничный бизнес, хотя некоторым дополнением к отделениям могут выступать более экономичные с точки зрения создания и дальнейшего поддержания операционные кассы и представители в крупных торговых точках. Эти подразделения могут осуществлять ограниченный список розничных операций, но при этом основных и наиболее востребованных. Представители привлекают новых клиентов, оформляют весь пакет документов, а операционная касса осуществляет операционное обслуживание проданного продукта: выдача и погашение кредитов, работа с платежными картами, переводы и т.д.
Взаимодействие учреждений банка и головного офиса может производиться в режиме офф-лайн или он-лайн, при этом от первого варианта в последние годы банки отказываются, переходя на работу в режиме реального времени. Оставляя режим работы офф-лайн для небольших учреждений или операционных касс, карточные операции практически всегда производятся в режиме реального времени.
Создание и планирование розничного офиса банка — сложная и трудоемкая задача, в рамках которой необходимо совместить требования регулятора и клиентское удобство. В настоящее время, по мнению некоторых банков, в Москве достаточно трудно подобрать помещение, пригодное для банковского офиса, расположенное в соответствии с описанными параметрами и по разумной цене. Неновой фактор играет важную роль в связи с более низкой рентабельностью банковского офиса по сравнению с торговыми предприятиями, которые могут заплатить более высокую ставку аренды для интересных помещений. К тому же организация хранилища, депозитария и общий ремонт помещения для нужд банка чаще всего дороже, чем для непродовольственного магазина. Несмотря на это, число отделении коммерческих банков в Москве увеличивается с каждым годом вместе с количеством банков, берущих курс на развитие розничного бизнеса.
Следует отметить, что и региональный рынок, несмотря на меньшую платежеспособность, представляет значительный интерес для кредитных организаций, особенно учитывая пока еще небольшую конкуренцию и огромный рынок сбыта. В настоящее время практически все крупные банки открыли филиалы или представительства в крупных региональных городах, а некоторые пошли по пути покупки региональных банков с действующей разветвленной инфраструктурой. Данная тенденция продолжается, постепенно переходя в менее населенные пункты. В этой связи интересным проектом для банка с разветвленной региональной сетью является открытие розничных офисов в малых российских городах. В населенных пунктах с численностью населения от 5 до 20 тыс. жителей банковские услуги или вообще не представлены, или представлены одним отделением Сбербанка с достаточно низким качеством и количеством услуг. Население подобных городов практически не пользуется банковскими услугами и не имеет возможности получить потребительский кредит, торгово-сервисные предприятия не принимают к оплате платежные карты, также отсутствует сеть банкоматов. Такой проект позволил бы коммерческому банку полностью «закрыть» город своими услугами, установив 2-3 банкомата и организовав несколько зарплатных проектов на предприятиях города. Также можно привлечь на эквайринговое обслуживание центральные магазины и предлагать в них населению потребительское кредитование. Несомненно, это трудный проект, сложности в котором возникают во всем, начиная с организации коммуникаций для банкоматов и электронных терминалов и заканчивая менталитетом населения, которое будет опасаться карточных проектов. Но данные трудности уже один раз преодолевались банками и в крупных городах. Далеко не сразу в Москве появились современные коммуникации. Еще несколько лет назад получение зарплаты на карточки казалось экзотикой, а получение потребительского кредита — трудной и сложной процедурой. Охват малого города позволит создать условно замкнутую систему банковского обслуживания. Предприятие, привлеченное на зарплатный карточный проект (привлечение в таких случаях производится за счет дополнительного требования при предоставлении корпоративного кредита), перечисляет заработную плату на карты сотрудников, которые могут расплатиться ими в магазинах города, обслуживаемых тем же банком. Даже при снятии в банкоматах держателям карт предоставляется услуга по оплате мобильной связи, которая развита в малых городах и является популярной услугой, позволяющей не тратить время на оплату иным способом. Предоставление кредитов производится за счет выпуска кредитных карт, которыми сразу можно расплатиться в торговых точках. Банк получает комиссии: за обслуживание зарплатного проекта, с магазинов за оплату картами, привлечение ресурсов (в регионах население более бережливое, и стремление снять всю зарплату в первый день проявляется меньше), проценты по розничным кредитам. Это только малая часть возможных доходов, так как нельзя не учитывать и «московских гостей», которые выезжают летом на дачи и уже имеют привычку и опыт использования банковских услуг. В качестве примера можно привести ситуацию, когда кто-то уезжает на все лето на дачу. В этом случае единственным доступным способом разрешения проблемы, связанной с пересылкой ему денег, остается зачисление денег на банковскую карту и долгий поиск отделения Сбербанка, оплачивающего международные платежные карты. Можно не сомневаться, что кроме карточных услуг должное распространение в малых городах получат валютообменные операции, переводы, сейфовые ячейки и вклады. Несмотря на бедственное положение некоторых регионов, население умудряется копить деньги на «черный день», и единственным банком, принимающим от них депозиты, выступают региональные отделения Сбербанка. Посмотрим, решится какой-нибудь из банков с развитой сетью региональных учреждений на такой проект. Запустить его под силу только такому банку, который сможет сократить издержки на взаимодействие с удаленным офисом за счет максимально близкого расположения базового регионально филиала. В результате анализа малых городов, пригодных для такого проекта, были выделены следующие: Выборг, Галич, Гатчина, Изборск, Калязин, Кашин, Осташков, Пушкинские Горы, Солигалич, Старица, Тихвин, Углич.

§ 2. Проблемы организационно-правовой формы Центрального банка Российской Федерации

ФЗ о ЦБ РФ закрепляет, что Центральный банк РФ является юридическим лицом. Исходя из этой нормы закона, некоторые ученые полагают, что Центральный банк РФ должен иметь организационноправовую форму, как и другие юридические лица, и она должна соответствовать нормам Гражданского кодекса Российской Федерации , регулирующим эти вопросы, так как в сфере гражданско-правового регулировании ГК РФ имеет доминирующее положение по отношению к

•у

другим законам (п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Я. А. Гейвандов считает, что Банк России — это некоммерческая организация, существующая в форме учреждения.

Для определения организационно-правовой формы Банка России решающее значение имеют цели и характер его деятельности, а также особенности осуществляемых им функций. В зависимости от цели, ради осуществления которой создается юридическое лицо, оно может быть отнесено к коммерческим или некоммерческим юридическим лицам. Если юридическое лицо создается его учредителями в целях получения прибыли от осуществления им своей деятельности, то такое юридическое лицо будет признано коммерческим (ст. 50 ГК РФ). Организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих, организациях»), признаются некоммерческими организациями.

Я. А. Гейвандов пишет, что основными целями деятельности Центрального банка РФ, непосредственно связанными с его юридическим статусом, являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы (ст. З ФЗ о ЦБ РФ). Указанные цели связаны с управлением денежно-кредитной и банковской системами, повышением их эффективности и надежности и, безусловно, включают защиту прав и законных интересов всех участников экономических отношений. Поэтому они, несомненно, нацелены на достижение общественных благ и полностью соответствуют целям некоммерческих организаций. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения целого ряда целей, в том числе в управленческих целях для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Следовательно, Банк России можно отнести к некоммерческим юридическим лицам.

В соответствии с законодательством Банк России создан собственником — Российской Федерацией. Создавая Банк России, собственник (Российская Федерация) наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд, рублей (ст. 10 ФЗ о ЦБ РФ). На этом финансирование Центрального банка РФ со стороны собственника (Российской Федерации) было прекращено. Таким образом, в случае с Банком России собственник финансирует созданное им юридическое лицо частично, только при его создании. По смыслу п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях» такой порядок финансирования вполне допустим для учреждения.

Как некоммерческой организации, созданной в форме учреждения, федеральное имущество может принадлежать Центральному банку РФ только на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ, п.1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Согласно ГК РФ под оперативным управлением понимается осуществление учреждением права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Однако закрепленный в ФЗ о ЦБ РФ правовой статус имущества Банка России и правовое положение самого Центрального банка РФ предусматривают некоторые исключения из общего правила относительно режима имущества, находящегося в оперативном управлении.

Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России согласно целям и в порядке, установленном указанным законом. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются (ст. 2 ФЗ о ЦБ РФ).

Банку России присущи особенности в части, касающейся распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 298 ГК РФ, если учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. ФЗ о ЦБ РФ установлена обязанность Банка России перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли по итогам каждого года.

Еще одна особенность правового положения Центрального банка РФ заключается в отсутствии субсидиарной ответственности государства по обязательствам Центрального банка РФ в случае недостаточности средств последнего.

Я. А. Гейвандов обосновывает возможность установления особого правового положения для Банка России (в том числе и режима имущества, которым он владеет) ссылкой на п. 3 ст. 120 ГК РФ и п. 3 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях», которые допускают наличие особенностей правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений, если соответствующие особенности определены законом или иным правовым актом.

Но, во-первых, ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» говорят о возможности установления особенностей правового положения для отдельных видов учреждений, а не отдельно взятого, единственного учреждения. Во-вторых, ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» допускают возможность определения особенностей установленного режима, а не радикальное его изменение. Всегда будет высока вероятность возникновения споров о том, не вышли ли установленные особенности за рамки, определенные ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях».

Не учитывается, что основной функцией Центрального банка РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля, а значит, Банк России должен быть независим. Учреждение же — это самое слабое, максимально зависимое от собственника юридическое лицо. Банк России нельзя рассматривать как федеральное государственное учреждение, статус которого аналогичен статусу федеральных учреждений, созданных и функционирующих в системе исполнительной власти. Такая характеристика не соответствует его правовой природе как самостоятельного органа государственной власти.

Участники дискуссии, организованной Никитинским клубом совместно с союзом юристов на тему «Конституционная экономика и статус Центрального банка России», выразили глубокую обеспокоенность в связи с попытками изменить статус Банка России, сделав его государственным учреждением. По их мнению, это неизбежно приведет к дестабилизации национальной валюты, дальнейшей долларизации экономики, росту инфляции и социального напряжения, а также возможной потере золотовалютных резервов.

Существуют и иные точки зрения относительно организационноправовой формы ЦБ РФ.

Г. А. Тосунян считает, что Центральный банк РФ является коммерческой организацией и не может не быть таковой, поскольку свои расходы он обязан осуществлять за счет своих доходов. При этом организационно-правовая форма Банка России — государственное унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество собственника. Именно таковым является Центральный банк РФ, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью в соответствии со ст. 2 ФЗ о ЦБ. Руководитель унитарного предприятия, согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ, назначается собственником. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой (ст. 14 ФЗ о ЦБ РФ). В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Как следует из ст. 2 ФЗ о ЦБ РФ, Банк России сам отвечает по своим обязательствам и не несет ответственности по обязательствам государства, как собственника закрепленного за ним имущества. Далее Г. А. Тосунян указывает, что имущество принадлежит Банку России на праве хозяйственного ведения. Это подтверждается анализом ст.ст. 294, 295 ГК РФ, в которых раскрываются права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Вместе с тем Банк России не имеет устава, он не вправе осуществлять операции с недвижимостью (п. 3 ст. 49 ФЗ о ЦБ РФ), тогда как п. 2 ст. 295 ГК РФ разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать ее с разрешения собственника.

псск.’.с’ і

гослтст : • і

Lr. w I .iJI- •

Центральный банк РФ не может быть коммерческим юридическим лицом, так как получение прибыли не является целью его деятельности (ст. З ФЗ о ЦБ РФ).

Л. Г. Ефимова отмечает, что в ФЗ о ЦБ РФ имеется внутреннее противоречие между нормой ст. 3, в которой утверждается, что получение прибыли не является целью Банка России, и нормой ст. 2, где на ЦБ РФ возлагается обязанность осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Сама Л.Г. Ефимова полагает, что Банк России является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. По ее мнению, Банк России является коммерческой организацией, занимается предпринимательской деятельностью, получает от нее прибыль, часть которой перечисляется в бюджет.

Таким образом, утверждение о том, что Банк России является унитарным предприятием, является дискуссионным.

Впоследствии Г. А. Тосунян приходит к выводу, что имущество Банка России не отвечает признакам, как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является, поскольку указанное имущество — федеральная собственность. Основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются правопорождающие юридические факты, которые называются также титулами собственности. Титульное владение — это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта.

В случае с Центральным банком РФ таким юридическим фактом является принятие и вступление в силу ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ является титульным владельцем принадлежащей ему собственности, специфической особенностью которого является его обязанность осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства или, точнее, общества в целом .

В. А. Рахмилович и В. С. Минин предлагают считать Центральный банк РФ государственной корпорацией . ФЗ «О некоммерческих организациях» был дополнен статьей следующего содержания:

«Статья 7.1. Государственная корпорация

!.Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

2.Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3.Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации».

В этой связи ученые полагают, что внесенные изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях» имеют непосредственное отношение к Банку России, так как положения указанного закона, характеризующие такую организационно-правовую форму юридических лиц, как «государственная корпорация», практически совпадают с правовым положением Банка России.

По мнению Я.М. Макаровой, Банк России должен быть отнесен к некоммерческим организациям, так как получение прибыли не является основной целью деятельности Банка России, а полученная прибыль не распределяется между участниками, и надо придать ему в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» организационноправовую форму государственной корпорации. Следовательно, Банк России представляет собой государственную корпорацию с особым конституционным статусом, учрежденную Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенную

исключительным правом эмиссии на территории РФ и осуществляющую свои функции независимо от органов государственной власти .

Однако положение статьи ФЗ «О некоммерческих организациях» о том, что имущество, переданное государственной корпорации, является ее собственностью, исключает возможность отнесения Банка России к этой организационно-правовой форме. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Вопрос о том, какая организационно-правовая форма может быть применена к Банку России, остается дискуссионным. При этом многие ученые исходят из той предпосылки, что ФЗ о ЦБ РФ должен быть приведен в соответствие с ГК РФ. Данная позиция не находит обоснования в Конституции РФ, что неоднократно подчеркивал Конституционный суд РФ. В Определении от 3 февраля 2000 г. № 22-0 Конституционный суд РФ указал: «Конституцией Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой». Указанное положение распространяется и на Гражданский кодекс РФ. Таким образом, следует признать неправомерность самой постановки вопроса о необходимости приведения ФЗ о ЦБ РФ в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Попытка установить приоритет норм ГК РФ над нормами ФЗ о ЦБ РФ не соответствует и международному опыту регулирования статуса и деятельности центральных банков — ни в одной из стран мира не признается

абсолютный приоритет гражданского законодательства перед законом о центральном банке. Нормы гражданского законодательства регулируют деятельность центральных банков только в тех странах, в которых центральные банки учреждены как акционерные общества (Австрия, Венгрия, Бельгия, Греция, Нидерланды, Швейцария), и только в случае, если какие-либо отношения не урегулированы законами о центральных банках. В тех же странах, в которых центральные банки являются публичноправовыми организациями (например, США, Германия, Испания, Финляндия и другие страны) или имеют особый статус, отличный от статуса обычных юридических лиц (например, Франция, Япония, Новая Зеландия, Болгария и другие страны), нормы гражданского права в отношении регулирования деятельности центральных банков не применяются.

Таким образом, международный опыт показывает, что во всем мире в процессе нормативного регулирования деятельности центральных банков приоритет остается за специальными законами — законами о центральных банках, и только в отдельных случаях применяются нормы гражданского законодательства.

Сложности в определении организационно-правовой формы Банка России возникают в связи с тем, что понятие юридического лица сводится в основном к участию в гражданско-правовых отношениях. Это естественно, ибо само возникновение данного понятия было обусловлено определенными экономическими причинами — необходимостью участия объединений физических лиц в гражданском обороте. Поэтому и теперь, когда говорится о юридическом лице, сразу возникает первое представление о нем как о чем- то связанном с гражданским оборотом в сфере товаров и услуг. Это относится и к российской науке, российскому законодательству.

Вместе с тем в российском и зарубежном законодательстве называются такие юридические лица, к которым классификации на основе частного права могут применяться только частично или совсем не применимы. Это юридические лица публичного права. Среди таких юридических лиц в конституционном, административном, гражданском праве зарубежных стран называются само государство, субъекты федерации, муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения, некоторые органы государства и местного самоуправления, признанные законом юридическими лицами публичного права, общественные объединения публичного права.

В работах российских специалистов по административному праву иногда говорится, что субъектами административно-правовых отношений могут быть юридические лица , правда, вопрос о том, являются ли такие лица юридическими лицами публичного права, не рассматривается. Иногда административно™ наряду с другими признаками органа исполнительной власти отмечают, что орган исполнительной власти является юридическим

л

лицом, то есть обладает гражданской правоспособностью .

В законодательстве России словосочетание «юридическое лицо публичного права» не используется, но органы государственной власти и местного самоуправления называются в нормативно-правовых актах юридическими лицами или обладающими правами юридического лица.

Идея об органе государства (местного самоуправления) как юридическом лице — шаг вперед в развитии концепции юридического лица, переход от публичного учреждения к органу публичной власти. Однако ни административисты, ни государствоведы, ни конституционалисты не анализируют это явление с позиции новой категории — юридического лица

публичного права (работ другого рода о публичных учреждениях и органах государства издано немало) .

В российской литературе внимание на юридическое лицо публичного права обратили не конституционалисты или административно™, а цивилисты.

Г.Ф. Шершеневич употреблял этот термин, говоря, что на первом месте среди «юридических лиц публичного права» находится государство — казна .

Современные исследователи-цивилисты полагают, что государство, субъекты РФ, муниципальные образования и органы власти по своей юридической природе являются юридическими лицами публичного права, которые могут быть наделены гражданской правосубъектностью, и вместе составляют подвид юридических лиц — категорию «юридические лица публичного права». Гражданская правосубъектность юридических лиц публичного права носит ограниченный характер ввиду того, что, исходя из целей создания и деятельности юридические лица данного подвида могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Однако в основном выводы сводятся к тому, что действительно есть публично-правовые образования, являющиеся юридическими лицами, но проблемы юридического лица публичного права как особой категории не обсуждаются. Спор ведется в основном вокруг вопросов: насколько соответствуют публично-правовые образования цивилистическим признакам юридического лица и являются ли органы государства юридическими лицами.

Такая организационно-правовая форма, как юридическое лицо публичного права, хорошо известна банковскому праву многих зарубежных стран. Например, в §2 Bundesbankgesetz (Закона о Немецком федеральном банке) сказано: «Die Deutsche Bundesbank ist eine bundesunmittelbare juristische Person des oeffentlichen Rechts» (Немецкий федеральный банк является непосредственно федеральным юридическим лицом публичного права). Закон «Об автономии Банка Испании» предусматривает, что Банк «является институтом публичного права, который обладает правами юридического лица и полной правоспособностью в сфере публичного и частного права» .

По мнению О.М. Олейник, дополнение уже известного понятия юридического лица признаком публичного характера деятельности должно привнести в юридическую характеристику:

— открытость и доступность информации о деятельности данного субъекта, разумеется, с известными пределами, установленными законодательно;

— подконтрольность и подотчетность данного субъекта органам представительной власти;

— контролируемое в форме предварительного, а не последующего контроля финансирование деятельности этого субъекта;

— наделение данного субъекта обязанностями, выполнение которых необходимо для достижения целей общества .

В. Е. Чиркин определяет следующие характеристики понятия «юридическое лицо публичного права»:

1. Юридическое лицо публичного права по своему происхождению и основному качеству — публично-правовое образование. Его «цивилистические» свойства, если они есть, не являются основными в его правовом статусе.

2. Оно имеет особое целевое назначение: реализация общественных интересов. Юридическое лицо публичного права не вправе преследовать частные интересы своих членов путем использования принадлежащих ему полномочий или имущества.

3. Юридические лица публичного права обладают властными полномочиями. Они имеют дискреционный характер, то есть решения юридического лица публичного права, принимаемые им по усмотрению, но в пределах закона, распространяются на третьих лиц.

4. Юридические лица публичного права являются носителями прав и обязанностей публичного характера. Права и обязанности публичного характера выступают как полномочия, то есть, имея права, юридическое лицо публичного права обязано их реализовывать, ибо оно должно осуществлять публичную власть в предписанных ему законом объеме и формах.

5. Юридическое лицо публичного права всегда имеет имущество (без материальной основы его деятельность вряд ли возможна). Такое имущество редко находится на праве собственности. Имущество юридического лица публичного права (и в этом состоит главное) используется не для извлечения прибыли, а для осуществления его полномочий (компетенции).

6. Юридическое лицо публичного права создается особым путем: на основе признания уже существующего явления (государство) или путем использования распорядительного порядка (издание соответствующего нормативного акта).

7. Юридическое лицо публичного права не всегда имеет свой устав. Не всегда оно нуждается в государственной регистрации, но всегда создается и действует на основе определенного правового акта. Например, многие юридические лица публичного права действуют на основании законов о них.

8. Автономия юридического лица публичного права может быть довольно широкой (это определяется при его создании), может быть узкой,

но если это образование-орган — юридическое лицо, то определенная степень автономии всегда есть.

9. Ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет публично-правовой характер.

10. В отношениях юридических лиц публичного права в той или иной мере и форме присутствует иерархическое начало. Оно связано с властными элементами характера юридического лица.

На наш взгляд, приведенные характеристики присущи Центральному банку РФ. Таким образом, оптимальной организационно-правовой формой, которая смогла бы отразить специфику правового статуса Банка России, следует считать категорию юридического лица публичного права.

Организационно-правовая форма Банка России

Выбор организационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе тех требований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом.

Принцип независимости — ключевой элемент статуса ЦБР — проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.

В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления. Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.

Перейдем непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

«В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».

В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, — «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России — один из её элементов.

Банк — разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее — это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк — разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России — это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.

Павлодский Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.

Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.

Нет оснований также полагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарным предприятиям.

К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

Вместе с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

Недавно, в связи с внесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторые положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банка не является его собственностью.

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.

15. Правовое положение кредитных организаций

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (в редакции от 25.07.2007).

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации (прежде всего банки) обеспечивают аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов, являются ключевыми звеньями системы безналичных расчетов.

Три основные функции банка: собирание чужих средств, оказание кредита, содействие платежному обороту.

Основные функции кредитных организаций: осуществление операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг, с драгоценными металлами и драгоценными камнями; выполнение ряда публично-правовых функций, являясь налоговыми агентами и агентами валютного контроля.

Кредитная организация (т.к. цель – извлечение прибыли) – коммерческая организация (пункт 1 статьи 50 ГК РФ).

Кредитные организации могут создаваться в форме АО (закрытого или открытого), ООО, ОДО (пункт 3 статьи 66 ГК РФ).

Поскольку собственником имущества хозяйственного общества является само общество (пункт 1 статьи 66 ГК РФ), то это значит, что у кредитных организаций есть возможность внесения в уставный капитал как государственного муниципального, так и частного имущества.

Виды кредитных организаций:

  • Банки – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

  • Небанковские кредитные организации (НКО) – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Виды НКО:

  • НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции;

  • Расчетные НКО;

  • Организации инкассации;

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с ФЗ, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с ФЗ.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, Банка России. Государство, Банк России не отвечают по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство, Банк России сами приняли на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы МСУ не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных ФЗ.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро (статья 11).

Кредитные организации обладают исключительно хозяйственной правоспособностью. Она состоит в запрете заниматься производственно, торговой и страховой деятельностью (часть 6 статьи 5). Данный запрет распространяется только на кредитные организации, поэтому данными видами деятельности может заниматься, например, дочернее или зависимое от банка ю/л.

Законодательством установлены дополнительные требования к фирменному наименованию кредитной организации – должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слов «банк» или «НКО», а также указание на ОПФ.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России. Он же ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО):

  • Банк России направляет документы + решение в УФНС;

  • УФНС в срок не более пяти рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и направляет в Банк России с датой и государственным регистрационным номером;

  • на основании этой информации Банк России выдает Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации;

  • учредители должны оплатить 100% объявленного уставного капитала кредитной организации в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации;

  • подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

К кредитным организациям предъявляются обширные публично-правовые требования. Они являются объектами регулирования и надзора со стороны Банка России:

  • обязаны соблюдать экономические нормативы и обязательные резервные требования в целях обеспечения своей финансовой устойчивости;

  • осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги;

  • организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций;

  • осуществлять контроль операций своих клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кредитные организации подлежат обязательному ежегодному аудиту, обязаны ежегодно публиковать в открытой печати годовой отчет и ежеквартально – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Отзыв банковской лицензии влечет принудительную ликвидацию кредитной организации (основания: установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией).

Субъекты предпринимательского права, имеющие особый правовой статус: кредитные организации, биржи, страховые организации

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Виды кредитных организаций:

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

— привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Биржа — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.

Обычно биржи получают комиссионный сбор с каждой заключённой с помощью их сделки, и это основной источник доходов биржи. Другими источниками могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.

Страховая компания — это исторически определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Сфера деятельности страховых компаний — коммерческое страхование, для проведения страхования страховой компании необходима лицензия от органа государственного страхового надзора. Нормативно закреплены понятия субъект страхового дела, страховая организация и страховщик. Субъекты страхового дела — актуарии, страховые брокеры, общества взаимного страхования и страховщики. Страховые организации — страховые компании по страхованию жизни, страховые компании по страхованию иному, чем страхование жизни и перестраховочные компании.

Классификация и виды коммерческих банков

Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица. На основе лицензии, полученной от центрального банка, он осуществляет посредническую деятельность в реализации специфических продуктов — кредита, ценных бумаг и валюты — и имеет своей основной целью (в отличие от центрального банка) получение прибыли.

Коммерческие банки являются вторым звеном кредитной системы. В зависимости от сферы деятельности они подразделяются на специализированные коммерческие банки (или просто специализированные банки), которые осуществляют одну или две банковские операции или обслуживают определенную категорию клиентов, и универсальные коммерческие банки (известные как коммерческие банки), которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Однако этим деятельность коммерческого банка не ограничивается. Он проводит операции с ценным и бумагами и валютой, оказывает различные консалтинговые услуги экономического характера, выполняет разнообразные финансовые услуги.

Классификация банков по форме собственности

По форме собственности банки делятся на государственные, кооперативные, акционерные, муниципальные, смешанные, совместные. Государственные банки — это коммерческие банки, капитал которых принадлежит государству. Они обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные , посреднические и расчетные операции, а через них — и на экономическое состояние клиентуры, обслуживают важнейшие отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. В настоящее время такие банки встречаются достаточно редко.

Кооперативные (паевые) банки — это банки, капитал которых формируется за счет реализации паев. Как правило, они небольшие по размерам и поэтому встречаются в банковской практике довольно редко.

Акционерные банки — самая распространенная форма собственности банков на данный момент. Их собственный капитал формируется за счет продажи акций. Акционерные коммерческие банки подразделяются на отрытые акционерные общества, когда происходит открытая продажа акций всем желающим, и закрытые акционерные общества, акции которых распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционерная форма собственности прогрессивна, так как дает возмож¬ность расширения капитала банка посредством дополнительного привлечения денежных средств за счет выпуска акций и соответствующего увеличения собственного капитала.

Муниципальные банки формируются за счет муниципальной (городской) собственности или находятся в управлении города. Основная их задача — обеспечение потребностей города в банковских услугах. Смешанные банки — это банки, собственный капитал которых объединяет разные формы собственности, например акционерные банки с участием государственной собственности.

Совместные банки, или банки с участием иностранного капитала, — это банки, уставный капитал которых принадлежит иностранным участникам или филиалам банков других стран.

Другие классификации банков

По срокам выдаваемых кредитов банки делятся на долгосрочного кредитования, например ипотечные, которые выдают кредиты на срок свыше пяти лет, и банки краткосрочного кредита, выдающие кредиты на срок до трех лет (это, как правило, универсальные коммерческие банки).

По хозяйственному признаку банки делятся на промышленные банки (обслуживают промышленность), торговые банки (обслуживают торговлю), сельскохозяйственные банки (обслуживают сельское хозяйство).

По территории: местные, или региональные, банки, федеральные, республиканские и международные банки.

По размеру: крупные, средние и мелкие банки. Причем критерии такого деления имеют страновые различия.

По наличию филиальной сети: банки с филиалами и банки без филиалов.

В настоящее время наибольшее распространение (значение) получили универсальные коммерческие банки. В силу своей меньшей рискованности (в результате диверсификации риска) они более устойчивы и надежны, а в силу выполнения большого количества операций находят больший спрос у клиентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *