Бизнес в образовании

Бондаренко О.В.

Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. Первое недоразумение — что инновация и новшество (новация) — это одно и то же; второе — что инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) — также одно и то же, тогда — это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация — это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.

Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения — как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в разных видах общности людей.

Далее — это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.

И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза .

В педагогике развития — это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.

В образовательной практике — это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.

Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.

Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:

● на уровне отдельного педагога — это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

● на уровне руководителя образовательной структуры — это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

● на уровне управления в образовании — это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;

● на уровне политики в образовании — это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно — аналитическое обеспечение учебного процесса и управление

качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения — система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий

в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений

● портфолио – отчет

● портфолио – самооценка

● портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться:

● отбирать и оценивать информацию

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь

● планировать свою деятельность

● давать оценки и самооценки

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.

Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

● новый тип или новая форма общественной практики.

Приведем лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из истории отечественного образования:

● источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;

● инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;

● технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;

● инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

● новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

В заключение спросим себя — есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отметим три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.

В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего — это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.

В системе профессионального образования и профессионального развития:

● это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;

● это формирование психологической грамотности, шире — психологической культуры педагогического труда;

● это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.

В области образовательной политики:

● это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.

Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем

● в контроле, в оценке результатов

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования

● в области развития определенных способностей учеников и педагогов,

● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей

3.По области педагогического применения

● в учебном процессе

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса

● в коллективном обучении (личностно-ориентированно)

— в индивидуальной, фронтальной, групповой форме

● в семейном обучении

5. По функциональным возможностям

● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.)

6. По способам осуществления

● систематические

7. По масштабности распространения

● на международном уровне

● в школе

● на федеральном уровне

8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения

● системные,охватывающие всю школу или весь вуз как образовательную систему

9. По социально-педагогической значимости

● в образовательных учреждениях любого типа

10. По признаку инновационного потенциала

● комбинаторные

● нововведения

11. По отношению к своему предшественнику

● замещающим

● открывающим

Инновационный потенциал образовательного учреждения

определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:

  1. Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа

● Направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся

● Интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности

● Решение важных педагогических задач:

— создать эмоционально-комфортную образовательную среду

— поддерживать высокую учебную мотивацию школьников

— поощрять их активность и самостоятельность

— расширять возможности обучения и самообучения

— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся

— формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

— развивать коммуникативные умения и навыки

— информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута

  1. Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения

● Изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования

● Форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования

● Портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории

● Активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой)

  1. Ресурсные возможности образовательного учреждения

● Систематическая работа по повышению квалификации учителей

● Опыт создания электронного портфолио

● Сетевое компьютерное оснащение кабинетов (3 компьютерных класса, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть)

● Методическое обеспечение курса

— рабочая папка

— официальные бланки портфолио (приложение к аттестату 9 класса)

-рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио))

— диагностические материалы

— таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»

— памятки и инструкции для учащихся

— методические рекомендации по ведению портфолио

— примерные варианты занятий с учащимися

  1. Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития

● Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения

● Построение образовательного рейтинга выпускников 9-ых классов

● Оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов

  1. оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста

● ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание

(применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни)

● Накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист»

  1. первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям

● Внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений

● Проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки

● Реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса

— перенос педагогического акцента с оценки на самооценку

— у учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт

— неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения

По всем позициям в статье приведен анализ конкретного образовательного учреждения (ГОУ гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга)

Библиография:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984
  2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (23) – 2010. – с.148-150
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». — 2003
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. — 2010
  5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
  6. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. — № 5. – 2010. – с.185-191
  7. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009

Содержание

Ключевые идеи в современном образовании

Ключевые идеи в современном образовании

«Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога»

Л.С. Выготский

Развивающемуся российскому обществу 21 века нужны:

— современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

— самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,

— прогнозировать их возможные последствия,

— способные к сотрудничеству,

— отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,

— обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

1. Задачи современного образования:

Школа выполняет социальный заказ общества: готовит детей к самостоятельности, к становлению как социально — ориентированная личность.

Личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком предполагает принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональной отзывчивости к другим, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект.

Социальные требования к системе образования:

— необходимость подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой;

— развитие процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем;

— вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность.

Средства достижения установленных требований:

— использование новых технологий, необходимых для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель- партнёр;

— инновационные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

2. Отличительные черты современного образования:

— усиление ориентации на личностное развитие каждого ученика;

— возникновение и реализация новых типов учебных заведений;

— создание авторских программ;

— обогащение форм и методов воспитания;

— направленность на решение проблемы социального потенциала общества,

— преодоление «одномерности» мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухоты, отчуждения от мира и себя.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования предполагают:

— развитие интегративных качеств детей;

— равнозначное внимание результатам обучения и его воспитательным возможностям;

— признание развивающего обучения, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности;

— необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний.

Требования к современному учителю (новые Стандарты)

Во-первых, это профессионал, который•демонстрирует универсальные и предметные способы действий•инициирует действия учащихся•консультирует и корректирует их действия•находит способы включения в работу каждого ученика•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Учитель – профессионал:

-Четко и точно формулирует задания.

-Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

-Не повторяет задание два раза.

-Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

-Не повторяет то, что уже сказали ученики.

-Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

-Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Ключевые профессиональные компетенции педагога:

эмоциональная, коммуникативная, психолого-педагогическая, праксиологическая.

Любой ученик воспринимается как ценность, для него создаются образовательные условия, соответствующие его потребностям и возможностям. Педагог имманентно (внутренне) готов к встрече с любым учеником, к мобилизации и поиску педагогических ресурсов для успешного обучения.

ЦЕЛЬ ФГОС: СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, основной результат которого — развитие личности.

3. Основные организационные формы обучения

ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

-индивидуальная;

-парная;

-групповая;

-коллективная;

-фронтальная.

ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

-вводное занятие;

-занятие по углублению и совершенствованию ЗУН;

-практическое занятие;

-занятие по обобщению и систематизации знаний;

-занятие по контролю ЗУН;

-комбинированная форма организации занятия.

ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

-урок (бинарный, урок-путешествие, урок-погружение в новую тему с применением ИКТ);

-игра;

-семинар;

-лекция;

-конференция;

-самостоятельная работа;

-экскурсия;

-лабораторная работа;

-психодрама;

-факультативные занятия и другие формы.

4. Основные типы уроков:

Урок — сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, звено хорошо продуманной системы работы учителя, на котором решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

1.Урок освоения новых знаний

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

5. Методические принципы инновационного урока :

Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

В соответствии с новыми стандартами, необходимо:

— усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира;

— продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Комментарии 5

Данные бизнес-идеи будут особенно полезны педагогам, разрывающимся между желанием работать с детьми и необходимостью зарабатывать достойные деньги, что, к сожалению, в рамках нынешней государственной системы образования практически невозможно.

Как обучать детей иностранным языкам? Как считают учёные-лингвисты – в ходе повседневного воспитания, то есть – ненавязчиво. (Этот совет – обучать не навязчиво, а в ходе игры или повседневной деятельности, впрочем, можно отнести и к любой другой образовательной задаче). Конечно, вряд ли Вы научите так уж «ненавязчиво» работать ребёнка на токарном станке или вязать сложные узоры на спицах или ездить верхом на лошади. Но иностранные языки – это дело вообще другое. Язык – это жизнь, и постигать его нужно так, как постигают самую жизнь, как дышат, ходят, бегают – язык, (в том числе и иностранный) нужно осваивать как часть свободной естественной жизни, без напряжения, без нудного «теоретического» часа высиживания за партой, от которой только болят плечи.

Ну хорошо – с родителями понятно. Им организовать игровое пространство для своего ребёнка – раз плюнуть. А что делать педагогам, которые по традиции прикованы к этим самым неудобным партам, а потому заведомо в проигрыше?

Предприниматели (чей мировой опыт организации бизнеса на педагогических идеях мы вам передаём) нашли выход из этой трудной ситуации. Они организовали такие курсы языков, где обучение проходит в естественных жизненных условиях. Вот два из них:

  1. Язык легче всего изучается тогда, когда ты практикуешься в каком-нибудь профессиональном навыке и попутно узнаёшь новые фразы и слова нужного тебе языка.
  2. А ещё язык запоминается тогда, когда ты общаешься с его носителями в повседневных ситуациях, например, за обеденным столом.

Этот принцип лёг в основу методики обучения иностранным языкам Парижского центра иностранных языков. Программа называется – Baby-speaking.

В принципе, эта педагогическая идея бизнеса – не нова. Представители высших классов в 19 веке (к примеру) приглашали в дом гувернанток-носительниц языка – немок, англичанок и француженок (а также гувернёров-мужчин для воспитания мальчиков). Общаясь с детьми каждый день, те обучали их иностранному языку без усилий и без книг, которые в то время было «выписать» труднее, чем «выписать» живого гувернёра.

Фишка этой педагогической бизнес-идеи в том, что она, не создав ничего нового, по сути возродила давно и прочно позабытое старое, поставив его на современные бизнес-рельсы.

***

А как ещё ненавязчиво можно обучить своего ребёнка чему-то полезному? Еще один интересный пример как педагогические идеи помогли организовать реальный бизнес.

Как известно, дети хотят быть как взрослые. Например, дети обожают получать письма. Вот… только им-то никто ничего не пишет, как тому полковнику…

и от этого (и ещё от многого другого, что есть у взрослых, но нет у детей) дети чувствуют себя ущербными.

Одна канадская мамочка, по имени Шерри Ли Прессман, создала очень простой бизнес – специальная почтовая служба отправляет детям открытки раз в месяц, если вы, родители, подпишетесь на годовую подписку. Эта же служба поздравит ребёнка с днём рождения и с Рождеством. Ваш ребёнок сразу ощутит себя большим, взрослым, значимым. Ему тоже приходит корреспонденция, на его собственное имя!

Ну а что же содержат эти открытки? Для чего их собственно рассылать?

Дело в том, что каждая такая открытка представляет собой яркую «страничку» из детской энциклопедии. В ней есть познавательная мини-статья и изображение. Рассылки сгруппированы по темам – чем интересуется ваш ребёнок, на то вы и подписываетесь. Хотите – на военную технику, хотите – на динозавров.

Фишка этой педагогической идеи в том, что она удовлетворяет ещё одну потребность и страсть – коллекционирование. То есть, вариант – беспроигрышный. Да и сами родители довольны – ребёнок с радостью ждёт чуда (лично ему адресованное письмо) и поэтому с энтузиазмом впитывает ту познавательную информацию, которую предоставляет ему открытка. В высшей степени педагогично…

***

Продолжая тему педагогических идей в бизнесе, посмотрим чем занимаются в образовательном центре Apple Tree Tutoring.

Предпринимательница Лиза Росс из американского поселения Ладер Ранч решила, что всем «неуспевающим», отстающим ученикам её небольшого городка лучше ходить к репетиторам в одно-единственное чётко обозначенное на карте место – в центр Apple Tree Tutoring.

Странная мотивация этой педагогической идеи – Лиза полагает (изучив рынок), что родителям отстающих бегать со своими чадами к репетиторам (или наоборот, самим репетиторам бегать на дом к детям) это хлопотно, неудобно и «нелогистично». И Лиза решила собрать их всех вместе. При этом она дала работу тем учителям, которые остались не у дел во время кризиса, то есть, попросту говоря – безработным учителям.

В этот центр ходят как школьники, так и совсем малыши – готовиться к школе. С трёх лет почти все дети занимаются в одном-единственном центре города, где их учат рисовать, читать, развивают интеллект, а потом уже подтягивают по предметам.

Странная педагогическая бизнес-идея на фоне того, что все наоборот, пытаются разукрупниться. Наверное, нужно знать особенности города Ладер Ранч, чтобы понять в чём же всё-таки заключается актуальность и значимость этого бизнес-начинания – собрать всех под одну крышу…

***

Но ещё больше своей культурной разницей с нами поражают, как всегда, японцы.

Они тоже (как и предприниматели из предыдущего обзора педагогических идей) придумали – как учить иностранные языки весело. И сделали это, как всегда, опираясь на собственные традиции, пусть и относительно новые – про такие в книге Овчинникова «Ветка сакуры» вы не прочтёте.

А дело в том, что современная массовая культура в Японии опирается на культ «звёзд». «Звёзды» есть, конечно, и у нас, например, та же леди Гага. Но в Японии это уж поистине культ. Японцы обожают исключительно своих местных поп-идолов, рождающихся пачками, благодаря телевизионным шоу и насыщенной ночной клубной жизни. Вечеринки со звёздами в ночных клубах Японии – это обыденность данной страны. (Почитайте Рю Мураками). Звёзды учат кулинарии, звёзды ведут ток-шоу… предприниматели из Японии решили: а почему бы звёздам не учить иностранным языкам, и именно в формате ночного пати?

Сказано – сделано. Теперь за 2 тысячи иен (22 доллара) в академии языка дают ночные уроки японского и английского (два как бы национальных языка Страны восходящего солнца). Стоимость напитков – включена в вечеринку-пати.

Учить язык в этой академии можно не только ночью, но и днём, за партой, однако именно ночные шоу со звёздами и привлекают массовый студенческий поток к этому заведению.

***

Примерно по такому же пути (привлечь звёзд) пошла и нью-йоркская академия – Академик Earth, еще один пример бизнеса на педагогических идеях.

Только к чтению своих видеолекций они привлекают не сомнительных поп-звёзд, а звёзд от науки и образования.

А что ещё делать бедным профессорам, академикам и доцентам лучших вузов, имеющим серьёзные публикации?

Не брать же взятки, тем самым поправляя свой скупой академический бюджет?

Бизнес на Западе подходит к проблеме «как заработать денег» весьма цивилизованно и красиво. Лучших преподавателей собирают в студии, где те читают свои лучшие лекции под видеозапись. Ну а потом уже диски расходятся как горячие блины – учиться люди любят.

Только у нас почему-то подобные начинания всегда проводятся в рамках какого-нибудь некоммерческого гуманитарного проекта ОГИ да крутятся потом исключительно на канале «Культура».

Видеолекции, о которых мы ведём речь, снабжены подкастами и всей той обязаловкой, которую требуют при составлении академического курса лекций – вопросами, темами для самостоятельного изучения, списком обязательной и рекомендуемой литературы, вопросами к экзамену и прочая, прочая…

В общем, полный учебно-методический комплекс дисциплины… Вот только (обращаю внимание) – читают лекции не какие-нибудь заштатные доценты захудалых вузов, а звёзды лучших и известных на весь мир североамериканских университетов.

***

Немного не нова (и всё-таки ещё до сих пор непривычна) педагогическая идея – учить детей с малых лет заниматься бизнесом и повышать их финансовую грамотность в специальных закрытых лагерях на манер скаутских.

Только принцип скаутского лагеря был – оставить ребёнка наедине с живой природой, чтобы он научился в ней выживать, а принцип «Финансового лагеря» состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни в финансовых джунглях мегаполиса.

Используются всё те же схемы, что и в настольных играх про деньги – искусственные денежные знаки, покупание понарошку невсамделишных товаров, типа инвестиции, типа банкротства, типа успех…

295 долларов за пятидневный курс – куда включено ещё и проживание на территории лагеря с питанием, прогулками и встречами с успешными бизнесменами…

Организатор сего проекта – компания Financially Free, из Пенсильвании и финансовый консультант Наоми Шахтер.

В лагере учат сберегать (что актуально для нас всех), инвестировать, а также быть богатым независимо от того кто ты – наёмный работник или бизнесмен-одиночка.

И теперь немного о грустном. Ох уж мне эти опять «гендерные расклады»…

А ещё (кроме прочего интересного) в лагере учат девочек тому, что «в современном мире им придётся кормить себя и своих детей – самим, потому что схема «Девочка должна лишь удачно выйти замуж, а деньги зарабатывают мужчины» уже (типа) устарела». Хочется спросить: где устарела? Приведи, поставь сюда…

Именно для этого в данном американском лагере группы составляются не только по возрастному (малыши – отдельно) признаку, но и по гендерному – отдельно девчачьи группы, отдельно – мальчишеские. Организаторы проекта так прямо и говорят: это для того, чтобы промывать мозги девочкам отдельно, более усиленно и по особой программе. А то они, мол, в силу своего пола всё ещё верят в прекрасного принца, который сделает их хозяйкой в своём доме, а нам этого не надо.

В принципе, эта наука идёт современным американским девочкам впрок и рано или поздно они начинают-таки кормить себя сами. Но вот насчёт «своих детей»… Знаете, что-то как-то не получается. Чтобы кормить своих детей (а не одно чадо, рождённое в сорок лет) нужен папа и вообще семья по старой схеме.

Оттого, наверное, сторонники равноправия полов и импортируют себе детей из стран третьего мира, где пахнет не равноправием полов, а здоровым потом, кровью, пролитой в неполиткорректных мужских драках и чесночным ароматом пряной традиционной кухни…

***

Продолжаем тему педагогических идей и развития предпринимательских навыков у детей.

Проект Biz in a Boxx, разработанный бизнес-вумен Мелиссой Роуз, представляет собой комплект, в который включены: рабочая тетрадь, визитные карточки, книга счетов или гроссбух.

Стоимость продукта – от 40 до 60 долларов.

Мелисса опробовала данную игру сначала на своей дочери-подростке, и та уже организовала своё собственное агентство нянь, в котором трудятся четыре её подружки.

Эта «настольная игра» учит детей правильному отношению к деньгам в первую очередь. Хотя, по нашему мнению и опыту, кто-то из детей уже прямо таки рождается с этим умением, а кого-то не научить обращаться с деньгами всю их жизнь.

Скорее всего этот продукт послужит самым приятным развлечением для тех, кто уже сам в три года требует у кассира сдачу в 30 копеек, высчитав всё в уме…

Ну что ж, кому-то набор «Юный химик», кому-то шахматы, а кому-то и изобретение Мелиссы Роуз сгодится в качестве подарка.

***

Радует, что педагогические идеи в бизнесе бывают связаны не только с бизнесом. Вот как раз кстати, о наборе «Юный химик».

Наши западные коллеги придумали и внедрили новый бизнес-продукт, построенный вокруг хорошей педагогической идеи. Они открыли лагерь юных изобретателей. Программа лагеря изобретателей была создана в сотрудничестве с ведомством США по патентам и товарным знакам .

Здесь развивают интерес к точным и естественным наукам – эдакий мини-Хогвартс. Только вместо волшебства, придуманного Джоан Роулинг, волшебство, придуманное самой матушкой-Природой, волшебство именуемое – физические законы Вселенной…

Боб Паркер, основатель «Лагеря изобретателей», сам создавший цифровой термометр, и автор ещё целого ряда изобретений в области тепловых технологий, говорит: «Главная наша задача – это заинтересовать детей фундаментальной наукой и показать, как это весело и интересно».

И это не просто развлечение-каприз дядюшки-филантропа. Это – настоящий государственный бизнес. Лагерь заключил уже более 1500 партнёрских соглашений со школами почти в 49 штатах. В одном только 2010 году более 70 000 детей приняли участие в программе лагеря..

***

А мы продолжаем тему необычных педагогических идей в бизнесе.

На сей раз опять – лагерь. Как Вы уже наверное поняли – организация тематического детского лагеря – это тот беспроигрышный шаблон, по которому можно построить не один десяток оригинальных и успешных образовательных бизнес-проектов.

В этот раз предприниматели придумали лагерь с … детективным уклоном.

Этот лагерь называется Stockton CSI (CSI – сокращение от английского «Crime Scene Investigation» – расследование преступлений). Лагерь назван в честь американского сериала о детективах – CSI. В России он выходил под названием «C.S.I.: Место преступления».

Проект вышел под руководством Колледжа Ричарда Стоктона, что находится в Нью-Джерси (The Richard Stockton College of New Jersey).

Этот бизнес-проект затеян с целью привлечь внимание подростков с тягой к расследованиям и криминалистике.

Теперь юные любители детективов знают, где провести лето.

***

И напоследок – самое вкусное. Мы расскажем Вам о наверное самом необычном проекте в сфере педагогических идей, задействованных в реальном бизнесе.

Этот проект напоминает уже не столько лагерь, сколько дисней-ленд.

Реализовывая свои детские мечты, мексиканец Хавьер Лопес Анкона в 1999 году создал беспрецедентный «город детей» – Кидзанию. О ней и пойдёт речь. «Кинзании» уже успешно функционируют кроме родной Мексики – в Японии, в Китае. На очереди открытие парка в ОАЭ и Португалии.

Кидзания – это город без взрослых. Там малыши получают на входе идентификационный браслет и сумму в местной валюте – кидзо. Эти «деньги» можно тратить на аттракционы и развлечения внутри парка. А когда запас «наличности» иссякает, приходится «поработать». Для этого детям выдают спецуниформу и соответствующие орудия труда. В Кидзании функционируют: свой игрушечный банк, свой «понарошку» салон красоты, пожарная станция, магазины и множество других столь привлекательных для детей всего мира «работ».

Когда работа надоедает – её можно сменить.

Как дети не устраивают гвалт и дефолт одновременно – непонятно. Для того, чтобы уточнить принципы организации этого развлечения Вам, скорее всего, придётся самостоятельно погуглить об этом. Но ведь получить эту информацию – стоит того, особенно для тех, кто всерьёз думает о продвижении своих педагогических идей в сфере реального бизнеса.

Предпринимательство в образовательном учреждении

Действительное российское законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений их учредителем из принадлежащих им собственных средств, а так же за счет бюджетных ассигнований и поступлений из внебюджетных фондов органов государственного управления.

Вместе с тем Закон Российской Федерации «Об образовании» и изданные на его основе, регламентирующие документы поощряют деятельность самих образовательных учреждений, направленную на привлечение или дополнительное финансирование ресурсов. И это в настоящее время представляется вполне естественным.

С одной стороны расширение диапазона экономической самостоятельности образовательных учреждений вытекает из самой логики осуществляемых в отрасли реформ. С другой — это просто требование сегодняшней экономики.

В условиях кризиса и резкого снижения уровня финансирования всей социально-культурной сферы поиск и привлечение дополнительных источников поступления денежных средств приобретает для образовательных учреждений чрезвычайное значение.

Закон Российской Федерации «Об образовании» представляет образовательным учреждениям два основных направления привлечения собственных финансовых ресурсов. Первое связано с оказанием потребителю платных образовательных услуг, второе — предпринимательское поведение или так называемая предпринимательская деятельность. И если в работе по первому направлению у образовательных учреждений, как правило, нет особых проблем, так как уже имеются определенные знания или опыт, то развитие предпринимательства для большинства из них — совершенно новая сфера деятельности.

К настоящему времени общеобразовательные школы уже имеют опыт в предпринимательстве. Располагая достаточной производственной базой, школы развивают швейное производство, выпускают хозяйственный инвентарь, простейшие столярные и слесарные инструменты, сельскохозяйственные орудия и инвентарь, игрушки, оборудование для детских площадок. Спрос на эти товары довольно большой, а конкуренция практически отсутствует.

При очевидной неразвитости сферы досуга определенные средства образовательные учреждения могут заработать, развивая такие виды деятельности как прокат кино и видеофильмов, организация дискотек, молодежных клубов и клубов по интересам.

Образовательные учреждения могут сдавать в аренду часть своих помещений или имеющиеся у них автотранспорт.

Возможно, и оказание образовательными учреждениями посреднических услуг коммерческим структурам следует, однако, нужно учитывать что, при осуществлении своей предпринимательской деятельности образовательные учреждения приравниваются к предпринимателям и попадают под соответствующее законодательство Российской Федерации. В частности, они в полном объеме платя предусмотренные законом налоги, поэтому, прежде чем приступать к развертыванию того или иного вида предпринимательства, следует тщательно просчитать его возможную доходность.

Успешность внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений во многом зависит от правильности выбора организационных форм ее проведения. И здесь у школ имеется достаточно широкий спектр решения.

Если объем работы в целом невелик и не намечается его сколько-нибудь существенного увеличения, «производство» дополнительных услуг в организационном плане целесообразнее всего осуществлять на основе трудовых соглашений с непосредственно занятыми работниками.

В тех случаях, когда внебюджетная деятельность значительна, а главное имеются долговременные перспективы ее развития предпочтительнее создание в школе специального структурного подразделение.

Так, в качестве структурных подразделений школ нередко выступают различные подсобные хозяйства, учебно-производственные мастерские, производящие товарную продукцию, так как в рамках учебной программы не предусмотрено производство товарной продукции, то практически все производство в школьных мастерских рассматривается органами налоговой инспекции как предпринимательская деятельность.

Образовательным учреждениям проводить через свои структурные подразделения в основном деятельность, связанную с производством товаров, промышленных и сельскохозяйственных приспособлений, так как здесь, при направлении части дохода на нужды непосредственно школы. Имеется возможность снизить суммы, выплачиваемые в виде налогов, которыми облагается предпринимательская деятельность. Однако зачастую дополнительную экономическую деятельность в образовании целесообразно проводить через специально создаваемые с участием образовательных учреждений новые организационные структуры, товарищества, общества и кооперативы.

В «Положении о временном трудоустройстве несовершеннолетних» отмечается, что основной задачей является приобщение детей к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности. На организуемом школьном предприятии учащиеся смогут на практике применить приобретенные знания, умения и навыки, кроме этого получат возможность заработать, что немаловажно в нынешней экономической ситуации. Исходя из этого, если комитетом образования будет положительно рассмотрен вопрос о создании на базе школы мастерской по бисероплетению, то это принесет только положительные результаты, а школа будет иметь все потенциальные возможности не только для осуществления предпринимательской деятельности, но и для экономического образования детей.

В данном случае бисер как материал выбран не случайно. Бисерные материалы доступны (цена, наличие), не требуют для обработки сложного оборудования и технологий, школьная мастерская обеспечена всем необходимым для производства изделий из бисера, располагает соответствующими площадями для размещения материалов и готовой продукции.

За несколько лет обучения в кружке бисероплетения (3 года) учащиеся получают определенные знания, умения и навыки работы с материалом и инструментами, поэтому продукцией мастерской могут стать изделия из бисера, требующие на изготовление небольшого количества времени, материала, простоты изготовления и способные занять нишу на рынке товаров.

В настоящее время очень популярны украшения: женщины во все времена стремились украсить себя. Потребитель хотел бы иметь украшения для каждого определенного случая (рождения, свадьбы, крестин, повседневного использования) гармонично сочетающегося с нарядом, соответствующего его (потребителя) требованиям, вкусам и моде. Современный мир купается в бисере. Следуя народным традициям многие мастера, создают украшения, но не утруждают себя созданием новых форм и образов, предпочитая работать по удобным для них шаблонам. Поэтому готовые комплекты, гарнитуры не всегда могут гармонировать с одеждой потребителя, а уж тем более стать его неотъемлемой частью.

Из вышесказанного следует, что наиболее рациональным решением для организации на базе школы мастерской — является мастерская бисероплетения, работающая также по индивидуальным заказам. В которой дети смогут не только изготавливать эксклюзивные изделия, выражая творческий потенциал, но и приобщаться к предпринимательской деятельности. Наблюдать за динамикой спроса и предложения на их продукцию, вступать в борьбу с конкурентами, влиять на политику ценообразования.

Следует заметить, что спрос на изделие зависит не только от заинтересованности покупателей, потому что покупатель не всегда может себе позволить дорогие украшения из драгоценных металлов и камней и, поэтому, как альтернативу выберет эксклюзивные изделия из бисера, но также и от успешной рекламной компании и ценовой политики предприятия.

При разработке ценовой политики следует исходить из следующих факторов: постоянный рост стоимости товаров, ограниченный выпуск изделий, способность выпускать продукцию высокого качества.

Так же возможны варианты проведения рекламы таких изделий. Например, через издания периодической местной печати, заказ «бегущей строки» на кабельном телевидении, размещение рекламных буклетов, в магазинах торгующих бижутерией, участие в выставках, конкурсах, ярмарках.

Доказательство умеренной стоимости продукции из бисера, изготавливаемой учащимися в мастерской, соразмерной затратам, способной конкурировать на рынке данного товара, приведено в следующем параграфе на примере комплекта бисерных украшений «Розовая фантазия».

Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Л. Рубцова,

доцент кафедры экономической теории и экономического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук rubslep@mail.ru

В статье проанализированы правовая основа предпринимательской деятельности образовательных организаций и основные подходы к содержанию и видам предпринимательской деятельности в сфере образования в современной России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность, коммерческая деятельность в сфере образования, предпринимательский университет

УДК 37.01 ББК 65.49

Предпринимательская деятельность является важнейшей чертой современной экономки. Основными её характеристиками являются: инициативность, самостоятельность, систематичность, новаторство, риск. Цель такой деятельности — получение прибыли. В настоящее время в России предпринимательство развивается в различных сферах, имея в каждой сфере свои особенности.

Целью данного исследования является анализ особенностей предпринимательства в сфере образования. Эти особенности связаны, прежде всего, с тем, что образование относится к отраслям социальной сферы. Образовательные организации создаются в основном, как некоммерческие организации и получение прибыли не может выступать целью их деятельности, в т.ч. и предпринимательской. В то же время, в условиях ограничения бюджетного финансирования, бюджетные образовательные организации вынуждены находить различные виды деятельности, которые приносят им доход. Внедрение рыночных принципов в работу образовательных организаций позволяет снижать бюджетные расходы по их содержанию, обеспечивать развитие качества и объема оказываемых услуг. Расширяется самостоятельность образовательных организаций. Конкуренция побуждает повышать качество образования, внедрять различные инновации. Это обуславливает необходимость предпринимательской деятельности в образовательных организациях, которая становится необходимым условием их развития, повышения конкурентоспособности, улучшения материально-технической базы, увеличения заработной платы педагогов и сотрудников.

Правовая основа. Правовые возможности для предпринимательской деятельности образовательных организаций обозначены в Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об образовании в Российской Федерации». Однако понятие такой деятельности законодательством чётко не определено. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» нет понятия предпринимательской деятельности образовательной организации, как нет и понятия «приносящая доход деятельность», не обозначены и виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться в сфере образования. В главе «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» речь идёт о более широких аспектах деятельности образовательных организаций, чем предпринимательская деятельность. Осуществление образования за счет средств физических и юридических лиц рассматривается в качестве одного из видов экономической деятельности в образовании. Для него установлены определённые правила . Законодательство предоставляет право образовательным организациям самостоятельно определять виды платных образовательных услуг, но они должны быть зафиксированы в уставе образовательной организации прямым перечислением.

В настоящее время большинство образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, созданы в форме учреждений (государственных, муниципальных, частных),

иногда используется такая форма как автономная некоммерческая организация. Образовательные организации функционируют как некоммерческие организации. Некоммерческая организация согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях» может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, постольку это служит достижению целей, ради которых она создана . Критерии соответствия предпринимательской деятельности уставным целям для некоммерческих организаций законодательно не определены. В данном законе встречаются понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность», поэтому возникает вопрос о дифференциации этих понятий. В то же время по своей сути приносящая доход деятельность является предпринимательской, т.к. её осуществление связано с активным стремлением образовательной организации занять свои позиции на рынке образовательных услуг .

Согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение указанных учреждений . При этом бюджетное финансирование не зависит от доходов учреждения, полученных в рамках приносящей доход деятельности.

В качестве основной цели деятельности образовательных организаций выступает образовательная деятельность по реализации различных образовательных программ. Можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность образовательных организаций должна служить образовательной деятельности. Следует отметить, что образовательная деятельность невозможна без выполнения целого ряда дополнительных видов деятельности, таких как, управление учреждением, материально-техническое и хозяйственное обеспечение, бухгалтерское обслуживание и др. Если обратиться к уставам образовательных организаций, то можно увидеть, что там перечислен немалый перечень видов деятельности, приносящей доход. Возникает вопрос о соответствии их целям образовательной организации. На наш взгляд, было бы целесообразно законодательно определить понятие и виды предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься образовательная организация. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что нужна правовая доработка законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере образования, с учетом всех особенностей данной сферы .

Таким образом, чёткие границы предпринимательства в сфере образования законодательством не определены. Необходимо отметить, что свобода предпринимательской деятельности образовательных организаций ограничена.

Помимо организаций образовательную деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели. Образова-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тельную деятельность, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, можно рассматривать как предпринимательскую. Законодательство допускает возможность ведения образовательной деятельности как непосредственно индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением педагогических работников. При этом закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет особые требования к осуществлению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности .

Прибыль от предпринимательской деятельности. Целью предпринимательской деятельности, как известно, является получение прибыли. В предпринимательской деятельности в сфере образования нельзя рассчитывать на получение большой прибыли. Некоторые исследователи считают, что предпринимательство в сфере образования относится к одному из видов социального предпринимательства . Социальное предпринимательство не предполагает высокой рентабельности и поэтому является не очень привлекательным. Для образовательной организации целью предпринимательской деятельности выступает получение средств, которые используются для развития данной организации. Полученная прибыль не может распределяться между учредителями образовательной организации, а направляется на реализацию целей, зафиксированных в её уставе.

Средства, получаемые за счёт предпринимательской деятельности, направляются на:

• выплату заработной платы привлекаемым для выполнения работ и оказания услуг педагогам и сотрудникам образовательной организации;

• ремонт помещений;

• приобретение оборудования, инструментов и материалов для обеспечения учебного процесса;

• покупку научной и учебно-методической литературы;

• организацию различных мероприятий по вопросам совершенствования образования, в том числе семинаров и конференций.

Содержание и виды предпринимательской деятельности в сфере образования. Существуют разные подходы к определению содержания предпринимательской деятельности в сфере образования. На наш взгляд, неправильно сводить предпринимательскую деятельность образовательной организации только к одному из способов дополнительного финансирования. Такой подход представляется слишком узким, т.к. предпринимательская деятельность в образовательной сфере многогранна.

Деятельность образовательной организации можно разделить на предпринимательскую деятельность по:

• форме, понимая ее как в определенной степени самостоятельную, соответствующую уставу образовательной организации и не запрещенную законом деятельность с целью получения прибыли для обеспечения образовательного процесса.

• содержанию, определяя ее как хозяйственную деятельность, направленную на повышение качества образовательных услуг в результате управления эффективностью использования ресурсов .

Такой подход к предпринимательской деятельности образовательной организации представляется вполне оправданным. Тем более, что и сущность предпринимательства можно рассматривать с различных сторон.

На наш взгляд, правильно рассматривать вместе с предпринимательской и инновационную деятельность образовательных организаций. Основу современного подхода к исследованию предпринимательства заложил австрийский экономист йозеф Шумпетер, обосновавший представления об инновационной деятельности как основной характеристике предпринимательства . Инновационная деятельность основана на поиске и реализации новых идей. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения. Следует отметить, что в концепции предпринимательского университета присутствует инновационная составляющая. Раскрывая смысл понятия «предпринимательский университет», исследователи делают

акцент на новаторском содержании деятельности менеджмента, его ориентации на постоянный поиск, активизацию, развитие и рациональное использование ресурсов .

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Предпринимательская функция университета, в свою очередь, реализуется через такие показатели, как:

• генерация малых инновационных предприятий и предпринимателей;

• развитие предпринимательских образовательных программ для студентов и сотрудников;

• трансфер знаний (патентов, технологий и т.д.);

• получение патентов;

• публикация совместных статей с сотрудниками предприятий .

Организация коммерциализации научно-исследовательской деятельности может рассматриваться как направление предпринимательской деятельности университета. В последние годы много внимания уделялось малым инновационным предприятиям (МИП), которые создавались при вузах в целях коммерциализации результатов научно-интеллектуальной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов. Одним из ключевых факторов успеха при создании субъектов малого предпринимательства на базе вузов является ресурсоёмкость систем высшего образования. Ресурсы вуза обеспечивают снижение управленческих и финансовых рисков на всех этапах создания и работы МИПа, по сравнению с «независимым» предпринимательством, при этом подструктуры вузов, например, бизнес-инкубаторы становятся средой развития предпринимательства, значительно повышающей конкурентоспособность своих резидентов . Однако, на практике создание и развитие МИПов встретило много трудностей, и в 2016-2017 гг. рост МИПов затормозился .

Кроме предоставления платных образовательных услуг, предпринимательская деятельность университета организуется в таких направлениях, как проведение научно-исследовательских и проектных работ по хозяйственным договорам, просветительская деятельность, издательская деятельность и др.

Предпринимательская деятельность университета реализуется в инновационной инфраструктуре: технопарках, бизнес-инкубаторах, молодёжных инновационных центрах (МИЦ). Целью МИЦ выступает развитие инновационного предпринимательства среди студентов, аспирантов и молодых преподавателей, содействие в реализации предпринимательских инициатив посредством оказания информационной, методической и консультационной поддержки.

Таким образом, на практике предпринимательская деятельность университета тесно связана с инновационной.

Вполне оправдано в предпринимательской деятельности образовательной организации выделять образовательные услуги и иную деятельность, приносящую доход . Основным видом предпринимательской деятельности в образовании является предоставление разного рода платных образовательных услуг, например реализация различных образовательных программ. Предоставление в аренду помещений, услуги общежитий и т.п. можно рассматривать как иную деятельность, приносящую доход образовательной организации.

На наш взгляд, следует разделять предпринимательскую деятельность частных образовательных организаций и государственных. Представляется, что у частных образовательных организаций больше возможностей для предпринимательской деятельности, т.к. меньше ограничений.

Выводы. Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере образования имеет свои особенности. Понятие такой деятельности законодательством чётко не определено, но свобода предпринимательской деятельности в сфере образования имеет ограничения. Предпринимательство в сфере образования достаточно многообразно. Существуют разные подходы к определению его содержания и классификации. На практике предпринимательская деятельность университетов тесно связана с инновационной, а инновационная деятельность является необходимым условием и определяющим фактором предпринимательства в сфере образования.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017). . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3b8eaaf84b59c73761e963046f96813d5 5b45d9b/ (дата обращения 12.09.17)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/6435040c38bb1f7667a3151d7470eb0be25c36cd/ (дата обращения: 12.09.17).

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях». . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/ (дата обращения: 12.09.17).

4. Постановление правительства российской федерации от 15 августа 2013 г. № 706. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // http://base.garant.ru/70436460/ (дата обращения: 12.09.17).

5. Авилкина С.В., Леонтьева Л.С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды //Российское предпринимательство. — 2017. — Т.18. — № 3. — С. 427-437.

6. Балашов А.Е. Предпринимательская деятельность в сфере образования. . Режим доступа: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24407574_33926522.pdf (дата обращения: 12.09.17).

7. Василенко Н.В., Линьков А.Я. Экономика образования: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 413 с.

8. Волошина Т.А. Предпринимательство в образовании: Учебное пособие. Ч.1. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. — 56 с.

9. Дьяков И.И Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект. . Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2016_12_12.pdf (дата обращения: 12.09.17).

10. Ивинский Д.В., Чепурова И.Ф. Предпринимательская деятельность вуза как элемент рыночной экономики // Социально-экономические явления и процессы. — 2014 — № 3 (061). — С.31-36.

11. Сюбарева И.Ф. Унификация понятий в сфере экономической деятельности в образовании: правовой аспект // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2014. — Вып.3. — С. 137-142.

12. Каменских М.А. Исследование концепции предпринимательского университета и институциональных факторов его деятельности // Вестник УрФу. Сер. Экономика и управление. — 2016. — Т.15. — №3. — С.420-433. . Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26525761_21829202.pdf (дата обращения: 12.09.17).

13. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. — М.: Экомо, 2007. — 864 с.

15. https://mip.extech.ru/index.php — сайт ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». Учёт и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. (дата обращения: 12.09.17).

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании, который проводят Институт образования ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию — «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», — говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании, подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

Кулинарная школа

При наличии мастерства в поварском деле задумайтесь об организации кулинарных курсов. Перед тем, как снимать помещение и закупать какое-то оборудование, надо задуматься о стратегии продвижения. Для начала можно дать несколько мастер-классов в антикафе, чтобы получить опыт работы с аудиторией и обратную связь, обзавестись первыми клиентами и сделать хорошие фотографии.

Читать руководство по открытию кулинарной школы

20.02.2018

9484 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 307854 раз.

Как заработать на своем авто. 10 реальных бизнес-идей

Если у вас есть личный автомобиль и желание заработать – этого достаточно, чтобы начать свой бизнес в формате самозанятости. Вот 10 идей, для реализации которых нужно минимум денег и времени.

Таиланд «по-русски»: 10 идей для открытия бизнеса в Таиланде

Таиланд – страна с благоприятным климатом и бизнес-возможностями. Пока одни приезжают сюда отдыхать, кто-то пытается открыть свой бизнес. Как русские зарабатывают в Таиланде?

В стиле стритфуда: 15 бизнес-идей по продаже уличной еды

Стритфуд — это перспективный бизнес, который требует минимум вложений, быстро окупается и активно развивается даже в условиях кризиса. В статье мы собрали 15 идей, как открыть точку стритфуда.

Готовимся к лету: 10 прибыльных идей сезонного бизнеса

Настоящий предприниматель сможет заработать на всем. Даже на времени года. Сезонный бизнес – идеальный вариант для студентов и тех, кто ищет временный заработок. Минимум подготовки, максимум отдачи.

15 видов малого бизнеса с самой высокой наценкой на товар

Какие виды малого бизнеса могут похвастать наибольшими наценками? В этой подборке мы собрали 15 направлений, где маржа может достигать 300%, 1000% и даже 4000%.

Своими руками. 10 видов рукоделия, на которых можно хорошо зарабатывать

Развитие социальных сетей и возможность выхода на иностранных клиентов позволяет делать домашний бизнес любым талантливым людям, умеющим работать руками. Какие направления стоят наибольшего внимания?

Бизнес связанный с детьми: 17 прибыльных идей

Детский бизнес – идеальный вариант для начинающего предпринимателя. Минимальные вложения, гос. поддержка и быстрая окупаемость – вот неполный список плюсов этой индустрии.

Свой бизнес в деревне: 19 идей для бизнеса

Стать успешным предпринимателем можно не только в городе. Огромное количество перспектив и возможностей есть и в деревне. Самое главное – уметь видеть их и грамотно использовать.

Студенческий бизнес: 14 бизнес-идей

Многие задаются вопросом, как студенту начать свое дело. В этой статье мы собрали 14 идей для предпринимателей, которые еще получают образование.

25 видов бизнеса для спортсменов

Если у вас за плечами есть опыт спортсмена, ваш опыт и связи могут помочь вам в организации своего бизнеса в спортивной или околоспортивной сфере. В этой подборке — 25 видов бизнесов для спортсменов.

35 суровых бизнесов для настоящих мужчин

В некоторые виды бизнеса женщинам путь заказан: заправляют в них исключительно мужчины. В этой подборке вы найдете 35 видов бизнеса для настоящих бруталов.

25 бизнес-идей для маленького города

Какой бизнес можно открыть в маленьком городе с минимальными вложениями? В этой подборке вы найдете 25 идей для своего дела в небольших населенных пунктах, а также подробные руководства по запуску.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Сохранить

Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Запомнить статью

Вы можете сохранить данную страницу при помощи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *