Децентрализации власти

Централизация и децентрализация управления

Системы, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. В децентрализованных системах полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

Понятно, что централизация — самое сильное средство координации деятельности экономической системы. Однако существует по крайней мере три причины, обусловливающие необходимость децентрализации принятия решений:

1) не все решения может объять один центр или разум одного человека;

2) децентрализация принятия решений позволяет системе оперативно реагировать на изменения внешней среды;

3) децентрализация обеспечивает мотивацию сотрудников, предоставляя им право принятия решений.

Различают вертикальную и горизонтальную децентрализацию. Рассредоточение власти вниз по цепочке линейных полномочий называют вертикальной децентрализацией. Если принятие решений передается за рамки административной вертикали к аналитикам, вспомогательному персоналу или операторам, то такое рассредоточение власти называют горизонтальной децентрализацией.

При децентрализации сотрудники, участвующие в принятии одного решения, наделены разными объемами полномочий. Чтобы понять, что в действительности имеется в виду под контролем над принятием решений, на рис. 8.2 приведена схема этого процесса.

На самом деле речь идет не о контроле над решениями, как таковыми, а о контроле над действиями — контроле над тем, какие шаги фактически предпринимаются системой для достижения определенного результата. Властные полномочия руководителя определяются тем, в какой степени он контролирует шаги П[—П5. Контроль над входящей информацией со стороны некоторого менеджера означает, что именно он определяет, какие факторы будут учтены при принятии решения, и в случае тщательной фильтрации такой контроль будет равносилен контролю над выбором решения.

Рис. 8.2. Структура процесса принятия решений:

П1 — сбор информации; П2 — обработка информации и формулирование рекомендаций; ПЗ — выбор решения (определение того, что должно быть сделано); П4 — санкционирование и авторизация решения; П5 — исполнение

Еще более важным является право рекомендовать, поскольку советчик направляет суждения лица принимающего решения (ЛПР) в определенное русло. Право санкционировать выбор решения дает и возможность его блокирования, а право реализации решения допускает его корректирование или даже искажение. Таким образом, ЛПР, осуществляющее непосредственный контроль над процедурой выбора, делит власть со сборщиками информации, советчиками, вышестоящими авторизаторами и нижестоящими исполнителями.

В случае вертикальной децентрализации необходимо найти ответ на следующие вопросы:

• какие права на принятие решений следует делегировать вниз по цепочке полномочий;

• насколько далеко распространяется делегирование полномочий;

• как следует контролировать и координировать использование данных прав.

Как правило, право принимать решение обычно остается на том уровне, на котором наилучшим образом может быть собрана необходимая информация. Исходя из того, что все решения, принимаемые в экономической системе, можно объединить в четыре больших класса — производственные, маркетинговые, финансовые и социально-правовые — ее можно описать как систему рабочих созвездий. На вершине располагается финансовое созвездие, уровнем ниже — производственное, а в промежутке маркетинговое и социально-правовое. Таким образом, складывается селективная вертикальная децентрализация принятия решений. Финансовые решения принимаются на стратегическом апексе с участием финансовой службы, относящейся к вспомогательному персоналу, производственные решения концентрируются в административной вертикали и требуют участия аналитиков, маркетинговые размещаются во вспомогательных подразделениях, а социально-правовые рассредоточены по всем частям экономической системы.

Для координации решений в такой вертикальной децентрализованной системе используется прямой контроль. Менеджеры стратегического апекса оценивают и санкционируют решения каждого созвездия. Однако широкое применение данной формы координации равносильно редецентрализации управления и, следовательно, аннулированию преимуществ селективной децентрализации.

При горизонтальной децентрализации предполагается передача части властных полномочий от линейных менеджеров к аппаратным менеджерам, включающим аналитиков, вспомогательный персонал и операторов. Обсуждая передачу власти за рамки линейной структуры, мы вторгаемся в область неформальной власти, в частности контроля над сбором информации, выработкой рекомендаций линейным менеджерам и исполнением их решений. В то же время принятие и авторизация (санкционирование) решений остаются в рамках линейной структуры.

Когда для координации используются системы стандартизации, часть властных полномочий должна перейти от линейных менеджеров к аналитикам технократических подразделений. И чем строже стандартизация, тем могущественнее аналитики. Уступают власть аналитикам сотрудники, процесс труда которых стандартизируется. В первую очередь к ним относятся операторы и менеджеры, работа которых становится институционализированной. Этот тип ограничений горизонтальной децентрализации фактически способствует децентрализации системы по вертикали, уменьшая власть линейных менеджеров нижнего уровня по сравнению с полномочиями вышестоящих линейных менеджеров. Другими словами, системы, которые в деле координации полагаются на технократическую стандартизацию, довольно децентрализованны и по вертикали, и по горизонтали.

Стандартизация рабочих процессов предоставляет работнику некоторую автономию, поскольку он знает, что он может предпринять, а чего предпринимать не имеет права. Однако в бюрократических системах, в которых действует множество правил, использование любого другого координационного механизма предоставляет большую свободу действий сотрудникам. Так, если процесс труда координируется посредством стандартизации квалификации, то сотрудники могут сами выбирать рабочие процессы и определять выпуск.

Другими словами, координационные механизмы образуют континуум, на полюсах которого прямой контроль, характерный для наибольшей горизонтальной централизации, и взаимное согласование, присущее наибольшей горизонтальной децентрализации; промежуточное положение занимают три формы стандартизации: рабочих процессов, выпуска и квалификации (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Координационные механизмы горизонтальной децентрализации

Поскольку стандартизация рабочих процессов следует за прямым контролем, то можно предположить, что использующие ее экономические системы являются относительно централизованными. В то же время, если труд профессиональных операторов координируется с помощью стандартизации квалификации, можно заключить, что использующие ее экономические системы относительно децентрализованы по горизонтали. Когда для координации используются специальные знания и навыки, система вынуждена передавать власть тем, кто ими владеет, — профессионалам. Эти профессионалы могут работать в технократических или вспомогательных подразделениях, операционном ядре или административных подразделениях. Однако независимо от того, в каком подразделении трудятся профессионалы, они определяют ситуацию в своих организациях; так, врачи главенствуют в больницах, профессора — в вузах, а актеры — в театрах.

Выделяют профессиональную власть трех типов:

• неформальную профессиональную власть, наложенную на традиционную структуру профессиональных полномочий (в этом случае знающие профессионалы имеют возможность манипулировать менеджерами, принимающими решения);

• профессиональную власть, соединяющуюся с официальными полномочиями (линейные менеджеры объединяются C аппаратными специалистами в специальные целевые группы для решения конкретной задачи, в которых доля участия человека в принятии решения соответствует тому знанию, которое он может привнести в этот процесс);

• профессиональную власть операторов (власть смещается в операционное ядро и принадлежит профессионалам- операторам).

Становится очевидной очень интересная и очень важная взаимосвязь: чем профессиональнее экономическая система, тем более децентрализована ее структура, причем в обоих направлениях. Это позволяет прояснить связь бюрократии и централизации и выделить два типа бюрократических структур: централизованную и децентрализованную.

В централизованной бюрократии операционная деятельность является специализированной, но неквалифицированной. Она относительно централизованна как по вертикали, так и по горизонтали, потому что вся власть над принятием решений находится в руках старших менеджеров и небольшого числа аналитиков, вырабатывающих рабочие стандарты для остальных сотрудников.

В децентрализованной бюрократии операционное ядро состоит из профессионалов. Стандарты навязываются экономической системе извне профессиональными объединениями, которые обучают операторов, а впоследствии управляют их поведением через установление определенных правил. Но поскольку труд профессионалов требует значительной автономии, этот тип бюрократии является относительно децентрализованным в обоих направлениях, а власть концентрируется у операторов на нижнем уровне. Другими словами, чем больше власти делегируется носителю знаний, а не должности, тем больше структура децентрализуется и по горизонтали, и по вертикали.

Децентрализация может считаться полной, когда власть базируется не на занимаемой должности или знании, а на принадлежности к организации. Если каждый на равных участвует в принятии решений, то мы имеем дело с демократической организацией.

Попытки демократизировать централизованные системы, наделяя рабочих правом избирать директоров, всячески привлекая их к участию в принятии решений, коллективно устанавливая правила, ограничивающие власть менеджеров, или создавая свободные коммуникативные каналы, так или иначе ведут назад к централизации. В неволонтерских системах в лучшем случае возможно установление меритократии*, а не демократии, и только тогда, когда перед ними ставятся профессиональные задачи.

Отмеченные здесь моменты необходимо учитывать при проектировании организационных структур управления. Дисгармония между характером труда и конфигурацией организационной структуры может обусловить выработку неэффективных управленческих решений, ведущих к закату и гибели экономической системы.

Резюме

Организационная структура экономической системы имеет свою специфику, которая во многом определяет концентрацию власти, методологию выработки и реализации управленческих решений, инструментальную и организационную поддержку управления. Соответствие организационной структуры назначению экономической системы и текущему состоянию внешней среды является ключевым условием ее результативности и эффективности в настоящий момент и обозримой перспективе.

Контрольные вопросы

1. Кто ответственен за сохранение целостности экономической системы?

2. В чем заключается системность понятия «фирма»?

3. Как соотносятся число и разнообразие связей с устойчивостью структуры экономической системы?

4. Что первично: стратегия или структура экономической системы?

5. Назовите необходимое условие выполнения стратегического решения.

6. Как формируются структурообразующие связи экономической системы?

‘Меритократия (от англ, merit — достоинство, заслуга) — система, в которой положение человека в обществе определяется его способностями.

7. Перечислите разновидности координационных механизмов, придающих единство и целенаправленность деятельности экономической системы.

8. В чем заключается сущность координационного механизма взаимного согласования?

9. Каковы характерные особенности координационного механизма прямого контроля? Приведите примеры.

10. Приведите примеры использования координационного механизма «стандартизация процессов» и дайте ему рекомендательную характеристику.

11. В чем заключается сущность координационного механизма «стандартизация выпуска»?

12. Охарактеризуйте координационный механизм «стандартизация квалификации» и приведите примеры его использования.

13. Каким образом координационные механизмы связаны с ростом и развитием организации?

14. Справедливо ли утверждение, что любая экономическая система должна полагаться на использование единственного координационного механизма?

15. Перечислите основные структурообразующие блоки экономической системы.

16. Какие элементы экономической системы входят в состав ее операционного ядра? Перечислите основные функции операционного ядра экономической системы.

17. Какие элементы экономической системы образуют ее стратегический апекс (стратегическую вершину)? Определите круг функциональных обязанностей стратегического апекса экономической системы.

18. Какие элементы экономической системы входят в состав ее административного персонала? Определите круг функциональных обязанностей административного персонала экономической системы.

19. Какие элементы экономической системы входят в состав ее технократического персонала? Перечислите функции технократического персонала экономической системы и укажите, как они согласуются с функциями ее других структурообразующих блоков.

20. Какие элементы образуют блок вспомогательного персонала экономической системы? Опишите функции вспомогательного персонала экономической системы.

21. Перечислите причины децентрализации управления экономической системой.

22. В чем заключается специфика вертикальной и горизонтальной децентрализации управления? Приведите примеры вертикальной и горизонтальной децентрализации управления.

23. Приведите структурную схему процесса принятия решений и дайте ей содержательную интерпретацию.

24. Определите сущностное содержание селективной вертикальной децентрализации принятия решения и приведите се примерь:.

25. Каким образом горизонтальная децентрализация принятия решений в экономической системе связана с координационными механизмами обеспечения ее единства и целенаправленной дсят тсльности?

26. Дайте характеристики централизованной и децентрализованной бюрократии. Приведите примеры.

Тёма рефератов и эссе

? Организационная структура современного вуза.

* Демократия и меритократия: что более приемлемо для современного российского общества.

* Динамика внешней среды и жесткость организационной структуры: как найти ‘золотую середину».

Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.

Эти понятия вошли в письменный английский в начале XIX века, когда политический деятель Франции впервые описал в своей статье существующую централизацию бюрократической власти и усилия граждан на пути к децентрализации государственных функций. В течение XIX и XX вв. идеи свободы и децентрализации достигли своего апогея благодаря политическим движениям анархистов.

В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение. Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.

В рамках системного подхода под децентрализацией следует понимать такую реорганизацию протекающих внутрисистемных процессов, при которой значительная их часть переводится на более низкий уровень иерархии. Другими словами, это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие, менее значимые, организации при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Децентрализация в производстве

На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.

Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы. Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации. В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.

На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.

Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:

  • решения, принимаемые низшими иерархическими структурами, являются более значимыми;
  • выполнение организационных функций происходит в соответствии с принятыми решениями подразделений;
  • контроль из центрального управления за действиями низших иерархических структур достаточно низок.

Большая степень децентрализации на предприятии способствует:

  • увеличению управленческих навыков руководителей;
  • увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
  • самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.

Децентрализация в экономике

Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.

Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.

Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.

Децентрализация в управлении государством

Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.

Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.

Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.

Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.

Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.

Отличия децентрализации от федерации

Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами. Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.

Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.

Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.

Децентрализация может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства. Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно. В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.

Плюсы и минусы децентрализации

Достоинства

  • Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
  • Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
  • Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
  • Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
  • Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
  • Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.

Недостатки

  • Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
  • Дублирование исполняемых функций.
  • Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
  • Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
  • Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.

Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство. Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.

Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.

Добавлено в закладки: 0

Что такое децентрализация? Описание и определение термина

Децентрализация – это реорганизация процессов, которые происходят в иерархических системах, а в ней соответственно ряд процессов переходит на более низкий уровень.

К примеру, применительно к науке управления, децентрализация означает, что управляющий передаёт некоторые полномочия своим подчиненным, предоставляя им большую свободу действий и больше ответственности. Применительно к политологии децентрализация имеет значение рассредоточение части государственной власти, передача ряда полномочий от центрального правительства в регионы.

Децентрализация — передача функций управления от центральных органов власти нижестоящим местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Децентрализация противопоставляется централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация – это процесс расширения и усиления прав и полномочий мест, областей, автономий, республик – субъектов федераций, или нижестоящих органов либо организаций при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Суть децентрализации

Децентрализация – один из возможных и эффективных путей оптимизации управления деятельностью в государстве, обществе, экономике, культуре, и особенно в таких странах, где сложился неоправданно высокий уровень централизации. Программа Мирового Банка или Программа человеческого развития ООН (ПРООН), все эти программы настаивают на том, что децентрализация власти является эффективным орудием экономического развития – благодаря усилению независимости местного самоуправления и повышению его активности, укреплению демократии на местах. Ключевыми понятиями децентрализации управления являются также деконцентрация власти и федеральная власть. Не бывает абсолютно независимых стран. Каждое государство состоит, по крайней мере, из нескольких муниципалитетов, а это и есть децентрализованные единицы власти. При деконцентрации власть передается на места, но не местным властям, а подразделениям центральной власти. Контроль осуществляется дисциплинарными и финансовыми методами. Вообще говоря, деконцентрация на практике может приводить к фактической централизации власти.

Рассмотрим более детально, что значит термин децентрализация.

Децентрализация — это передача (делегирование) прав и определенной ответственности за важные решения на нижние уровни управления предприятием (организацией).

Опыт показывает, что децентрализация облегчает процессы принятия решений и стимулирует инициативу у других, полнее раскрывает потенциальные возможности и скрытые способности сотрудников на нижних уровнях управления а также повышает оперативность самого руководства, приспосабливаемость организации к новым условиям. Как правило, рядовой работник выполняет задание более охотно, с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы самая малая степень действительного контроля над ситуацией.

Децентрализация более эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и особенно если эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Во многих случаях децентрализация управленческих функций становится неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия или организации (например, филиалы) или при необходимости узкой специализации.

Конечно, есть и негативные стороны децентрализации — это постепенное обособление частей (филиалов), что часто ведет к ослаблению контроля и единства в действиях, а также к конфликтам.

Опытные руководители часто и обоснованно опасаются потерять контроль над управляемой системой, а слабые — что появится компетентный неформальный лидер (конкурент), который может затмить своего начальника и подорвать его авторитет.

При децентрализации руководитель должен проявить весь свой организаторский талант и постараться взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, хорошим специалистам своего дела. Но при этом не следует мешать их работе постоянным навязчивым контролем, если они в целом успешно выполняют каждый свои служебные обязанности. Но когда появляется явная угроза срыва запланированных работ или есть обоснованные причины смещения заместителя руководителя при его очевидном несоответствии, руководитель просто обязан вмешаться в работу структурного подразделения (филиала), применив всю полноту своей власти вплоть до замены заместителя собой.

Также в децентрализации большое значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе так называемого баланса власти, что, правда, очень не просто.

В основе любой организационной структуры, независимо от применяющихся критериев оптимальности и действующей системы ограничений, лежит принцип оптимизации, поэтому при децентрализации стоит учесть все нюансы и просчитать возможные последствия.

Мы коротко рассмотрели термин децентрализация, постарались раскрыть его характерные особенности и суть.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Смотреть что такое «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:

  • децентрализация — децентрализация … Орфографический словарь-справочник

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — , децентрализации, жен. (от лат. приставки de от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

  • децентрализация — рассредоточение Словарь русских синонимов. децентрализация сущ., кол во синонимов: 1 • рассредоточение (4) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

  • децентрализация — и, ж. décentralisation f. Противополагается централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Павленков 1911. Немецкий канцлер .. неожиданно является горячим сторонником … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • децентрализация — децентрализация. Произносится и допустимо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — в конституционном праве процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства … Юридический словарь

  • Децентрализация — переход управления от центральных органов власти к местным органам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • децентрализация — ДЕ ЕНТРАЛИЗОВАТЬ , зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что (книжн.). Сделать (делать) менее централизованным, рассредоточить ( чивать). Д. управление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (от лат. de… приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… … Энциклопедия социологии

Преимущества централизации и децентрализации

Таблица 22

Централизация и децентрализация управления

Организационные отношения в фирме во многом определяются степенью централизации и децентрализации управления, обусловленной рядом факторов: спецификой деятельности и отрасли, размером предприятия, стилем управления менеджеров высшего ранга. Централизация управления – сосредоточение власти и полномочий у высшего уровня руководства.

Децентрализация управлениясвязана с делегированием части полномочий нижестоящему уровню управления. Степень централизации определяется по следующим характеристикам:

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления.

2. Важность этих решений.

3. Последствия решений.

4. Количество контроля за работой подчиненных.

Высшее руководство не делегирует общие цели и задачи, стратегическое планирование, формулирование политики, коллективные договоры с профсоюзами, разработку финансовой и бухгалтерской системы, контроль расходов и стратегических планов своих отделений.

Тенденция к децентрализации происходит в сильно диверсифицированных фирмах при расширении номенклатуры продукции, при освоении нового бизнеса, при выходе на международный рынок. В децентрализованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных, оценка деятельности происходит на основе суммарных результатов, уровня прибыльности и роста организации. Решения делегируются по определению цен, разработке видов продукции, маркетингу.

Преимущества централизации

1. Централизация улучшает контроль и координацию специальных независимых функций, снижает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями 2. Сильно централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом 3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знание персонала центрального административного органа

Преимущества децентрализации

1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений 2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе стоит к возникающей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает 3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может использовать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе 4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высокой должности, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей.

Децентрация

Децентрация — способность преодолеть свой эгоцентризм, принять в расчет другие возможные точки зрения (например, видение партнера по общению).

Развитие децентрации способствует развитию личности: ее социализации, формирования ее зрелости, освоения ею позиций восприятия и совершенствования навыков общения. Меньше шаблонов, категоричности, обвинительности, больше понимания партнера и глубины видения предмета.

Научная история вопроса

Децентрация — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже. В работах Пиаже и его последователей децентрация рассматривается главным образом как один из факторов социализации детского мышления. В дальнейшем была показана связь децентрации с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия.

От чего зависит?

От возраста: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости.

От сферы деятельности: на работе и в бизнесе от децентрации люди освобождаются успешнее. В семье и быту мы чаще ведем себя, как дети, и вместо децентрации нередко проявляем эгоцентризм.

Как развивать децентрацию у детей?

​​​​​​​​​​​​​​??

Как развивать децентрацию самостоятельно?

Смотри упражнения «Тотальное ДА», «Вчувствование».

Тренинги, способствующие развитию децентрации

Психологические тренинги действительно очень способствуют умению понимать окружающих, преодолевать свой узкий взгляд на жизнь, людей и обстоятельства.

В Синтоне более всего способствует децентрации тренинг «Мастерство коммуникации».
​​​​​​​

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *