Что такое муниципалитет

Полномочия муниципального района

В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией.

В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.

> См. также

  • Районы России

Формы управления муниципальной собственностью

Значительная часть муниципальной собственности закрепляется за местными муниципальными предприятиями и передается под контроль государственных учреждений. Во всех этих случаях за контролирующим органом закрепляется вещное право или, как его еще называют, право хозяйственного управления. Все нюансы управления муниципальной собственностью закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Муниципальный – это реестр собственности, нуждающийся в контроле со стороны местных властей. Все изменения правового и имущественного положения такой собственности выносятся на основании муниципальных актов. Любое правовое решение, касающееся управления муниципальным имуществом, должно приниматься населением или представительным органом местных властей. Отвечают за выполнение правового акта муниципальные служащие.

Полномочия российских муниципалитетов довольно обширны. Кроме прямого управления недвижимостью, они могут формировать местную политику, привлекать инвестиции, принимать участие в масштабных проектах, направленных на улучшение благосостояния населенного пункта.

В Российской Федерации

В разных странах мира муниципалитетами называют два типа административных единиц:

  • Городские муниципалитеты — административные единицы, включающие в основном территорию (обычно крупного) города и сосуществующие с административными единицами того же уровня, включающими преимущественно сельские районы. В таком случае органами управления обычно являются мэр и городской совет (или муниципальный совет).
  • В некоторых странах муниципалитет является единой административной единицей определённого уровня (обычно 2-го или 3-го), независимо от наличия и количества в нем городов. Во многих из таких стран муниципалитет — наименьшая административная единица, управляемая выборными органами. В таком случае понятие муниципалитет является синонимом понятий община, коммуна и волость и используется в русском языке, лишь если в оригинальном языке используется аналогичное слово.

При этом следует иметь в виду, что в некоторых языках соответствующее слово (например, англ. municipality) является основным словом для передачи административных единиц местного уровня и, в частности, для перевода слов «коммуна» и «община».

В России применяется термин муниципальное образование, что используется как общее слово для тех административных единиц, отличных от субъектов федерации (то есть 2-го или 3-го уровней), в которых существует самоуправление. В некоторых случаях (например, в Ярославле), муниципалитетом называется городской парламент.

На основании статьи 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения.

Функции

Остановочный пункт с элементами бездействия муниципалитета, ространснадзор и прокуратуры

Функции муниципалитетов регулирует Федеральный закон от 06.10.2003 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ на муниципалитет возложена обязанность и ответственность за создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, включая и состояние и обслуживание остановочных пунктов. Государственным надзорным органом является территориальные отделы транспортной инспекции Ространснадзор.

На основании статьи 98 и 84 лесного кодекса на муниципалитет возложена обязанность осуществления муниципального лесного контроля, владение, пользование, распоряжение лесными участками; установление ставок платы и аренды лесных ресурсов; учёт древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, созданий муниципальных лесничеств.

На основании статьи 12 и 13 ФЗ-131 муниципалитет наделен правом инициативы по изменению границ и объединению, разделению муниципальных образований, с учетом мнения населения.

На основании статьи 14.1 и 16.1 ФЗ-131 наделен правом на создание муниципальной пожарной охраны; создания музеев, создание муниципальных образовательных организаций высшего образования; осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев; предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; осуществлять мероприятий в сфере профилактики правонарушений (через специально созданные муниципальные учреждения в сфере охраны общественного порядка). п.9 ст. 16 наделен правом создания муниципальной милиции.

На основании статьи 19 и 17.1 ФЗ-131 муниципалитет наделен отдельными государственными полномочиями, отнесенных к вопросам местного значения, для осуществления органам местного самоуправления муниципального контроля. Среди распространенных отдельных государственных полномочий, является экологический и жилищный муниципальный контроль.

К вопросам местного значения муниципалитета, статьями 15 и 16 ФЗ-131 отнесено:

  • составление и рассмотрение проекта бюджета; (местная администрация — составляет, совет депутатов — утверждает)
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • организация в границах муниципалитета, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий;
  • осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
  • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципалитета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, парковочных мест; (государственный надзор ГИБДД)
  • обеспечение проживающих и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; (государственный надзор Рособрнадзор)
  • создание условий для оказания медицинской помощи населению; (государственный надзор Росздравнадзор)
  • создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
  • организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности;
  • формирование и содержание муниципального архива;
  • участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
  • утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций;
  • присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;
  • участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма (через специально созданные муниципальные учреждения);
  • организация охраны общественного порядка на территории муниципалитета;
  • участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • предоставление служебного помещения для работы участкового полиции;
  • утверждение генеральных планов и правил благоустройства;
  • организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;
  • создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
  • создание условий для массового отдыха жителей муниципалитета;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений
  • осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  • создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);
  • организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
  • оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
  • обеспечение условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения;
  • обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
  • Организация и проведение аукционов в соответствии с требованием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В других странах

В Викисловаре есть статья «муниципалитет»

Муниципалитет является административной единицей следующих стран мира:

2-й уровень

  • Муниципалитеты Азербайджана (азерб. bələdiyyə(lər))
  • Муниципалитеты Анголы (порт. município(s))
  • Муниципалитеты Бразилии (порт. municípios)
  • Муниципалитеты Бермуд (англ. municipalities) — 2 города
  • Муниципалитеты Венесуэлы (исп. municipios)
  • Муниципалитеты Гватемалы (исп. municipios)
  • Муниципалитеты Гондураса (исп. municipios)
  • Муниципалитеты Грузии (груз. მუნიციპალიტეტი)
  • Муниципалитеты Доминиканской Республики (исп. municipios)
  • Городские муниципалитеты Индонезии (индон. kota)
  • Муниципалитеты Камбоджи (кхмер. ក្រុង, кронг) — города
  • Муниципалитеты Эстонии (эст. kohalik omavalitsus) — наименьшая административная единица самоуправления

3-й уровень

  • Муниципалитеты Аргентины (исп. municipio(s))
  • Муниципалитеты Боливии (исп. municipios)
  • Муниципалитеты Зимбабве (англ. municipalities)

4-й уровень

  • Муниципалитеты Испании (исп. municipios)

> Прилагательное

Прилагательное муниципальный применяется к объектам городской собственности также в России, на Украине и других постсоветских странах.

См. также

  • Муниципий
  • Немуниципальная территория
  • Местное самоуправление
  • Муниципальные учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Российский журнал «Муниципалитет»
  • Положение о муниципалитете внутригородского муниципального образования Отрадное в городе Москве
  1. Муниципалитет города Ярославля Архивировано 17 октября 2015 года.
  2. Статья 9.1. Классные чины муниципальных служащих
  3. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
  4. Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
  5. Решение Центрального районного суда г. Хабаровск от 11 сентября 2012 года
  6. Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций
  7. Статья 3.1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
  8. ЛК РФ Статья 98. Муниципальный лесной контроль
  9. ЛК РФ Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений
  10. Статья 12. Изменение границ муниципального образования
  11. Статья 13. Преобразование муниципальных образований
  12. Статья 16.1 Права органов местного самоуправления
  13. Обеспечение правопорядка в общественных местах
  14. Статья 17.1. Муниципальный контроль
  15. Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  16. Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
  17. Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района
  18. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  19. ФЗ-131, статья 17 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  20. Статья 68. Межмуниципальные организации, Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  21. Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований

Это заготовка статьи по государствоведению. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи по географической терминологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

муниципальный

Примеры предложений со словом муниципальный

  • 57 Закона № 94-ФЗ, суд сделал правильный вывод о том, что лицо становится участником размещения заказов с того момента, когда оно в установленном порядке открыто изъявило желание заключить государственный или муниципальный контракт (подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки), а сами по себе ознакомление претендента с документацией в электронном виде (без извещения в той или иной форме заказчика либо уполномоченного органа о своих намерениях, притязаниях) и его обращение в контролирующий орган или суд (сразу, без открытого выражения воли перед этими лицами) не могут рассматриваться как необходимые и достаточные условия для признания жалобы поданной надлежащим субъектом».
  • 2 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
  • В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Все предложения со словом муниципальный

Муниципальные образования понятие и виды

Полный список ответов по Муниципальному праву
Муниципальные образования — это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
Муниципальные образования являются важным элементом политической системы общества, поскольку решают политические, экономические, социальные и иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований.
Основные виды муниципальных образований:
Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;
Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления.
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Полный список ответов по Теории Государства и Права

Чем должным заниматься муниципалитеты?

К вопросам местного значения городского поселения относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

9) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

10) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

12) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

13) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

14) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

15) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

16) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

17) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

18) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

19) формирование архивных фондов поселения;

20) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

21) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

22) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

23) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

24) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

25) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

26) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

27) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

28) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

29) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

32) осуществление муниципального лесного контроля;

33) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;

34) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

35) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

36) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения;

39) участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.

К вопросам местного значения сельского поселения относится ряд вопросов, входящих в компетенцию городского поселения, а именно:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

5) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

6) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

7) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

8) формирование архивных фондов поселения;

9) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения);

10) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

11) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

12) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

13) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Закон субъекта Российской Федерации о закреплении за органами местного самоуправления сельских поселений отдельных вопросов местного значения может распространяться на всю территорию субъекта Российской Федерации либо на отдельные (поименованные в законе) муниципальные районы и (или) сельские поселения. Перечень вопросов местного значения, закрепляемых за сельскими поселениями, может быть единым для всех сельских поселений либо дифференцированным — с составлением отдельных списков вопросов местного значения для двух или нескольких групп сельских поселений.

Закрепление за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения означает автоматический переход к органам местного самоуправления установленных отраслевыми законами полномочий органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

>Чем занимается управа в Москве — где находятся управы

Что такое управа

Управа — это районный уполномоченный орган власти, который подчиняется правительству. Исходя из корня термина можно понять, что управа — значит управлять. В данном случае учреждение занимается исполнением поручений окружной префектуры в определенном районе, в Москве их насчитывается более 120. В каждом округе не менее 5 управ, которые занимаются такими общественными, государственными и социальными вопросами, как:

  1. Охраной окружающей среды, отвечает за землепользование и использование природных ресурсов.
  2. Оказывает защиту населения, организовывает культурные мероприятия.
  3. Информирует население об изменениях в законодательстве, о производственных работах и т.д..
  4. Сотрудничает с военным комиссариатом.
  5. Отвечает за транспорт и связи.

Это лишь небольшая часть, которая возлагается на каждое отдельное учреждение. Деятельность регламентирует N 157-ПП. Управа действует на основании законодательства, применяя ФЗ, Конституцию, Правительственные положения.

Говоря о том, за что отвечает этот орган власти, можно выделить все аспекты жизнедеятельности каждого района. Главная задача — создание и поддержание порядка. Как правило, решает глобальные задачи и проблемы. В качестве примера можно выделить: в магазине продали просроченный товар. Если факт был единичным, то достаточно обратиться в Роспотребнадзор для осуществления проверки. Однако если реализация просрочки приобретает массовый характер — обратиться нужно коллективно в местное отделение управы.

Как выделяют специалисты, такой вид исполнительной власти, эффективно справляется с вверенными задачами. Учреждение находится ближе к народу, поэтому первым должно отреагировать на жалобы жильцов. Каждый месяц учреждение обязано подготовить отчет о проделанной работе, который направляется в префектуру округа. После этого данные помещаются в архив при мэрии. Отследить эффективность того или иного учреждения не составит труда.

Отличается от муниципалитета тем, что подчиняется в первую очередь префектуре и мэрии Москвы. Сегодня в муниципалитете осуществляют деятельно районы депутаты, порой их задачи дублируется, что часто становится предметом для обсуждения. Согласно последним новостям, деятельность управ правительство собирается расширить, оставив депутатам юридическую составляющую — оформление документов, контроль за проектами и т.д.

Задачи и полномочия

Все пункты, которые касаются того, что управа может делать, и какие цели преследует ее создание описаны во 2-ой главе N 157-ПП. Сегодня можно выделить наиболее актуальные моменты:

  1. Организовывает уборку и зачистку вверенных ей территорий района. Сюда относится облагораживание участков, которые принадлежать государству и общественности.
  2. Организовывает санитарные мероприятия по облагораживанию территорий государственных учреждений. Согласовывает с муниципальными зданиями школ, университетов, поликлиник и т.д.
  3. Осуществляет мониторинг и качественную проверку за состоянием улиц.
  4. Полностью контролирует вывоз бытового мусора — это значит, что в полномочия входит оснащение контейнерами и уборочными машинами.
  5. Составляет списки потребностей, которые нужно финансировать. Сюда можно отнести: закупку тех же контейнеров, инструментов, детских площадок, покрытий и так далее.
  6. Изучает предложенные проекты, которые касаются облагораживания зоны. Новая программа «Моя улица», в этом случае жильцы могут создать проект и отдать его на согласование в управу, если он будет соответствовать безопасности и все меры будут соблюдены — можно настаивать на финансировании за счет бюджета района.
  7. Отвечает за готовность к эксплуатации домов, придомовой части, энерго- и теплосетей. Обычно это сезонные проверки и ремонтные работы.
  8. Несет ответственность за дороги и несанкционированные парковки.
  9. Отвечает за надписи на стенах, за сугробы и т.д.

Самое главное: напрямую контролирует деятельность управляющих компании и служб ЖКХ. Задача управы организовать работы, осуществлять проверки земельных участков, ИП, следить за состоянием улиц.

В качестве примера, можно привести довольно распространенную ситуацию, которая находится в зоне ответственности управы: После проведения сезонных работ по устранению течи и прорыва труб, сотрудники лишь зарыли яму землей и покинули место работы. Жильцам остается смотреть на разрушенные дороги, газон, ограду. В случае если через несколько дней ситуация не измениться, направлять жалобу нужно в районную управу. Так как контроль за работой ЖКХ, коммунальщиков, управляющей компанией, дорожной службой — осуществляет именно она. Гражданам не нужно искать виновников обивая пороги, достаточно направить просьбу в управу.

В полномочия управы входит и ходатайство о снятии полномочий с руководителей ведомственных учреждений. Если глава управы посчитает, что трудовая деятельность руководителя управляющей компании и ЖКХ наносит ущерб городу и его жителям, при этом нарушается действующее законодательство, он может направить сопроводительное письмо в префектуру округа. На практике дело набирает оборот, так как подключается прокуратура и вышестоящее правительство. Поэтому в качестве одной из главных задач можно выделить — защита населения и организация благоприятных социальных условий.

Кому подчиняется, и кто может стать главой

Согласно обсуждаемому положению N 157-ПП, а именно 4 и 5 части, решение назначить главой управы принимается только мэром Москвы. На деле это оказалось эффективным по нескольким причинам:

  • чтобы стать главой управы, претенденты проходят жесточайший отбор и проверку их личного дела. Таким образом, управленцем не сможет стать преступник/мошенник;
  • исключается факт коррупции и родства. Управленцем не сможет стать брат/сват/жена — префекта округа, если он не будет компетентным профессионалом.

Говоря о сроке, глава управы может быть назначен как на временной основе, так и на постоянно. В первом случае срок варьируется от 1 до 5 лет, во втором на время руководства мэра. Заместитель назначается на тот же срок, только уже префектом округа, глава управы не может выбрать себе помощников самостоятельно (N 254-ПП). Информация о всех работниках и должностных лицах управы находится в государственном реестре. Даже после ликвидации учреждения, данные хранятся в архиве города Москвы. В обязанности главы:

  1. решение спорных ситуаций между гражданами и органов входящих в юрисдикцию управы;
  2. поощрение сотрудников за качественную работу;
  3. обеспечение сохранности данных и государственной тайны;
  4. согласование проектов с правительством;
  5. осуществляет контроль за деятельностью вверенного ему учреждения.

В конечном итоге, глава управы несет полную ответственность за то, что происходит у него на территории. В его задачи входит обеспечение непрерывной работы всех подведомственных учреждений и поддержание благосостояния граждан.

Если по мнению граждан, руководитель не справляется со своими задачами или нарушает законодательства, они имеют права требовать проведение проверки согласно действующему законодательству. Жалобу на работу управленца составляют коллективно и подают в окружную префектуру или прокуратуру.

В каких случаях управа может помочь

Сфера деятельности управы довольно обширна. Порой жители недооценивают работу учреждения и стараются разрешить споры, конфликты, проблемы самостоятельно. Однако, чтобы орган власти запустил процесс ликвидации угрозы, улучшил дороги и т.д, достаточно корректно составить коллективную жалобу или просьбу.

Если сравнивать работу управы и муниципалитета, можно выделить несколько отличий:

  • финансирование — управа получает деньги непосредственно из казны правительства. Это значит, что глава не сможет отрицательно ответить: «У нас нет финансирования». Для решения таких проблем, как: создание мест отдыха, починка дорог или сетей — будут задействованы всех компетентные органы. Муниципалитет в свою очередь получает деньги из дохода физ лиц (налоги), т.е самих граждан, соответственно, если район новый и только заселяется — бюджет не сформирован и испытывает дефицит.
  • в муниципалитет входят районные депутаты, их юрисдикция ежегодно сокращается, так как правительство не может допустить дублирование обязанностей.

Стоит отметить, что недавно в юрисдикцию управ вошло взаимодействие с судебными приставами. Теперь они должны оказывать содействие с взыскания задолженностей по услугам ЖКХ, алиментов и так далее.

Управа может помочь жителям в следующих случаях:

  1. дети сироты после выпуска из учреждения, где они жили и проходили обучение имеют право на жилье. Получить его можно только если гражданин станет на учет. Постановка осуществляется непосредственно в управе района. Именно этот орган власти в первую очередь регулирует выделение жилой площади согласно очереди и возможностей города (ПП 797);
  2. занимается вопросами опеки и попечительства — актуально в ситуациях при беременности несовершеннолетней, через управу можно ходатайствовать о снижении возраста вступления в брак;
  3. если семья или гражданин проживающий один нуждается в материальной или финансовой помощи — управа должна организовать мероприятия, в ходе которого будет решена проблема;
  4. контролирует вопрос захоронения, а также специально отведенные места — если произошло разорение могилы, поломка памятников и т.д, управа обязана обеспечить качественную охрану;
  5. отвечает за деятельность малого и крупного бизнеса — в некоторых моментах может исполнить функцию потреб надзора. Пример ситуации был приведен выше, когда речь шла о просроченной продукции;
  6. вопросы земли — если сосед устанавливает гараж, а остальные жильцы сомневаются в законности его постройки, они могут обратиться в управу с просьбой провести служебную проверку по этому делу.

Это лишь небольшая часть, когда управа должна участвовать в регулировании конфликтных и проблемных ситуациях. Написать в управу может каждый гражданин, который законно находится на территории страны. Способы обращения: удаленно через сайт или лично посетив учреждение. Заявление/жалоба/просьба составляется в свободной форме. Главный нюанс — подавать нужно в то место, за которым закреплен район. В случае ошибки, письмо будет направленно на актуальные адрес, при этом есть большая вероятность что сроки решения затянуться, также письмо может потеряться.

Еще одним ярким примером, когда ситуация находится в компетенции районной управы — нарушение прав ребенка или жестокое обращение. Если кто-то из жильцов, соседей заметил беспризорного ребенка или стал свидетелем издевательств, он может обратиться в отделение управы. Со стороны учреждения должна быть собрана комиссия и привлечены органы опеки. Защита граждан, также входит в компетенцию управы, об этом стоит помнить.

Почему нужно обращаться напрямую в учреждение, а не искать помощи на форумах и в социальных сетях:

  1. общественные собрания и обсуждения на форумах без участия опытного юриста в 90% оказываются не эффективны;
  2. так как в структурах проходят постоянное сокращение сотрудников — штата порой элементарно не хватает уследить за всем, поэтому даже одна просьба/жалоба может сдвинуть дело с мертвой точки.

Самый эффективный метод — правильно составленное заявление. Не стоит пренебрегать помощью юристов, ведь порой даже простая неосведомленность соотечественников становится причиной затянувшихся сроков рассмотрения.

Куда обращаться

Так как территория Москвы разделилась на 12 главных округов, существует более 125 управ на ее территории. Каждая из управ подчиняется одной из 12 префектур (закон города №13-47). Для чего нужна управа в Москве и где они находятся для обращения выделяется отдельно на сайте Электронная Москва. Именно здесь можно найти актуальный список адресов, используя удобную навигацию. Также можно воспользоваться единой справочной, необходимо в каталоге выбрать — государственные органы, после чего слева нажать на вкладку «Управы и префектуры».

Список актуальных адресов для ознакомления:

Центральный:

  1. Новая Басманная, 37, 1;
  2. Нижняя Красносельская, 5, 7;
  3. проспект Мира, 5, 2.

Северная часть:

  1. Бескудниковский бульвар, 16 А;
  2. 1-й Новоподмосковный переулок, 2/1;
  3. Флотская, 1.

СВАО:

  1. проспект Мира, 104;
  2. Алтуфьевское шоссе, дом 56 А;
  3. Лётчика Бабушкина, 1, 1.

Восточный:

  1. Краснобогатырская, 29, 2;
  2. Вешняковская, 9, корпус 2;
  3. 15-я Парковая, 23 А.

ЮВАО:

  1. Нижегородская улица, 58, 1;
  2. Рязанский проспект, 64, 2;
  3. 2-й квартал Капотня, 7.

ЮАО:

  1. Большая Тульская, 9;
  2. Варшавское шоссе, 10 А;
  3. Болотниковская улица, дом 3, 2;

Юго-заподный:

  1. Профсоюзная, 11/11;
  2. Ленинский пр., 68/10;
  3. улица Кравченко, 8.

Западный:

  1. улица Кубинка, 3, строение 5;
  2. Спортивная, 3 А;
  3. Кутузовский пр., 39.

СЗАО:

  1. Родионовская ул, 16, 3;
  2. Митинская ул, дом 35;
  3. Туристская ул, 29, корпус 1.

Зеленоградский, включая Новомосковск:

  1. 14-й м-н, 1444;
  2. 3-й м-н, 311;
  3. 3-й м-н, 311.

Полный список адресов управ по округам можно узнать: mosopen.ru или по телефону горячей линии 8 (495) 777-77-77 (единая справочная). Также у каждой управы есть официальный сайт, где можно оставить электронное обращение. Инструкция по заполнению обращения присутствует на сайте управы, также можно обратиться в справочную, специалист окажет содействие.

Рекомендации по подаче заявления:

  1. при обращении/жалобе — необходимо соблюдать установленные правила № 59-ФЗ;
  2. при глобальной территориальной проблеме — плохие дороги, улица не оснащена светом и т.д, желательно направлять коллективную жалобу. Составить ее сможет выбранный управляющий, т.е активный житель, который готов представлять дом на безвозмездной основе;
  3. направить в корректную управу, чтобы не ошибиться адресом — желательно заранее ознакомиться с актуальным адресом учреждения.

При возникновении спорной и особо острой ситуации может понадобиться профессиональный юрист. Часто его помощь может пригодиться при спорах с управляющей компании, особенно если речь идет о высоких тарифах обслуживания.

В случае если ситуацию урегулировать на местном уровне не получилось — следует обратиться в префектуру округа. Заявление подается в свободной форме, сделать это может каждый активный гражданин города. Если и в данном случае исполняющая власть проигнорировала проблему — последняя ступень «Жалоба Мэру». Сегодня им является Сергей Собянин, который регулярно чистит ряды не справляющихся префектов.

Управы ближе всего находятся к жителям города. В зоне их ответственности находится создание и поддержания порядка. В первую очередь учреждение должно действовать по закону, при этом принимая во внимание мнение жильцов. За последние несколько лет качество обслуживание выросло в несколько раз за счет активной позиции соотечественников.

Знание иерархии поможет значительно ускорить процесс решения возникшей проблемы. Только в этом случае можно избежать вечного «перенаправления к другим специалистам», вечной потери документов, путаницы и бюрократии.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Понятие и виды муниципальных образований в России

Территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, называется муниципальным образованием.

Муниципальное образование— этопублично-территориальная единица, занимающая часть территории субъекта РФ и обладающая определенными признаками: единой населенной территорией, осуществлением на данной территории местного самоуправления населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, имеющая устав муниципального образования, муниципальную собственность, местный бюджет.

Все муниципальные образования, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, вносятся в государственный реестр муниципальных образований, который ведется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Правила ведения реестра утверждены Правительством РФ. Министерство юстиции РФ разрабатывает и утверждает формы документов и инструкцию о ведении государственного реестра.

Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Документы, представленные для внесения муниципального образования в государственный реестр, содержатся в регистрационном деле этого муниципального образования, являющемся частью государственного реестра. Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными и в месячный срок предоставляются по запросу заинтересованного органа или лица в виде выписки из государственного реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Для внесения муниципального образования в государственный реестр его глава предоставляет в Министерство юстиции РФ: собственноручно подписанное заявление; официальный текст закона субъекта РФ об установлении границ муниципального образования и наделении его статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования; копию устава муниципального образования, официально обнародованного после его государственной регистрации; копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

Министерство юстиции РФ в месячный срок с даты получения вышеуказанных документов: производит необходимую запись в государственном реестре, оформляет и выдает заявителю свидетельство установленного образца о включении муниципального образования в государственный реестр, в случае нарушения порядка представления указанных документов сообщает о выявленных нарушениях заявителю и устанавливает срок для их устранения.

В случае внесения изменений в устав муниципального образования или закон субъекта РФ об установлении границ муниципального образования глава муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня внесения названных изменений представляет в Министерство юстиции РФ соответствующие документы.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» установил следующие виды муниципальных образований:

1) поселения (сельские и городские);

2) муниципальный район;

3) городской округ;

4) внутригородская территория городов федерального значения.

Городские, сельские поселения образуются для решения вопросов поселенческого значения (ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), внутригородские территории — для решения внутригородских вопросов на территории городов — субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург), муниципальные районы — для решения вопросов межпоселенческого значения (ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), городские округа — для решения одновременно вопросов поселенческого и межпоселенческого значения (ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов РФ.

При создании муниципальных образований и выборе их видов учитываются история образования местного сообщества, величина его территории, тип населенных пунктов и их число, численность населения, наличие транспортной и иной инфраструктуры.

Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых осуществляется местное самоуправление.

Необходимо различать термины «населенный пункт» (сельский, городской), т. е. вид административно-территориальной единицы, и «поселение» (сельское, городское), т. е. вид муниципального образования. Несмотря на созвучность, это разные категории. Как уже отмечалось, муниципальное образование в своих границах может совпадать с границами административно-территориальной единицы, а может не совпадать. Одно муниципальное образование может включать в себя несколько административно-территориальных единиц, и наоборот, один населенный пункт может состоять из нескольких муниципальных образований. В первоначальную редакцию закона было внесено дополнение, в соответствии с которым законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований.

Сельское поселение, как правило, включает один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3 000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее
1 000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3 000 человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.

Если сельское поселение включает несколько населенных пунктов, то одно из них с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры наделяется статусом административного центра поселения. Именно в нем должен находиться представительный орган сельского поселения. Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Указанные требования доступности могут в соответствии с законами субъектов РФ не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Городское поселение — это город или поселок, в которых осуществляется местное самоуправление.

При образовании городских или сельских поселений в состав их территории включаются исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Городское поселение также в соответствии с генеральным планом городского поселения может включать территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Межселенной территорией называется территория, находящаяся вне границ поселений.

В состав муниципального района наряду с муниципальными образованиями — городскими, сельскими поселениями, межселенными территориями — могут входить сельские населенные пункты
с численностью населения менее 100 человек, не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями и не входящие
в состав городских, сельских поселений.

Административным центром муниципального района является город, поселок, имеющий статус городского округа и окруженный территорией муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются, как правило, с учетом транспортной до­ступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования доступности могут в соответствии с законами субъектов РФ не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Городским округом является городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им в соответствии
с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

Статус городского округа удобен для крупных городов, приравненных в рамках административно-территориального деления субъектов РФ к административным районам, в частности он рассчитан на административные центры субъектов РФ. Но на практике статусом городских округов наделяются также небольшие города, поселки городского типа — центры административных районов с одновременным включением в состав их территории соответствующих районов. Подобное решение позволяет избежать создания в населенных пунктах, расположенных на территории названных районов, отдельных муниципальных образований, а значит, сэкономить бюджетные средства, но отдаляет муниципальную власть от населения.

Внутригородская территория города федерального значения — это часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

В соответствии с требованиями нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в субъектах РФ принимаются новые законы, развивающие принципиально иной подход федерального законодательства к организации территориальной основы местного самоуправления.

Организация местного самоуправления на некоторых территориях имеет свои особенности.

В соответствии с российским законодательством специальным статусом обладают закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории, а также муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) .

Кроме того, имеются особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Понятие муниципального образования

Муниципальное образование — это территория, в пределах которой граждане реализуют свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

Виды муниципальных образований

В соответствие с ФЗ от 6.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существует пять видов муниципальных образований:

● Городское поселение — город или поселок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Сельское поселение — единичный сельский населенный пункт, или же объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Городской округ — это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Внутригородская территория города федерального значения — это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.

Виды муниципальных образований

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существовало 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах (термин в новой редакции с 1 мая 2019 года после ввода нового вида МО — муниципального округа);
  • внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:

  • городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
  • внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ был введён новый вид муниципальных образований — муниципальный округ, в которые в переходный период до 1 января 2025 года предписано преобразовать те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе, менее двух третей населения которых проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах; тогда как те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе, где более двух третей населения проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах получают (или сохраняют) статус городского округа или внутригородского МО, при этом на территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ:

  • муниципальный округ — несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (термин введён с 1 мая 2019 года и для преобразования подходящих в эту категорию МО в муниципальные округа отводится переходный период до 1 января 2025 года).

Органы государственной власти путем принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских округов, представительный орган района может формироваться только одним способом — путем избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Количество муниципальных образований в России

Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава и статуса муниципальных образований.

Динамика по России в целом

по
состоянию
на
муниципальные образования примечания
всего в том числе по типам
муниципальные
районы
городские округа внутри-
городские
районы
внутри-
городские
территории
городов
федераль-
ного
значения
поселения
всего в том числе с
внутригородским
делением
всего в том числе
городские сельские
1 января 2008 24151 1799 521 236 21595 1734 19861 по данным Росстата
1 января 2009 24161 1810 507 236 21608 1745 19863 по данным Росстата
1 января 2010 23907 1829 512 236 21330 1739 19591 по данным Росстата
1 января 2011 23304 1824 515 236 20729 1733 18996 по данным Росстата
1 января 2012 23118 1821 517 236 20544 1711 18833 по данным Росстата
1 января 2013 23001 1817 518 257 20409 1687 18722 по данным Росстата
1 января 2014 22777 1815 520 257 20185 1660 18525 по данным Росстата
1 января 2015 22923 1823 535 267 20298 1644 18654 по данным Росстата
1 января 2016 22406 1788 563 3 19 267 19769 1592 18177 по данным Росстата
1 января 2017 22327 1784 567 3 19 267 19690 1589 18101 по данным Росстата
1 января 2018 21946 1759 591 3 19 267 19310 1538 17772 по данным Росстата

По субъектам РФ

число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2018 года)
субъект РФ муниципальные образования
всего в том числе по типам
муниципальные
районы
городские округа внутри-
городские
районы
внутри-
городские
территории
городов
федераль-
ного
значения
поселения
всего в том числе с
внутри-
городским
делением
всего в том числе
городские сельские
Российская Федерация 21946 1759 591 3 19 267 19310 1538 17772
Центральный федеральный округ 4489 391 124 146 3828 427 3401
Белгородская область 312 19 3 290 25 265
Брянская область 289 27 6 256 30 226
Владимирская область 127 16 5 106 26 80
Воронежская область 479 31 3 445 28 417
Ивановская область 143 21 6 116 24 92
Калужская область 304 24 2 278 26 252
Костромская область 176 24 6 146 12 134
Курская область 355 28 5 322 27 295
Липецкая область 313 18 2 293 6 287
Московская область 227 16 51 160 66 94
Орловская область 267 24 3 240 17 223
Рязанская область 295 25 4 266 29 237
Смоленская область 257 25 2 230 23 207
Тамбовская область 274 23 7 244 13 231
Тверская область 322 34 9 279 42 237
Тульская область 103 19 7 77 23 54
Ярославская область 100 17 3 80 10 70
г. Москва 146 146
Северо-Западный федеральный округ 1419 146 53 111 1109 207 902
Республика Карелия 126 16 2 108 22 86
Республика Коми 181 14 6 161 14 147
Архангельская область 225 20 8 197 21 176
в т.ч. Ненецкий автономный округ 21 1 1 19 1 18
Архангельская область без АО 204 19 7 178 20 158
Вологодская область 209 26 2 181 22 159
Калининградская область 32 3 19 10 6 4
Ленинградская область 217 17 1 199 65 134
Мурманская область 40 5 12 23 13 10
Новгородская область 142 21 1 120 19 101
Псковская область 136 24 2 110 25 85
г. Санкт-Петербург 111 111
Южный федеральный округ 1983 157 41 10 1775 96 1679
Республика Адыгея 60 7 2 51 3 48
Республика Калмыкия 127 13 1 113 2 111
Республика Крым 279 14 11 254 4 250
Краснодарский край 426 37 7 382 30 352
Астраханская область 143 11 2 130 11 119
Волгоградская область 475 32 6 437 29 408
Ростовская область 463 43 12 408 17 391
г. Севастополь 10 10
Северо-Кавказский федеральный округ 1588 104 40 1 3 1441 29 1412
Республика Дагестан 761 41 10 1 3 707 7 700
Республика Ингушетия 45 4 5 36 36
Кабардино-Балкарская Республика 132 10 3 119 7 112
Карачаево-Черкесская Республика 100 10 2 88 5 83
Республика Северная Осетия-Алания 111 8 1 102 5 97
Чеченская Республика 238 15 2 221 3 218
Ставропольский край 201 16 17 168 2 166
Приволжский федеральный округ 5785 438 86 1 9 5252 333 4919
Республика Башкортостан 895 54 9 832 14 818
Республика Марий Эл 138 14 3 121 16 105
Республика Мордовия 377 22 1 354 16 338
Республика Татарстан 956 43 2 911 39 872
Удмуртская Республика 333 25 5 303 1 302
Чувашская Республика 317 21 5 291 7 284
Пермский край 337 40 8 289 29 260
Кировская область 364 39 6 319 52 267
Нижегородская область 380 38 14 328 53 275
Оренбургская область 489 29 13 447 447
Пензенская область 321 27 3 291 24 267
Самарская область 342 27 10 1 9 296 12 284
Саратовская область 369 38 4 327 39 288
Ульяновская область 167 21 3 143 31 112
Уральский федеральный округ 1348 93 110 1 7 1138 77 1061
Курганская область 458 24 2 432 13 419
Свердловская область 94 5 68 21 5 16
Тюменская область 477 37 24 416 32 384
в т.ч.: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 105 9 13 83 26 57
Ямало-Ненецкий автономный округ 55 7 6 42 6 36
Тюменская область без АО 317 21 5 291 291
Челябинская область 319 27 16 1 7 269 27 242
Сибирский федеральный округ 4058 318 77 3663 243 3420
Республика Алтай 102 10 1 91 91
Республика Бурятия 286 21 2 263 16 247
Республика Тыва 143 17 2 124 4 120
Республика Хакасия 100 8 5 87 4 83
Алтайский край 719 59 10 650 7 643
Забайкальский край 410 31 4 375 45 330
Красноярский край 575 44 17 514 27 487
Иркутская область 464 32 10 422 63 359
Кемеровская область 210 18 16 176 22 154
Новосибирская область 490 30 5 455 26 429
Омская область 424 32 1 391 26 365
Томская область 135 16 4 115 3 112
Дальневосточный федеральный округ 1276 112 60 1104 126 978
Республика Саха (Якутия) 445 34 2 409 47 362
Камчатский край 65 11 3 51 5 46
Приморский край 158 22 12 124 23 101
Хабаровский край 232 17 2 213 23 190
Амурская область 286 20 9 257 15 242
Магаданская область 9 9
Сахалинская область 18 18
Еврейская автономная область 33 5 1 27 10 17
Чукотский автономный округ 30 3 4 23 3 20

> См. также

  • Список муниципальных районов и городских округов России
  • Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)

Примечания

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
  3. 1 2 3 4 5 6 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. 1 2 3 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»
  5. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  6. Государственная Дума внесла понятие «муниципальный округ» в федеральное законодательство
  7. Госдума узаконила муниципальные округа
  8. В России появятся муниципальные округа
  9. В России появятся муниципальные округа
  10. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с. http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5025:2016-05-05-05-18-46&catid=344:-2016&Itemid=38 Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  11. Росстат. База данных показателей муниципальных образований. Характеристика субъектов Российской Федерации по типам муниципальных образований и видам муниципальных учреждений на 1 января 2010 года.
  12. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2011 года.
  13. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2012 года.
  14. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2013 года.
  15. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2014 года.
  16. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2015 года.
  17. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2016 года.
  18. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2017 года.
  19. 1 2 Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2018 года.
    Примечание: Данные Росстата приводят ошибочные данные по числу муниципальных районов в Дагестане: на 1 января 2018 года указано 40, тогда как по сравнению с данными на 1 января 2017 года их было 41 и число это с тех пор не изменялось. Соответственно общее число муниципальных районов в РФ составляет на 1 января 2018 года не 1758, как указано, а 1759.
  20. 1 2 Республика Крым и Севастополь расположены на территории, присоединение которой к России не получило международного признания.

> Ссылки

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований
  • Ассоциация сельских поселений Российской Федерации

Муниципальный совет

  • Муниципальный совет
    • Глава Муниципального образования
    • Депутаты Муниципального совета
    • Структура
    • Нормативные правовые акты Муниципального совета
    • Отчёты
    • Часы приёма граждан
    • Проекты НПА муниципального совета
    • Сведения о доходах
    • Протоколы публичных слушаний
  • Местная администрация
    • Глава Местной администрации
    • Структура, полномочия, вопросы местного значения
    • Нормативные правовые акты Местной администрации
    • Опека и попечительство
    • Муниципальная служба
    • Вакансии
    • Сведения о доходах
    • Часы приёма граждан
  • «СТОП, коррупция!»
    • 1 Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • 2 Антикоррупционная экспертиза
    • 3 Методические материалы
    • 4 Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • 5 Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • 6 Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • 7 Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • 8 Информационные материалы (доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация, пресс-релизы)
  • Бюджет
    • Исполнение бюджета
    • Осуществление закупок
    • Целевые программы
    • Муниципальное имущество
  • ИКМО
    • Финансовые отчеты кандидатов
  • Обращения граждан
    • Обзор обращений
    • Электронная приемная
  • Профилактика безопасности
    • ГО и ЧС
    • Противотеррористическая безопасность
    • Профилактика правонарушений
    • Профилактика ДТП
    • Борьба с наркоманией
    • Скажи курению «Нет!»
  • Административная реформа
    • Административные регламенты
  • Прокуратура информирует
  • Справочная информация
    • Наш округ
    • Наши достижения
    • ГБОУ округа
    • Общественные организации округа
    • Льготы и преимущества многодетным семьям
    • Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга.
  • Комиссии
  • Результаты проверок
    • Общая информация о Контрольно-счетном органе
    • Общая информация об органе внутреннего муниципального финансового контроля
    • План проверок
    • Результаты проверок, выявленные нарушения и принятые меры по их устранению. Информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также проведенных в органе местного самоуправления.
  • Полномочия, вопросы местного значения
  • Трудоустройство несовершеннолетних
  • Бюджет для граждан
    • Твой бюджет
    • Бюджет для граждан на 2018 год
    • Бюджет для граждан на 2017 год
    • Бюджет для граждан на 2019 год
  • Депутат Государственной Думы Катенев В.И.
  • Наркологическая помощь
  • Благоустройство и экология
    • Компенсационное озеленение
    • Охрана окружающей среды
    • Экологическое просвещение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *