Государственные компании

Добавлено в закладки: 0

Что такое государственное предприятие? Описание и определение термина.

Государственное предприятие – является предприятием, основными средствами которого владеет государство. Руководителями такого предприятия поступают на работу по распределению государственных органов, или выполняющие свои обязанности на основании контракта. Государственными предприятиями могут быть бюджетные – в этом случае, финансировать его будут целиком и полностью из средств государственного бюджета. Если делом предприятия полностью ведает государственный орган, то оно будет носить название «казенное».

Государственной компанией, государственной корпорацией, государственным предприятием (ГП) — организацией любой организационно-правовой формы, основными средствами которого владеет государство, в государственной собственности (или же муниципальной), а руководителями могут быть назначены или наняты по контракту государственными органами.

Примерами компаний, которые находятся в собственности государства: Канадская телерадиовещательная корпорация, Лондонский метрополитен, Électricité de France, France Télévisions, ABN AMRO, Российские железные дороги, Роснано, Аэрофлот, Первый канал, ВГТРК, Ростелеком, Швейцарские федеральные железные дороги, Air India, Emirates Airline.

Пояснение термина государственное предприятие. Бывают случаи, в которых названия организаций могут вводить в заблуждение. Путаницу могут вносить, например, названия предприятий на иностранных языках, которые отличаются от оригинала (как Satellite Communications Company) или особая российская организационно-правовая форма некоммерческих организаций, названная государственной корпорацией. Так, Государственную корпорацию по организации воздушного движения не являющуюся госкорпорацией, а имеющую форму ФГУПа. Также иногда госкорпорациями могут быть названы Газпром и Роснефть, хотя они есть акционерные общества с государственным участием и также имеющие крупных иностранных акционеров. В данном случае правильнее было бы их называть компания с государственным участием, которые имеют в уставном капитале акционерную долю государства.

В России

Государство полностью обладает или имеет контрольный пакет акций в целом ряде акционерных обществ, например, Роснефтью, Газпромом, Российскими железными дороги, Ростелекомом, Аэрофлотом, Первым каналом, Русгидро, Сбербанком России и т. д.

Унитарные предприятия среди которых медиахолдинг «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», МИА «Россия сегодня», агентство «ТАСС», Госзнак, Почта России, Мосфильм, Московский метрополитен, Мосгортранс, Российская телевизионная и радиовещательная сеть, космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Под государственной компанией или корпорацией в России следует понимать некоммерческую организацию, упомянутую в Законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно закону о государственной компании/корпорации являются:

Государственная компания – это некоммерческая организация, которая не имеет членства и создана Российской Федерацией на основании имущественных взносов чтобы оказывать государственные услуги и выполнять иные функции используя государственное имущество на основе доверительного управления. Государственную компанию создают на основании федерального закона.

Государственной корпорацией признают не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждена Российской Федерацией на основании имущественного взноса и создавалась для осуществления социальной, управленческой или иной общественно полезной функции. Государственную корпорацию создают на основании федерального закона.

Кроме того есть государственные казённые учреждения и государственные бюджетные учреждения. Если государственным учреждением является казённое, то оно, согласно ГК РФ, должно финансироваться из средств государственного бюджета. Если такому предприятию присвоен статус «бюджетного», то оно, согласно ГК РФ, должно получать субсидии.

Принципы деятельности предприятия

Деятельность предприятия строят на основе государственных планов экономического и социального развития как важнейшим инструментом реализации экономической политики Коммунистической партии и Советским государством. Руководствуясь контрольными цифрами, государственным заказом, долговременным научно обоснованным экономическим нормативам и лимитам, а также заказами потребителя, предприятием самостоятельно разрабатывается и утверждается свои планы, заключаются договоры.

Предприятие действует на принципах полного хозяйственным расчетом и самофинансирования. Производственная, социальной деятельности предприятия и оплата труда осуществляются за счет заработанных трудовых коллективом средства. Предприятие из выручки, которая получена от реализации продукции (работ, услуг), возмещается свои материальные затраты. Прибылью или доходом является обобщающие показатели хозяйственной деятельности предприятия. Частью прибыли (дохода) необходимо использовать предприятием чтобы выполнять обязательства перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другой частью поступает в его полное распоряжение и вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива, которая является источником жизнедеятельности предприятия.

Деятельность предприятия в условиям полного хозяйственного расчета и самофинансированием осуществляет в соответствии с принципом социалистической самоуправления. Трудовой коллектив, который является полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно может решать все вопросы в производственном и социальном развитии. Достижениями и потерями в работе предприятия непосредственно сказывают на уровень хозрасчетного дохода коллектива, благополучия каждого работника.

Предприятие чтобы повысить заинтересованность трудового коллектива в результате своей деятельности широко пользуется новыми прогрессивные методами социалистического хозяйствования, в частности коллективного подряда, арендных отношений, кооперативных форм.

Предприятие как самостоятельного товаропроизводителя может выступать на рынке ценных бумаг и выпускаться для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов акции, осуществляться целевыми займами.

Предприятиями действующими в условиях экономического соревнования между собой, которое является важнейшей формой социалистического соревнования, за наиболее полным удовлетворением спроса потребителей на эффективную высококачественной и конкурентоспособной продукции (работы, услуги) с наименьшим показателем затрат. Предприятие, которое обеспечивает производство и реализацию лучшей продукции (работ, услуг) с меньшей издержками, получающее большее хозрасчетный доход и преимущественно в своем производственном и социальном развитиях и оплате труда работников.

Государство пользуется планированием, применяя конкурсное проектированием и производство, финансово – кредитными рычагами и цены для всемерного развития экономической соревнований между предприятиями, которое ограничивает их монопольное положение как производителей определенного вида продукции (работ, услуг).

Предприятие может действовать на основе социалистической законности. В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования оно наделяется широкими правами, соблюдение которых гарантируется государством. В интересах осуществления задач и полномочий, установленных настоящим Законом, предприятие вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству.

Материально – техническая база и средства предприятия

Материально-техническая база и средства предприятия, то есть его имущество, являются основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы. Предприятие осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Предприятие обязано постоянно обеспечивать воспроизводство материально – технической базы на прогрессивной основе, эффективно использовать производственные мощности и основные фонды.

В целях достижения полной отдачи производственного потенциала предприятие устанавливает двухсменный, а на уникальном и дорогостоящем оборудовании и там, где необходимо по условиям производства, – трех- или четырехсменный режим работы. Применение предприятием иного режима работы допускается с разрешения вышестоящего органа, согласованного с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов и соответствующим профсоюзным органом.

Оборотные средства предприятия находятся в его полном распоряжении и изъятию не подлежат. Недостаток собственных оборотных средств возмещается за счет хозрасчетного дохода коллектива, а их пополнение осуществляется из собственных ресурсов. Предприятие обязано обеспечивать сохранность, рациональное использование и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Предприятие имеет право:

передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели;

передавать материальные и денежные ресурсы, в том числе с согласия трудового коллектива средства фондов экономического стимулирования, другим предприятиям и организациям, выполняющим работы или услуги для предприятия.

Выручка от реализации неиспользуемого имущества и арендная плата (если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия) в указанных случаях направляются в фонд развития производства, науки и техники, а убытки, возникающие при передаче другим предприятиям и организациям, а также при продаже и списании имущества, покрываются предприятием за счет соответствующих фондов экономического стимулирования предприятия.

Структура объединения и предприятия

В отраслях народного хозяйства в соответствии с целями и задачами хозяйственной деятельности, особенностями структуры и организации управления действуют различные виды объединений и самостоятельные предприятия. Основными видами объединений являются производственные и научно – производственные. Объединение, независимо от территориального расположения структурных единиц и входящих в его состав самостоятельных предприятий, функционирует как единый производственно – хозяйственный комплекс, обеспечивает органическое сочетание интересов развития отраслей и территорий. Оно осуществляет свою деятельность на основе единого плана и баланса.

Предприятие и объединение организуют фирменное обслуживание своей продукции и фирменную торговлю, создают для этого при необходимости соответствующие подразделения.

Производственное объединение создается для выпуска отдельных видов продукции (работ, услуг) на основе более эффективного использования научно – технического потенциала, развитой предметной специализации, кооперирования и комбинирования производства. Оно состоит из структурных единиц, осуществляющих промышленную, строительную, транспортную, торговую и другую деятельность. В состав объединения могут также входить научно – исследовательские, проектно – конструкторские, технологические организации и другие структурные единицы.

Научно – производственное объединение создается для разработки и производства в кратчайшие сроки высокоэффективных комплексов машин, оборудования, приборов, технологических процессов и материалов, определяющих научно – технический прогресс в соответствующих направлениях, имеющих важное народнохозяйственное значение. Оно создается на основе научно – исследовательских (проектно – конструкторских, технологических) организаций или предприятий (производственных объединений), обладающих развитой конструкторской и опытно – экспериментальной базой, и функционирует как единый научно – производственный комплекс.

Предприятие состоит из действующих на началах внутреннего хозяйственного расчета или коллективного подряда подразделений: производств, цехов, отделений, участков, ферм, бригад, звеньев, бюро, лабораторий и других.

Подразделениям предприятия могут выделяться в порядке, устанавливаемом предприятием, части фонда материального поощрения и фонда социального развития, размеры которых зависят от результатов деятельности этих подразделений.

Организационно-правовые формы государственных и муниципальных предприятий

Одним из основных направлений совершенствования гражданского законодательства является развитие учения о юридических лицах, формирование единого представления об их сущности, видовой характеристике и практического значения для правоприменительной деятельности. Положения нормативных правовых актов об унитарных предприятиях имеют основополагающее и системообразующее значение для развития современного гражданского законодательства.

Анализ проблематики

Реформы, проведенные в экономической сфере за период становления новой системы (условий) хозяйствования, не только не смогли разрешить накапливающиеся проблемы, касающиеся государственных предприятий, но и усложнили экономическое положение государства. Это можно объяснить рядом причин, важнейшая из которых — слабая адаптация самих предприятий к изменяющейся ситуации.

Кроме того, до сих пор нет единого мнения о доле участия государства в экономической деятельности (жизни).

Эти негативные моменты дополняются отсутствием системного подхода к их разрешению. Можно сказать, что государственные предприятия с начала перестройки находятся в сфере нерешенных проблем. Все происходящие с ними изменения не имеют под собой научного объяснения. Ситуация усугубляется кризисностыо и отсутствием стабильности в экономике. Особый интерес в связи с этим вызывает положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В последние годы в РФ принято значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус отдельных видов юридических лиц. Логическим продолжением этого процесса должно быть установление постоянной и замкнутой системы организационно-правовых форм юридических лиц как частного, так и публичного права в ГК РФ.

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль здесь играет понятие гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.

В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения.

Субъектами гражданских правоотношений являются их участники. В науке гражданского права в качестве субъектов гражданских правоотношений выделяются физические и юридические лица.

Статья 48 ГК РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом обосновывается понимание юридического лица как организации. Рассмотрим подробнее понятие «организация», чтобы в дальнейшем обосновать свою позицию по этому вопросу. Организация (франц. organisation, лат. organizo — «предоставляю структурный вид, упорядочиваю») — это объединение людей, общественных групп, государств на базе общности интересов, целей, программы действий и т.д.

Организация — это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение1.

В юридической литературе распространено толкование организации как определенным образом организованного коллектива. Так, С. Братусь отмечал, что отделение определенной группы людей в целях обеспечения и осуществления тех или иных интересов должно вылиться в надлежащую организационную форму, эта организационная форма создает необходимые для данного общественного образования единство и порядок в его деятельности, делает его организацией .

Анализ проблематики

По мнению авторов учебника, определение юридического лица как организации — это дань законодательству и теориям юридического лица советского периода, а положения, посвященные видам и организационно-правовым формам юридических лиц, заимствованы из зарубежных источников. В связи с этим предлагаем рассматривать юридическое лицо как правовой статус, правосубъектность, т.е. возможность иметь и приобретать права и обязанности, не имея своим субъектом человека, но при этом пользуясь охраной со стороны закона.

Как же соотносятся понятия «организация» и «юридическое лицо»? Размышляя над соотношением реального и абстрактного в таком явлении, как юридическое лицо, мы приходим к выводу, что существующие разногласия между различными авторами во многом вызваны смешиванием и отождествлением понятий «организация» и «юридическое лицо».

Организация — это реальное социальное явление. Она создается людьми или другими организациями, за которыми в конечном итоге тоже стоят люди. Организации так же реальны, как и люди. Они существуют в обществе параллельно с другими социальными явлениями, такими, например, как государство и право. Организации, так же как и люди, могут существовать независимо от права, а порой даже вопреки ему. Все государства мира борются с террористическими организациями, но вряд ли кому-то придет в голову, что на самом деле противник есть нечто абстрактное.

Когда организация вступает в сферу, урегулированную правом, она должна учитывать те требования, которые право ей ставит. К организациям, которые намерены вступить в сферу гражданского оборота, право ставит одно требование — быть (стать) юридическим лицом. Это и есть единственная форма существования организации, которая делает возможным ее участие в гражданских правоотношениях. Признавая организацию юридическим лицом, право не создает ее, а лишь констатирует наличие у существующей организации определенных признаков, которые делают возможным ее участие в гражданском обороте.

Юридическое лицо — эго одна из форм существования организации в праве, но не единственная. Это явление принципиально иного характера, чем организация; оно немыслимо без права.

Важно запомнить!

Понятия «организация» и «юридическое лицо» нетождественны. Организация — это реальное социальное образование; юридическое лицо — это установленная правом абстрактная форма существования организации в гражданских правоотношениях. Юридическое лицо — одно из средств, с помощью которого законодатель регулирует гражданские правоотношения, инструмент в руках законодателя, так же как сделка, договор, ответственность и пр.

Классификация юридических лиц дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях, препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов, делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных но юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Юридические лица могут классифицироваться по различным критериям. Но в любом случае основание классификации должно иметь юридическое значение, т.е. разделение соответствующих организаций юридических лиц на различные группы в зависимости от особенностей их правового положения.

Одним из наиболее распространенных критериев для классификации юридических лиц является разделение по организационно-правовой форме, которая является формой юридической регистрации предприятия, создающей этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить:

  • — на хозяйственные товарищества и общества;
  • — производственные кооперативы;
  • — государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Гражданское право Российской Федерации относит государственные и муниципальные предприятия к юридическим лицам публичного права и признает их субъектами права собственности.

Выделение указанных юридических лиц в ГК РФ обязано достижению компромисса между цивилистами и хозяйственниками. Цивилисты не могли согласиться с тем, что государственное или муниципальное предприятие будет отнесено к юридическим лицам частного права. В свою очередь, хозяйственники указывали на то, что, независимо от государственной формы собственности, указанные предприятия все же являются субъектами хозяйствования и обладают всеми признаками юридических лиц частного права, а потому должны быть уравнены с ними в правовом статусе.

Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе только государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает 50% или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов. Субъекты государственного сектора экономики могут быть созданы или существовать в весьма ограниченном количестве организационно-правовых форм.

По способу финансового обеспечения государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ).

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По способу образования выделяют унитарные и корпоративные предприятия.

Унитарное предприятие создается одним учредителем — государством, а владельцами или учредителями корпоративного предприятия выступают как государство, так и другие коммерческие структуры и частные лица.

Унитарные предприятия представлены государственными и муниципальными предприятиями, в которых государству принадлежит 100% акций. Кроме того, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Также следует отметить, что в связи с трансформационными процессами — корпоратизацией, приватизацией, разгосударствлением — получил широкое развитие государственный корпоративный сектор, который также является составной частью государственного сектора экономики.

Таким образом, по нашему мнению, предприятия, функционирующие исключительно на государственной форме собственности, можно объединить в государственный унитарный сектор. Исходя из вышеизложенного, государственный сектор экономики можно представить как совокупность государственного унитарного и государственного корпоративного секторов.

Государственный унитарный сектор — совокупность предприятий, учреждений и организаций, уставный капитал которых полностью принадлежит государству, а их деятельность регламентируется государственными органами, которые создали данные субъекты.

В основе нормативных положений об унитарных предприятиях заложены условия перспективного развития хозяйственных правоотношений, возникающих между государственными юридическими лицами и другими участниками гражданского оборота, что особенного актуально в условиях предстоящей социально-экономической модернизации российского общества в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.1

Статистические данные

Поданным официальной статистики, на 1 января 2013 г. в стране насчитывалось 209 055 государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия (в 1992 г. — 349 381 государственное и муниципальное предприятие), и 5029 акционерных обществ с долей государственного участия. Наибольшее число государственных унитарных предприятия действует в сфере операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг — 23,4%; обрабатывающего производства — 18,1%; торговли, ремонта автотранспорта и бытовых приборов — 14,2%; сельского и лесного хозяйства —13,3%; строительство — 9% .

По действующему гражданскому законодательству, только унитарные предприятия являются коммерческими организациями со специальной правоспособностью. Наделение государственных (муниципальных) унитарных предприятий специальной предметно-целевой правоспособностью, определяемой предметом, целями создания и деятельности, особенностями правового режима имущества обусловлено социально-экономической сущностью этих субъектов, сочетающих в себе преимущества коммерческих организаций и возможности решения общегосударственных задач. Специальная правоспособность в равной степени защищает интересы собственника имущества и интересы предприятия от его недобросовестных действий, а обременение субъективного права унитарного предприятия волеизъявлением собственника не является механизмом ограничения правоспособности предприятия. Предметно-целевой способ установления специальной правоспособности унитарных предприятий, с одной стороны, предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной (муниципальной) собственности, но, с другой стороны, является априорным фактором, противодействующим их участию в гражданском обороте в качестве полноценных бизнес-единиц1.

Руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия не может им распоряжаться и «владеет» на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, ст. 114) или оперативного управления (ГК РФ, ст. 113). В последнем случае такое предприятие носит название федерального казенного предприятия. Руководитель назначается органом, принявшим решение о его создании.

Устав является единственным учредительным документом государственных и муниципальных унитарных предприятий. Его содержание можно разделить на две части:

  • — общую (для всех юридических лиц — ГК РФ, ст. 52, п. 2), содержащую наименование, места нахождения, порядок управления деятельностью;
  • — специфическую (только для государственных и муниципальных унитарных предприятий — ГК РФ, ст. 113, п. 3), включающую сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, о порядке и источниках его формирования.

Устав в обязательном порядке должен соответствовать Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия1. Требования к уставу государственного или муниципального унитарного предприятия изложены в ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Государственное и муниципальное унитарное предприятие занимает двоякое положение. С одной стороны, это коммерческая организация, поскольку его основной деятельностью является получение прибыли. С другой стороны, государственное и муниципальное унитарное предприятие имеет целевую (уставную) правоспособность, направленность как некоммерческой организации.

Размер уставного фонда, который должен быть прописан в уставе, не может быть менее суммы, определенной законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 3 ст. 113 ГК РФ). Размер уставного фонда является не только гарантом исполнения обязательств предприятия перед контрагентами, но и позволяет говорить о финансовом положении предприятия.

Порядок изменения величины уставного фонда, источники его финансирования действующим законодательством не прописаны. Исключение составляет ситуация, когда в государственном или муниципальном унитар-

ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, по окончании финансового года стоимость чистых активов меньше размера уставного фонда.

Пример из практики

Отметим нюанс: в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ1 и Постановлением «Обусилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управления, находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» размер уставного фонда может нс соответствовать минимальному. Это и получается на практике: размер фонда чаще всего в несколько десятков раз меньше минимального размера.

Фирменное наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий имеет ряд особенностей, отличающих его от других предприятий. Во-первых, оно должно содержать указание на собственника его имущества (ГК РФ, ст. 113, п. 4). Во-вторых, как юридическое лицо оно должно включать указание на его организационно-правовую форму (ГК РФ, ст. 54). Иначе говоря, в наименовании любого государственного унитарного предприятия должно присутствовать словосочетание «федеральное государственное унитарное предприятие» или «муниципальное унитарное предприятие». Ведомственная принадлежность государственного унитарного предприятия указывается в уставе, поэтому в название ее можно не включать; но обязательно в наименовании должен быть отражен характер его деятельности (например, строительный или научный).

Указанные особенности организационно-правового статуса государственного и муниципального унитарного предприятия характеризуют их как разновидность юридических лиц в гражданском праве.

  • Асаул А. II. Организация предпринимательской деятельности : учебник. СПб., 2009.С. 94.
  • Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2009. С. 529.
  • Братусь С. Я. Субъекты гражданского права. М., 1994. С. 106.
  • Гаджиев Г. Л. Конституционные основы современного права собственности // Журналроссийского права. 2006. № 12. С. 30—41.
  • Гражданское право России: обязательственное право : курс лекций / отв. ред.О. II. Садиков. М„ 2010. С. 217.
  • Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации: конституционно-правовая основа разграничения. М., 2010. С. 18.
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г>.
  • Есенина О. А. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Юрист. 2013.№ 27. С. 5-9.
  • Кудрявцева Н. Р. Эффективность и перспективы унитарных предприятий и учреждений. URL: http://konf2014.afurgi.ru/stat/kudravceva.pdf (дата обращения: 29.11.2015).
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205 «Об утверждении Примерногоустава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения».
  • Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управлениягосударственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ».

4. Государственные предприятия

Понятие государственного предприятия, его функции. Виды государственных предприятий.

Государственное предприятие — это юридическое лицо, образуемое уполномоченными органами государства, имущество которого принадлежит предприятию на основе ограниченного вещного права хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Помимо того, государственное предприятие — это организационно- правовая форма государственного предпринимательства.

Частным лицам запрещено учреждать предприятие в качестве субъекта права.

Различают два основных вида государственных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). То есть основным критерием классификации служат вещные права, на базе которых предприятие владеет, пользуется и отчасти распоряжается имуществом, находящимся на его балансе.

В зависимости от субъекта государственной собственности, органа государства, создавшего предприятие, они подразделяются на предприя- тия, которые находятся в республиканской собственности, — республиканские государственные предприятия и предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, — коммунальные государственные предприятия.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может выступить учредителем другого государственного предприятия, ко — торое называется дочерним государственным предприятием.

Цели создания и содержание деятельности государственных предприятий должны носить преимущественно публичный, социально значимый характер.

Говоря о термине «предприятие», необходимо заметить, что законодатель употребляет его в двух смыслах.

С одной стороны, государственное предприятие есть организационно- правовая форма юридического лица, субъект права. С другой, — под этим термином понимается объект прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. предприятие есть вещь.

Для устранения смысловой путаницы, которая неизбежно возникает при использовании одного термина «предприятие» в двух разных значениях, российский законодатель, маркируя государственное предприятие в качестве субъекта гражданского права, использует словосочетание «унитарное предприятие».

В соответствии с действующим законодательством имущество может принадлежать государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. И если первое — это есть вещное право исключительно государственных предприятий, то второе (право оперативного управления) — вещное право казенных предприятий, а также учреждений.

Перечисленные характеристики позволяют отнести государственные предприятия (наряду с государственными учреждениями) к особой группе юридических лиц, которую можно обозначить как «государственные организации».

Согласно ст. 2 Закона «О государственном предприятии» основными функциями и назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. В числе таких задач значатся: материальное обеспечение обороноспособности государства и защита интересов общества; производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах экономики, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором (например, если производство того или иного товара не может принести дохода, в силу чего частные лица не занимаются его производством); осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций, и т.д.

Поскольку п. 2 ст. 34 ГК предусматривает, что коммерческая организация может быть создана в форме государственного предприятия, и ГК не делает уточнений по видам государственных предприятий, следовательно, как предприятие на праве хозяйственного ведения, так и казенное предприятие являются коммерческими организациями. Юридически обеспеченная возможность извлекать доход из своей деятельности позволяет государственным предприятиям не только выполнять общественно-значимые задачи, возложенные на них учредителем — государством, но и приносить доход и пополнять бюджет. При этом, однако, следует уточнить, что вопрос об отнесении казенных предприятий к коммерческим организациям в казахстанской юридической литературе не получил однозначной оценки.

Законодательство о государственных предприятиях состоит из: ГК (§ 2 гл. 2 «Юридические лица» (Общие положения), ст.ст. 102-104, а также ст.ст. 119, 196-208); Закона «О государственном предприятии»; ряда постановлений Правительства РК.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК, а также п. 4, 5 ст. 1 Закона «О государственном предприятии» особенности правового положения, создания, лицензирования, регулирования деятельности, ответственности, условий реорганизации и ликвидации государственных банков определяются действующим банковским законодательством. Причем, предприятия, создаваемые Национальным Банком РК, являются республиканскими государственными предприятиями.

Все без исключения государственные республиканские предприятия должны быть включены в поименный перечень республиканских государственных предприятий, который утверждается Правительством Республики Казахстан.

Поименный перечень коммунальных государственных предприятий утверждается местными исполнительными органами.

Правосубъектность государственного предприятия Особенность государственного предприятия состоит в том, что оно, являясь коммерческой организацией, обладает целевой (или специальной) правоспособностью. Все иные коммерческие организации — акционерные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы обладают общей правоспособностью, за изъятиями, установленными законодательными актами или их учредительными документами.

Предмет и цели деятельности государственного предприятия должны соответствовать целям и предмету, закрепленным в законодательных актах о государственном предприятии, и определяются в уставе его учредителем — уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

Осуществление государственным предприятием деятельности и совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям деятельности, закрепленным в уставе предприятия, запрещается.

Об особом характере государственного предпринимательства говорит также то, что предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров, работ, услуг, если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства. Заказ государства для государственного предприятия является обязательным. И только продукция, работы, услуги, не охваченные заказом государства, реализуются предприятием самостоятельно (ст. 13 Закона «О государственном предприятии»).

Особенности создания и управления государственными предприятиями

Особое значение в управлении системой госпредприятий играют органы государства, реализующие по отношению к предприятиям права государственной собственности, а также органы, непосредственно занимающиеся вопросами создания и управления государственными предприятиями.

Функции субъекта права республиканской собственности по отношению к республиканским государственным предприятиям выполняет государственный орган, уполномоченный Правительством РК на распоряжение республиканской государственной собственностью, а также Национальный Банк. Эти органы именуются уполномоченными органами.

Органами государственного управления по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, агентства, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан государственные органы, а также Национальный Банк Республики Казахстан.

Функции уполномоченного органа — субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет акимат соответствующей административно-территориальной единицы.

Органом государственного управления коммунальными государственными предприятиями является акимат соответствующей административно-территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета.

Любое государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению собственника в лице его уполномоченного органа.

Учредительными документами как республиканских, так и коммунальных предприятий являются решение собственника и устав, который утверждается его учредителем — уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

Поскольку государственное предприятие обладает не общей, а специальной или целевой правоспособностью (п. 1 ст. 35 ГК), то его устав, кроме обычных сведений, указываемых в учредительных документах любой организации с правами юридического лица, должен содержать сведения о целях и предмете деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), предприятием и органом государственного управления, администрацией предприятия и его трудовым коллективом.

Государственное предприятие как коммерческая организация имеет фирменное наименование. Его фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность. Скажем, «Республиканское государственное предприятие «Казвоенпроект Министерства обороны Республики Казахстан» (на праве хозяйственного ведения) г. Алматы». Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным, например, «Казенное предприятие «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан» г. Астана». Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и фирменным наименованием предприятия.

Рассмотрим структуру непосредственного управления предприятием. Верхнюю или высшую ступеньку здесь занимает руководитель госу- дарственного предприятия, он является органом предприятия как юридического лица. Обычно руководитель предприятия именуется директором, генеральным директором, управляющим, иногда менеджером и т. п. В отличие от других видов юридических лиц, к примеру, акционерных обществ, в качестве высшего органа которых выступает общее собрание — коллегиальный орган, государственные предприятия возглавляются единоличным органом.

Руководитель предприятия работает на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы, касающиеся деятельности предприятия в соответствии с компетенцией, определяемой законодательными актами и уставом предприятия. В своих действиях руководитель подотчетен органу государственного управления.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения

Государственные предприятия должны содержаться за счет доходов от собственной деятельности. Это значит, что создание предприятий на праве хозяйственного ведения имеет смысл в тех сферах, где существует возможность получения прибыли, и государство как собственник имущества заинтересовано в получении части чистого дохода (части прибыли, полученной предприятием).

Орган государственного управления ежегодно устанавливает общий размер фонда оплаты труда предприятия. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно, но в пределах установленного фонда оплаты труда.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны руководства предприятия, размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются органом государственного управления.

За государственным предприятием закрепляются уставный и резервный капиталы.

Размер уставного капитала предприятия определяется его учредителем (уполномоченным органом), он не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров МРП, установленного на дату государственной регистрации предприятия.

Размер уставного капитала указывается в уставе предприятия. Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

Предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10% его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным капиталом установленной величины.

Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.

Законодательными актами об отдельных видах предпринимательской деятельности могут быть установлены иные размеры и порядок формирования уставного и резервного капиталов, однако они не должны быть менее, чем это предусмотрено в Законе «О государственном предприятии».

Как субъект гражданского оборота организация с правами юридического лица, предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства — собственника его имущества.

Государство, в свою очередь, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях при недостаточности у предприятия собственных средств для удовлетворения требований кредиторов государство отвечает по обязательствам предприятия.

Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия.

Дочернее государственное предприятие является юридическим лицом, которое создано другим государственным предприятием за счет имущества последнего. Дочернее предприятие следует отличать от дочерней организации (ст. 94 ГК), которая может быть образована любым частным юридическим лицом, тогда как учредителем дочернего предприятия выступает исключительно государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Существенные различия есть также в ответственности указанных организаций.

Потребность в образовании дочернего предприятия возникает в основном там, где необходимо разукрупнить основное предприятие, преобразовать его филиалы в самостоятельные юридические лица либо освободить основное предприятие от несвойственных ему видов деятельности и функций.

Учредителем дочернего предприятия выступает основное предприятие, однако необходимо разрешение Правительства республики либо разрешение местного исполнительного органа. Порядок создания дочерних предприятий определен в ст. 49 Закона «О государственном предприятии».

Устав дочернего предприятия утверждает его учредитель (основное предприятие) по согласованию со своим вышестоящим органом государственного управления.

Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие.

Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, выступает основное предприятие, которое в отношении дочернего предприятия обладает основными правами уполномоченного органа государства. Фактически, происходит наделение основного предприятия контрольными и, отчасти, властно-распорядительными полномочиями.

Ответственность дочернего предприятия по своим обязательствам, а также ответственность основного предприятия по обязательствам дочернего предприятия наступает в соответствии с правилами, установленными ст. 30 Закона «О государственном предприятии». Так, дочернее предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Дочернее предприятие не несет ответственности как по обязательствам основного предприятия, так и по обязательствам государства — собственника его имущества.

Основное предприятие и государство не отвечают по обязательствам дочернего предприятия за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя, либо уполномоченного органа, либо органа государственного управления. В этих случаях основное предприятие либо государство отвечает по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

Казенное предприятие.

Право оперативного управления является более узким по объему вещным правом, по сравнению с правом хозяйственного ведения. Однако, если право хозяйственного ведения есть только у государственного предприятия, то право оперативного управления принадлежит как казенным предприятиям, так и учреждениям, в том числе частным, негосударственным. Таким образом, организации, основанные на праве оперативного управления, призваны управлять чужим имуществом, независимо от того, кому это имущество принадлежит — государству или частным лицам.

Получив имущество от собственника, казенное предприятие осуществляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не установлено законодательством. Данная норма подчеркивает вещный характер права оперативного управления.

Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Эта норма прямо указывает на то, что казенное предприятие — это организация цели, причем цель любого государственного предприятия — это реализация тех или иных функций государства как публичного субъекта, например, обеспечение безопасности и поддержание обороноспособности страны, защита прав и свобод граждан, поддержка и развитие образования, культуры, фундаментальной и прикладной науки, здравоохранения и т.п. В силу всего сказанного, казенные предприятия могут осуществлять лишь конкретные виды деятельности, определенные для них государством.

Так, казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством порядке для: выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и др.

Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе, а также заказами государства, доводимыми до предприятия через орган государственного управления. Осуществление иной хозяйственной деятельности не допускается.

Цены на все товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой органом государственного управления. Отдельной строкой в смете выделяется государственный заказ.

Смета представляет собой сводную ведомость, перечень или список всех доходов и расходов предприятия. В смете отражаются планируемые доходы и расходы на предстоящий год или иной период. Расходная часть сметы содержит постатейный перечень расходов, их объем и конкретное назначение, например, на оплату труда, на приобретение нового оборудования, на пополнение оборотных средств и т.п.

Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Государство-собственник не несет обязанности финансировать убыточные казенные предприятия и покрывать их расходы из бюджета.

Ответственность казенного предприятия определяется п. 1 ст. 44 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии».

Согласно общепризнанной норме, относящейся ко всем юридическим лицам, организации с правами юридического лица не отвечают по обязательствам своего учредителя; в данном случае казенное предприятие не отвечает по обязательствам государства — собственника его имущества.

По своим обязательствам казенное предприятие отвечает только деньгами, находящимися в его распоряжении. Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случая ликвидации этого предприятия. Так, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет государства — собственника имущества этого предприятия.

При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица. Однако по обязательствам Государственного центра по выплате пенсий государство в лице Правительства РК несет ответственность в полном объеме.

По договорным обязательствам казенного предприятия Республика Казахстан или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа. Поэтому все гражданско-правовые сделки, заключаемые казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством РК.

Таким образом, согласно действующему законодательству, если у казенного предприятия нет или недостаточно денег, скажем, на строительство нового здания, а государство, разрешая и даже понуждая начать строительство и заключить договор подряда, не включает его в государственный заказ и не финансирует проект, то государство-собственник не несет никакой ответственности за расчеты с подрядчиком.

Истец — ТОО «Ердос» обратился в суд с иском к казенному предприятию «Карагандинская государственная медицинская академия» о взыскании суммы задолженности за выполненные строительные работы.

Карагандинский областной суд иск удовлетворил и принял решение взыскать долг с ответчика. Однако из-за отсутствия средств на расчетном счете ответчика определением Карагандинского областного суда взыскание было обращено на имущество ответчика в виде части здания, которое было построено истцом для ответчика по договору с последним.

В надзорной жалобе ответчик просил отменить определение Карагандинского областного суда, мотивируя тем, что РГКП «Карагандинская государственная медицинская академия» является казенным предприятием и обладает имуществом на праве оперативного управления и в силу статей 207 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии» обращение взыскания на имущество казенного предприятия не допускается. Вышестоящий суд отменил вышеуказанное определение и постановил вернуть забранное здание.

Любое предприятие на праве хозяйственного ведения может быть преобразовано в казенное предприятие. Все расходы по преобразованию, а также расчеты с кредиторами преобразуемого предприятия при отсутствии достаточных средств у самого предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.

Созданное казенное предприятие является правопреемником преобразованного предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и деньгам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последнее соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.

При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления.

>Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

  • созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.


>Участники государственного унитарного предприятия

Кто могут быть участниками государственного унитарного предприятия

Согласно требованиям ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными в установленном порядке правовыми актами, регламентирующими правила закупки, — положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Унитарное предприятие может быть создано только одним учредителем – физическим или юридическим лицом (как национальным, так и иностранным инвестором).

№ 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.). основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Участники государственного унитарного предприятия

В современных условиях отечественной экономики и сложившихся традиций общественного сознания Гражданский кодекс РФ сохранил данную гражданско-правовую форму за теми юридическими лицами, которые созданы только государственными и муниципальными образованиями (ст. 124 ГК РФ). Эти организации объявлены теперь «унитарными», т.е. принадлежащими собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества (или его части) на какие-либо вклады, паи или доли, в том числе между работниками (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ содержит как общие правила об унитарных предприятиях (ст. 113), так и правила об их разновидностях — унитарных предприятиях, основанных соответственно на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления, или «казенных» (ст. 115).

Гражданско-правовая форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного законом (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения), и отражается в его уставе, являющемся единственным учредительным документом такого юридического лица (п. 1 ст. 113, п. 3 ст. 114 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую, как другие коммерческие организации. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо установлены в уставе. Фирменное наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его собственника, например «федеральное государственное унитарное предприятие», «муниципальное унитарное предприятие». Органом предприятия является его единоличный руководитель (директор), назначенный собственником, а не общим собранием трудового коллектива или каким-либо иным аналогичным органом и подотчетный ему (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Ø Фондом (согласно ГК) признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Права участников государственного унитарного предприятия на имущество

Тема 4. Организационно-правовые формы юридических лиц 4.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно п.

Это ограниченные вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц, не являющихся собственниками имущества в полной мере. Другими словами право хозяйственного ведения – это предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям (за исключением казенных предприятий) право владеть, пользоваться и распоряжаться вверенным им имуществом в пределах, установленных российским законодательством. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Итак, чтобы разобраться в деталях понятия «право хозяйственного ведения», необходимо подробнее рассмотреть, что именно представляет собой унитарное предприятие, его основные отличительные черты, а также права различных субъектов в отношении его имущества. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, однако она не наделена правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Унитарное предприятие характеризуется следующими особенностями: — В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. — Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации либо муниципальному образованию. — От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют соответственно органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.

4. Государственное (муниципальное) предприятие (ГП) — юридическое лицо, учреждённое государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. Виды унитарных предприятий: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения; унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

В зарубежной теории кооперативного движения кооперативы характеризуются как структурный элемент социальной экономики. Кооперативы, члены которых управляют ими и владеют собственностью, а в производственных кооперативах еще и трудятся в них, — наиболее характерная часть социальной экономики. Кооперативы тесно связаны с территорией, на которой они базируются. Не преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели, они не заинтересованы в вывозе капитала за границу. Их деятельность ориентирована на использование местных кадровых, сырьевых, производственных ресурсов, расширение отечественного производства, обеспечение товарами и услугами не только своих членов, но и населения территории, на которой действует кооператив . В законодательстве зарубежных стран нет такого жесткого деления кооперативов, как у нас, только на два вида: производственные и потребительские. В Германии. например, кооперативы подразделяются на кредитные (Volksbanken и Raiffeisenbanken), закупочные, торговые, кооперативы по сбыту, производ-ственные, жилищные и др. В Законе о кооперативах штата Виктория (Австралия) 1981 г. предусмотрены производственные кооперативы, торговые общества (кооперативы), кредитные, сельскохозяйственные и пр. В других странах имеются кооперативы сельскохозяйственные, потребительские, производственные, кредитные, страховые, кооперативы, объединяющие рыбаков, жилищные и др. Соответственно данным разновидностям в Международном кооперативном альянсе созданы специализированные комитеты, в которые входят национальные организации, объединяющие кооперативы соответствующего вида.

Наименование участников государственных и муниципальных унитарных предприятий

От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.

в новом Гражданском кодексе (ГК). Он объявил государственные и муниципальные предприятия унитарными (неделимыми) и ограничил полноту права хозяйственного ведения. В форме унитарных предприятий (УП) могли создаваться только государственные и муниципальные предприятия, действующие либо на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (казённые). Принципиальное отличие казённых предприятий заключалось в том, что государство обязано нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества. Новый ГК РФ предполагал принятие отдельного закона о государственных и муниципальных УП.

Унитарные предприятия могут участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия собственника. Они не могут быть учредителями и участниками кредитных организаций. Распоряжение принадлежащими им долями участия и акциями осуществляется с согласия собственника имущества унитарного предприятия (ст. 6 Закона об унитарных предприятиях).

Помимо отмеченных выше ограничений Закон об унитарных предприятиях предусматривает лишение предприятий тех возможностей, которые существовали по ранее действовавшему законодательству. Так, унитарные предприятия теперь не могут создавать дочерних предприятий, а ранее созданные дочерние предприятия были упразднены путем реорганизации в форме присоединения к создавшим их предприятиям. Филиалы и представительства, которые ранее создавались унитарными предприятиями самостоятельно, теперь могут создаваться только с согласия собственника. Значительно расширен круг полномочий собственника имущества в отношении унитарного предприятия.

Государственное предприятие

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 мая 2017 года.

Госуда́рственная компа́ния/корпора́ция (ГК), госуда́рственное предприя́тие (ГП) — организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Примеры компаний, находящихся в собственности государства: Канадская телерадиовещательная корпорация, Лондонский метрополитен, Électricité de France, France Télévisions, ABN AMRO, Российские железные дороги, Роснано, Аэрофлот, Ростех, Первый канал, ВГТРК, Ростелеком, Швейцарские федеральные железные дороги, Air India, Emirates Airline.

Существуют случаи, когда названия организаций могут ввести в заблуждение. Путаницу вносят, например, отличающиеся названия предприятий на иностранных языках (как Satellite Communications Company) или особая российская организационно-правовая форма некоммерческих организаций, названная государственной корпорацией. Так, Государственная корпорация по организации воздушного движения не является госкорпорацией, а имеет форму ФГУПа. Внешэкономбанк не имеет лицензии банка и не является банком, а является госкорпорацией, то есть некоммерческой организацией. Также иногда госкорпорациями могут называть Газпром и Роснефть, хотя они являются акционерными обществами с государственным участием и также имеют крупных иностранных акционеров. Такие компании, имеющие в уставном капитале акционерную долю государства, правильнее называть компаниями с государственным участием.

По странам

Россия

Государство полностью владеет или владеет контрольными пакетами акций в целом ряде акционерных обществ, например, Роснефть, Газпром, Российские железные дороги, Ростелеком, Аэрофлот, Первый канал, Русгидро, Сбербанк России, ОЗК и т. д.

Унитарными предприятиями являются медиахолдинг «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», МИА «Россия сегодня», агентство «ТАСС», Гознак, Почта России, Мосфильм, Московский метрополитен, Мосгортранс, Российская телевизионная и радиовещательная сеть, космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Под государственной компанией или корпорацией в России понимаются некоммерческие организации, упомянутые в Законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с законом государственной компанией/корпорацией являются:

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Также существуют государственные казённые учреждения и государственные бюджетные учреждения. Если государственное учреждение является казённым, то оно, согласно ГК РФ, финансируется из средств государственного бюджета. Если такое предприятие является «бюджетным», то оно, согласно ГК РФ, получает субсидии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *