Государственные заказчики

Содержание

Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. А. ПЕРШИН

Государственные и муниципальные закупки представляют собой крупный сегмент бюджетных расходов. В последние пару лет ориентировочный объем госзакупок составляет около 13 трлн руб. Система госзакупок постоянно модернизируется, изменяются ее законодательство, информационная и техническая составляющие. На пути постоянного развития необходимо не забывать опыт прошлого. Важно выделять основные периоды формирования системы госзакупок в Российской Федерации, иметь представление, чем эти периоды значимы, в чем их различия. Данная статья содержит вариант периодизации истории развития системы госзакупок в Российской Федерации с краткой характеристикой каждого из них. Для более детального и удобного представления картины каждого периода, в данной статье была сформирована «эволюционного лестница» на примере третьего периода, наиболее удобного по нашему мнению для рассмотрения. Каждая ступень рассмотрена отдельно, с выделением ее особенностей. Но этот анализ можно провести еще глубже, сопоставив плюсы и минусы каждой ступени. Вся полученная информация от такого изучения прошлых периодов развития системы госзакупок в Российской Федерации окажет бесценную помощь в ее дальнейшем движении по эволюционной лестнице.

Ключевые слова: госзакупки, государственный заказ, история госзакупок, система госзакупок, эволюция системы госзакупок.

В 2012 г. на выступлении (на тот момент) министра Э. С. Набиуллиной на открытом форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2012» было озвучено, что объем финансирования сектора госзакупок в среднем составляет 13 трлн руб. в год. Это делает госзаказ крайне значимым фактором развития экономики. Эффективность закупок напрямую влияет на темпы модернизации нашей экономики, создает спрос, развитие собственного производства, конкурентную среду .

Система госзакупок привлекает к себе все больше внимания со стороны общественности, специалистов госаппарата и частного сектора. Проводятся семинары, форумы, вносятся поправки к действующему законодательству, формируются проекты новых законов, регламентирующих сферу госзакупок. Но двигаясь вперед в развитии системы госзакупок, необходимо не забывать опыт прошлых лет. Мы считаем важным для специалиста любой сферы представлять себе периоды развития своей сферы деятельности, выделять для себя значимые события.

Проведем периодизацию развития (эволюции) системы госзакупок в РФ.

Первый период — с 1992 по 1997 гг. В этот период был принят ряд документов, призванных стать правовой базой регулирования госзакупок: 826-УП, соответствующее постановление Прави-

тельства РФ о его реализации и 53-ФЗ. Тем не менее, на этом этапе проведение торгов при размещении государственного заказа не являлось обязательным, что соответствующим образом использовалось экономическими агентами и требовало совершенствования правовой базы.

Второй период — с 1997 по 2006 гг. В этот промежуток времени были приняты правовые документы, которые должны были стать основой для формирования современной системы регулирования государственных закупок: 305-УП и 97-ФЗ.

Вышеупомянутые правовые документы оставляли значительный правовой вакуум в сфере размещения регионального и муниципального заказа (97-ФЗ регламентировал только действия федеральных заказчиков), их положения не позволили выстроить надлежащую систему контроля процесса размещения заказа.

Третий период — с 2006 по 2014 гг. Начало очередного этапа становления отечественной системы государственных закупок было связано с принятием 94-ФЗ. Он внес множество изменений в процесс размещения государственного заказа. Например: введение в практику электронного аукциона, исключение двухэтапной процедуры размещения заказа, введение понятия начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), запрещены закрытые процедуру за исключением зака-

зов, составляющих государственную тайну, сформулирован закрытый перечень случаев, в которых возможно размещение заказа у единственного источника, ограничено использование квалификационных критериев и др.

Четвертый период — с 01 января 2014 г. Вступает в силу 44-ФЗ. Комплекс проблем в российском госзаказе стало невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство РФ, поэтому возник вопрос о разработке принципиально нового закона.

Закон 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом .

В результате получается, что историю госзакупок РФ можно представить в виде 4 основных периодов. Кратко каждый период можно охарактеризовать через соответствующий Федеральный Закон, который регламентировал отношения в сфере госзакупок на протяжении рассматриваемого времени (рис. 1).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Г Период 1 1

1992-1997 ФЗ № 53

*

Период 2

1997-2006 Ф3№97

Период 3

2006-2014 ФЗ № 94

*

1 Период 4

с 2014 ФЗ № 44

Рис. 1. Периодизация истории развития госзакупок в РФ

Мы считаем, что третий период, охватывающий время действия 94-ФЗ, содержит в себе достаточно интересные и значимые события, произошедшие в системе госзакупок. Как правило, это новшества, введенные в систему госзакупок РФ с целью повысить эффективность распределения бюджетных средств, поддержки конкуренции и повышения уровня доступности информации. Каждая новая идея как очередной шаг наверх по ступеням лестницы подводила 94-ФЗ к логическому концу, перенасытив его дополнениями и поправками, что привело нас к 44-ФЗ. Назовем эту лест-

ницу — эволюционная лестница (ЭЛ). Рассмотрим наиболее значимые по нашему мнению ступени ЭЛ подробнее.

Первой пройденной ступенью ЭЛ стало введение новой процедуры торгов — открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ). Внесенные изменения в 94-ФЗ, связанные с ОАЭФ, были прописаны в статье 24 главы 4 93-ФЗ.

Согласно 93-ФЗ, федеральные государственные заказчики обязаны проводить ОАЭФ с 01 июля 2010 г. Заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики — с 01 января 2011 г. .

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ОАЭФ стали причиной создания специальных Интернет-ресурсов, которые могли обеспечить процесс торгов при размещении государственных и муниципальных заказов. Таким Интернет-ресурсом стали электронные торговые площадки (ЭТП). Они объединили на одном информационном и торговом пространстве покупателей (госу-дарственныхи муниципальных заказчиком) и продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг). При этом процесс формирования ЭТП прошел самостоятельно, без бюджетного финансирования.

Внедрение в систему госзакупок ОАЭФ преследовало цели: повышение экономии бюджетных средств, совершенствование борьбы с коррупцией, обеспечение широкого доступа к госзаказам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Второй ступенью на пути совершенствования системы государственных и муниципальных закупок стала ратификация Соглашения от 09 декабря 2010 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (далее Стороны) «О государственных (муниципальных) закупках» .

Соглашение направлено на развитие экономического сотрудничества и торгово-экономических связей Сторон. Это открывает новые рынки для отечественных поставщиков и одновременно пускает на внутренние рынки новых участников, стимулируя конкурентную борьбу.

Ключевыми моментами Соглашения является введение понятий:

1) «национальный режим» — режим, предусматривающий, что каждая Сторона обеспечивает для целей закупок товаров (работ, услуг), происходящих с территорий государств Сторон, … режим не менее благоприятный, чем предоставляется национальным товарам (работам, услугам);

2) «режим наибольшего благоприятствования» — предоставление товарам (работам, услугам), происходящим с территорий государств Сторон, . режима не менее благоприятного, чем

Четвертая ступень ЭЛ — в соответствии с 596-УП Министерством экономического развития был разработан Порядок общественного обсуждения крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд руб. (далее общественное обсуждение), который был утвержден приказом Росстан-дарта от 21 ноября 2012 года № 105 .

Общественное обсуждение должно поднять на новый уровень доступность информации по закупкам. Принципами общественного обсуждения являются открытость и прозрачность закупок:

1. Открытость общественного обсуждения.

В общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица и физические лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Прозрачность общественного обсуждения.

Все поступившие замечания и предложения

участников общественного обсуждения, ответы заказчиков (уполномоченных органов) на поступившие замечания и предложения, промежуточный и итоговый протокол общественного обсуждения должны быть опубликованы заказчиками (уполномоченными органами) в открытом доступе на Официальном сайте (www.zakupki. gov.ru) .

Ниже представлена пройденная системой госзакупок ЭЛ за третий период своей истории развития в Российской Федерации (рис. 2).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

44-ФЗ

Рис. 2. Эволюционная лестница госзакупок в РФ: от 94-ФЗ к 44-ФЗ

предоставляется товарам (работам, услугам), происходящим с территорий третьих стран.

Все страны Стороны должны до 2014 года ввести данный режим применительно к государственным и муниципальным закупкам .

Следующим, третьим, шагом по ЭЛ для системы госзакупок стало вступление в силу 79-ФЗ, который уточнил положения 94-ФЗ и законодательно закрепил обязанность заказчиков по обоснованию НМЦК.

Расчет экономии по результатам размещения заказа основывается на сопоставлении НМЦК, объявляемой при объявлении процедур торгов или запросов котировок цен, и окончательной цены, по которой заключен государственный контракт или договор. Если объективность окончательной цены, определенной по результатам проведения торгов или запроса котировок цен, может быть принята в качестве основы для расчета экономии, то объективность НМЦК часто вызывает сомнения.

Процедура определения НМЦК при объявлении торгов или запросов котировок цен изначально в 94-ФЗ не была четко регламентирована, не было предусмотрено ответственности и обязательств заказчиков по опубликованию обоснования цены, что не стимулировало их производить какие-либо расчеты. Таким образом, до 79-ФЗ, НМЦК фактически могли быть установлены любыми. Естественно, что в результате необоснованного установления НМЦК и экономия получалась условная .

Периодизация истории развития госзакупок в Российской Федерации позволяет выделить основные периоды. Каждый период содержит ряд значимых событий, которые внесли весомые изменения в систему госзакупок РФ. Каждое событие имеет предысторию, ожидания от нововведений, а также результаты, последствия. Сопоставление ожидаемого и полученного результата содержит бесценную информацию для участников отношений в сфере госзакупок. Учитывая плюсы и минусы от пройденных «ступеней эволюционной лестницы», можно с большей уверенностью, экономией средств и сил продолжать движение по пути совершенствования госзакупок в нашей стране.

Литература

1. Бастрыкин С. В., Романцова Е. В. Источники информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта в рамках реализации законодательства РФ о размещении заказов // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. М., 2012. Вып. 29. С. 57.

2. Иванов А. Е. Современный этап развития системы государственных закупок Российской Федерации: «эффективность» аукциона и коррупционность конкурса // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. М., 2011. Вып. 24. С. 61-62.

3. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон № 94 от 21 июля 2005 г.// Российская газета. 2005. 28 июля.

4. Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон № 93 от 08 мая 2009 г. // Российская газета. 2009. 15 мая.

5. О государственных (муниципальных) закупках: Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 09 декабря 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. 30 янв.

6. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 г.// Российская газета. 2012. 9 мая.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7. Об утверждении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб.: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1051 от 21 нояб. 2012 г. // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2012. № 12.

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон № 44 от 05 апреля 2013 г. // Российская газета. 2013. 12 апр.

9. URL:http://www.economy.gov.ru

10. URL: http://www.44-fz-fks.ru

* * *

EVOLUTION OF SYSTEM OF GOVERNMENT PURCHASES IN THE RUSSIAN FEDERATION

D. A. Pershin

Что такое госзакупки и для чего они нужны? Подробная информация для новичков + обзор существующих видов торгов по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?
2. Чем регламентируются госзакупки?
3. Где размещается информация о проводимых закупках?
4. Виды торгов по 44-ФЗ
5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Система государственных закупок в России. Справка

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Размещение государственного заказа может осуществляться:
– путем проведения торгов в форме конкурса (под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер), аукциона (под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта), в том числе аукциона в электронной форме;
– без проведения торгов путем запроса котировок (способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта) или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов, а также официальный сайт Российской Федерации, официальный сайт субъекта Российской Федерации, официальный сайт муниципального образования в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов.

В случае, если у муниципального образования нет официального сайта, муниципальный заказчик размещает информацию о размещении заказов на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование.

Главными критериями проведения госзакупок являются:

Равное и справедливое отношение ко всем участникам торгов – всем поставщикам, которые подают заявки на участие в торгах через официальный сайт государственных закупок или другими легитимными путями, предоставляются равные права, равное количество информации о тендере на государственные закупки, равные возможности участия в конкурсе на госзакупки.

Открытость и прозрачность – госзаказчик, имеющий право на осуществление государственных закупок, обязан опубликовать информацию о проведении торгов в СМИ и на специальном веб-портале государственных закупок (т.е. на сайте государственных закупок).

Эффективное расходование средств налогоплательщиков – товары, работы и услуги на государственные нужды должны приобретаться на условиях экономии.

Ответственность – проведение федеральных госзакупок требует от организатора строгой отчетности. Госзаказчик должен обосновать причины, по которым был выбран победитель конкурса на реализацию закупок для государственных нужд. Контроль за закупками федеральными и государственными осуществляет ФАС. В случае сговора при осуществлении государственных закупок ответственность несут обе стороны (заказчик и исполнитель). Исполнитель в этом случае попадает в реестр недобросовестных поставщиков, который можно найти на официальном сайте государственных закупок.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Электронная подпись для участия в торгах (ЭП)

Большинство закупок для государственных нужд осуществляется посредством проведения электронных торгов на специализированных торговых площадках (ЭТП). Данный способ закупок носит название «открытый аукцион в электронной форме» и он является основным способом для определения поставщика. Аккредитация участников электронного аукциона на ЭТП и подписание государственного контракта победителем аукциона осуществляется с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Закажите универсальную ЭЦП для участия в торгах на 5 федеральных и более 100 коммерческих площадках.

  • 1. Электронная подпись «Максимум» — 9 458 руб. Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) по № 63-ФЗ для коммерческих и государственных торгов по № 44-ФЗ, № 223-ФЗ + Рутокен + КриптоПро CSP + сопровождение (возможнось неограниченного перевыпуска ЭП)
  • 2. Электронная подпись «Стандарт» — 7 983 руб. Электронная подпись (госторги, коммерция, банкроты, госуслуги, документооборот, отчетность) + Рутокен + КриптоПро CSP
  • 3. Электронная подпись «Минимум» — 5 959 руб Только сертификат ключа проверки электронной подписи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК» в других словарях:

  • Государственный заказчик — см. Государственный контракт … Энциклопедия права

  • государственный заказчик — 3.1.6 государственный заказчик : Организация, финансирующая заказ из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Источник: ГОСТ Р 53736 2009: Изделия электронной техники. Порядок создания и постановки на производство. Основные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Государственный заказчик — см. Государственный контракт … Большой юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК — см. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд … Юридический словарь современного гражданского права

  • Государственный заказчик оборонного заказа — в РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий заказы на разработку, производство, поставки продукции, работ или услуг по оборонному заказу. См. также: Заказы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • Государственный заказчик Московской области — (далее государственный заказчик) ответственный за закупку продукции для областных нужд в соответствии со своей компетенцией получатель бюджетных средств (далее получатель бюджетных средств), территориальный орган управления государственным… … Официальная терминология

  • Государственный заказчик оборонного заказа — (далее государственный заказчик) федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии Росатом , осуществляющие заказы на разработку, производство, поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу.… … Официальная терминология

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ОБОРОННОГО ЗАКАЗА — согласно ФЗ О государственном оборонном заказе от 24 ноября 1995 г. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий заказы на разработку, производство, поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу. Государственным заказчиком… … Юридический словарь

  • Государственный заказчик продукции для федеральных государственных нужд — Государственный заказчик продукции (для федеральных государственных нужд): федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий заказы на разработку, производство и поставку продукции для федеральных государственных нужд и ответственный за… … Официальная терминология

  • Государственный заказчик страхового фонда документации г. Москвы — орган управления системой ТСФД г. Москвы, уполномоченный Правительством Москвы заключать от его имени контракты (договоры) на выполнение работ по созданию и хранению страхового фонда документации, осуществлять их финансирование и контроль…… … Официальная терминология

>Кто такие государственные заказчики

Статья 3. Государственные нужды, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений

1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также — федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также — нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Шпоры по гос регулированию нац экономики / 35. Госзаказы и госконтракты

  1. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования

Государственный заказ — совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

В широком понимании государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии.

В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ «Москва-Сити». Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.

Государственный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный контракт — основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. В госконтракте отражаются:

  • объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении

  • с указанием номенклатуры и ассортимента;

  • требования, предъявляемые к качеству продукции (работ,

  • услуг);

  • сроки поставок продукции;

  • товарные цены и условия их изменения;

  • объемы финансовых ресурсов, предоставляемые поставщику для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения госконтракта.

Контрактом может также предусматриваться:

  • контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего);

  • экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование).

Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип «источника средств».

При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции — тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ».

Государственные заказчики

Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа. Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат:

  • функции формирования государственного заказа.

  • функции размещения государственного заказа (то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги).

Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.

Размещение госзаказа. Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры. Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки).

Государственные закупки. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс. Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).

Государственные нужды

Потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство определяет государственные нужды как «потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования». Понятие «государственные нужды» формально несколько шире, чем понятие «государственный заказ», поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд.

Допустимые способы проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками

Управление государственными и муниципальными заказами осуществляется в рамках действия Федерального закона № 44.

Государственные закупки представляют собой размещение заказа за счет средств бюджета субъектов РФ, федерального бюджета, муниципального бюджета или не бюджетных источников финансирования. Муниципальные закупки проводятся органами местного самоуправления и муниципальными управлениями в целях решения потребительских нужд местного значения и осуществлением особых государственных полномочий. Процесс бюджетирования заказа включает в себя экономическую систему обоснования объемов проводимых закупок и соответствующих этим целям финансовых затрат.

  • Конкурс — торговая форма проведения заказа, регламентируемая главой 2 федерального закона, может проводиться в открытой или закрытой форме. По итогам торгов определяется победитель, чьи условия исполнения контракта являются лучшими. Заказы, проводимые в форме конкурса, могут содержать в себе неограниченное число лотов, для каждого из них происходит отбор победителя из перечня заявок, поданных исключительно на данный лот.
  • Аукцион в электронной форме, проводимый на одной из пяти сертифицированных электронных торговых площадках. Аналогично конкурсу проводится в открытой/закрытой форме. Победителем будет признан участник, в ходе проведения торгов предложивший наиболее низкую цену за исполнение контракта.
  • Запрос котировок – не торговая форма выявления исполнителя заказа. Чтобы зарегистрироваться в качестве участника своей компании исполнители, в намеченный в извещении срок, приносят заявку заказчику. Победитель определяется по наименьшему ценовому предложению. Важным условием выбора данного способа размещения заказа является лимит начальной цены закупки в 500 тысяч рублей. Суммарный объем закупок, производимых подобным способом, не может превышать 10% общего объема всех средств, которые предназначены для закупок заказчиком и отраженны в его специальном плане-графике. Также объем обязательно должен не выходить за пределы суммы, установленной Законом как 100 млн. руб. за один год ( ч.1, ст.72, Закон о контрактной системе №44-ф3). Свой заказ необходимо опубликовать в срок не позже 7 дней до последней даты подачи заявок (часть 1, статья 74, Закон №44-ф3).
  • Двухэтапный конкурс. Заказ, прежде всего, нужно разместить в единой системе информации за 20 дней до даты, когда полностью завершается срок подачи всех заявок. К каждому участнику предъявляются абсолютно одинаковые требования. Кроме того, нередко к основным прибавляются также дополнительные ( ч.3, ст.57, Закон №44-Ф3). Этот способ отличается от других способов возможностью прояснения всех требований закупки, а также отличается обязанностью конкурсантов подавать на начальном этапе процедуры заявки, в которых имеется предложение предмета закупки и без оглашения стоимости контракта. Иные виды закупок подобных особенностей не имеют.
  • Конкурсы с ограниченным участием. Подобные виды размещения заказа можно использовать при выполнении особых работ, которые связаны с сохранением объектов культурного наследия. Также — при технической и (или) технологической трудности закупки, ее высокотехнологичном, специализированном, или инновационном характере и др. Полный перечень определенных услуг, работ, товаров должен утверждаться Правительством РФ. Такой способ выявления поставщиков отличается от других присутствием различных требований, которые дополнительно предъявляются к конкурсантам. Впрочем, они не являются важным и решающим критерием оценки предложения, указанного в поданной заявке. Согласно данным условиям у предполагаемого поставщика в наличии должно быть необходимое для работы оборудование, финансовые средства и опытные, квалифицированные и работающие специалисты. Всю вышеизложенную информацию участникам нужно излагать в подаваемой заявке.
  • Запрос предложений по 44 ФЗ выполняется в следующих случаях, обозначенных Законом:

    • если необходимо — заключить договор на оказываемые услуги с преподавателем, гидом и другими специалистами, являющимися физическими лицами,
    • в ситуации, когда необходимо заключить договор энергосбережения и договор купли-продажи с поставщиком, который гарантирует подачу электроэнергии.

    Заказчик всегда имеет право обозначить собственные критерии оценки подаваемых заявок или же применять такие, которые могут использоваться в открытом конкурсе (статья 32, Закон №44-Ф3), однако заказчик не может вносить изменения в запрос предложений по 44 ФЗ или вовсе отменять его (часть 5, статья 83, Закон №44-Ф3).

    У единственного поставщика закупка производится с компанией, выбранной в качестве исполнителя контракта, не превышающего сумму в 100 тысяч рублей. Условия для заключения контрактов с единственными исполнителями описаны в статье 93 Закона №44-Ф3.

    Проблемы управления государственными и муниципальными заказами

    Проблемы при управлении государственными и муниципальными заказами — это организация механизма планирования закупок и механизм ценообразования, а также нормирование натуральных показателей. В целях решения подобного рода задач необходимо создать систему обоснования расходов приобретения товаров, оказания услуг, производства работ для полного прогнозирования соответствующих расходов. Действительно значимым подходом к решению проблем является введение в эксплуатацию системы мониторинга за проведением государственных и муниципальных заказов и соблюдение всех норм законодательства для достижения наибольшей открытости каждой закупки.

Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области

Алгоритм действий в случае возникновения сбоев и ошибок при работе с системой АЦК-Госзаказ:

Заказчик при возникновении сбоя или ошибки при работе в системе АЦК-Госзаказ должен обратиться в техническую поддержку системы АЦК-Госзаказ с 8-00 до 18-00 одним из двух способов:

1 способ. Позвонить по телефону (4722)402-420, зарегистрировать обращение, изложив суть проблемы. Простые обращения могут решаться сразу по телефону. В случаи сложной ошибки технической поддержке потребуется время для проработки и разбирательства данного вопроса. От заказчика могут потребоваться дополнительные материалы (скриншоты), которые необходимо прислать на электронный адрес технической поддержки support.azk@belgoszakaz.ru. Контроль о ходе решения проблемы осуществлять по телефону технической поддержки.

2 способ. Отправить обращение по электронной почте support.azk@belgoszakaz.ru предварительно заполнив форму обращения (Форма размещена на сайте belgoszakaz.ru в разделе «Система АЦК-Госзаказ»), приложив необходимые скриншоты. В ответном письме получить номер обращения и информацию о решении проблемы. В дальнейшем контроль о ходе решения проблемы осуществлять по телефону технической поддержки.

Алгоритм действий в случае возникновения сбоев и ошибок при работе в ЕИС:

Заказчик при возникновении сбоя или ошибки при работе в ЕИС (http://www.zakupki.gov.ru) должен обратиться в техническую поддержку ЕИС одним из двух способов (круглосуточно):

1 способ. Позвонить по телефону технической поддержки ЕИС (495) 811-03-33 или 8 800 333-81-11. Изложить суть проблемы и следовать инструкциям специалиста технической поддержки ЕИС.

2 способ. Отправить обращение по электронной почте helpdesk@zakupki.gov.ru предварительно заполнив форму обращения. Форма размещена на сайте http://www.zakupki.gov.ru в разделе «Обратная связь»), можно приложить необходимые скриншоты, сертификаты и документы.

Подробнее о поддержке ЕИС можно узнать перейдя на Портал закупок (ЕИС) по

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *