Автономная, что значит?

Автономность

Автономность — это характеристика высокоорганизованных (технических, биологических, социальных и других) систем (см. Система), согласно которой функционирование и поведение таких систем определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешней среды и других систем. Автономность систем подразумевает наличие у них имманентных собственных закономерностей существования и развития, их действие по внутренним основаниям и побуждениям, по законам функционирования своей внутренней организации, а также обусловленное этим состояние саморегулируемости. Соответственно этому и строится система базовых понятий, выражающих идею автономности.

При характеристике автономных биологических (живых) систем первостепенное значение приобретает проблема внутренней активности при их функционировании и поведении. Эта внутренняя активность — наиболее важное и исходное начало в понимании живого. Её отмечали и зачастую абсолютизировали все естественнонаучные и философские направления, стремившиеся раскрыть тайны живого. Например, витализм провозглашал наличие особой «жизненной силы» (энтелехии, психеи, археи) у живых систем, определяющей их особенности; проблема активности ныне рассматривается и на уровне микрофизики. Раскрытие природы активности составляет одну из наиболее важных задач науки, при этом в современных исследованиях выделяются два аспекта — энергетический (физический) и информационный (сигнальный). Активность систем опирается на их энергетику, на способность аккумулировать и освобождать значительные количества энергии. Вопросы энергетики живого ныне активно рассматриваются в рамках биофизических исследований. Информационный аспект касается вопросов управления, то есть взаимодействия структурных начал в организации живого.

Идея активности предполагает наличие внутренней динамики и самодетерминации функционирования и поведения систем. В этом смысле, приложения идеи автономности к социальным процессам привели к представлениям о свободе как условии и предпосылке развития общества и человека к выдвижению этического принципа автономности: «Автономность есть основание достоинства человека и всякого разумного естества» (Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 1. — М., 1994. С. 278). В целом, понятие автономности в социальных науках фиксирует в своём содержании феномен дистанцирования индивидуума от социального контекста.

В процессе развития человека выделяются определённые этапы исторического становления автономности как социального феномена:

  1. Исходное выделение человека из природы (автономность социума или нулевой цикл формирования автономности) и индивида из рода (индивидуальная автономность или собственно автономность).
  2. Формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии, основанной на имплицитной идее автономности (стоицизм в античной Греции, буддизм в Древней Индии и другие). Уже на этом этапе конституирования автономности может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной и западной культур: если на Востоке автономность мыслится как дистанцирование от социального контекста в условиях растворённости человека в природных (космических) циклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен автономности конституируется в экстремальном своём варианте — автономность как тотальное противостояние внешней среде. Вместе с тем, на данном этапе принцип автономности не конституирован в качестве эксплицитно сформулированного идеала, — напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности, общине.
  3. Оформление в рамках христианской традиции (особенно после «Исповеди» Августина) не только идеалов, но и техник глубинной интроспекции и морально-психологической рефлексии, культивирование интеллектуального самоанализа. Христианство, в целом, существенно сдвигает культурные акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей автономности в плане отношения к наличному социальному контексту. Интерпретация последнего в свете презумпции Второго Пришествия предполагает перенесёние аксиологических акцентов (при осмыслении феномена социальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задаёт в христианстве парадигму автономности как радикального дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий. Согласно позиции Тертуллиана, христиане есть «одиночные частные лица», признающие над собой лишь «божественную Божью власть», — именно в раннем христианстве закладываются эксплицитно конституированные идейные основы автономности индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): «для нас нет дел более чужих, чем дела государственные», и «для всех только одно государство — мир» (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традиционной культуре культ выступал именно в функции регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности. В целом, христианство формирует культурную ориентацию на автономность, понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацию на нездешнее: «быть в мире, но не от мира сего». Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономности в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира.
  4. Новый импульс развитию культурного идеала автономности был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию «культуры зрения», или визуальной культуры, фундированной презумпцией автономности «собственного видения», «личной точки зрения», «индивидуального взгляда на вещи» (в противоположность суггестивно ориентированной традиционной «культуре слуха»). Глобальная интеграция человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрация принадлежности к виртуальной группе; неизменно обречённые на неудачу модернизационные попытки реанимации экстатических техник переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Э. Фроммом в работе «Иметь или быть?»). Платой за автономность индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной автономностью точки зрения, так и в социально артикулированной автономностью частной жизни, оказывается утрата чувства общности, последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традиционного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицитному осмыслению). Однако конституирование идеи автономности в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчёта субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная автономность выступают абсолютным мерилом ценностного пространства.
  5. В XX веке понятие автономности было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традиции, а именно — в концепции экспертократии, которая к концу XX века сменяет собой концепцию технократии. Концепция экспертократии отличается от последней тем, что, органично включая в своё содержание идеи гуманизации и гуманитаризации культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенции в обществе. По оценке А. У. Гоулднера, интеллигенция выступает в социальной системе в качестве «значимого маргинала». Концепция экспертократии базируется на теории «нового класса», под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но является прямо пропорциональным интеллектуально-творческому потенциалу. В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт — специалист-учёный. И если неоконсервативное направление концепции экспертократии фокусирует внимание на интерпретации интеллигенции в качестве класса («класс экспертов»), объединённого общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен), то радикальное направление данной концепции акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенциал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенция как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенциалом, но и «культурой критического дискурса». Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацию всех значимых для участников коммуникации её аспектов. Это создаёт своего рода коммуникационную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном её протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатации, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, — он просто дистанцируется, освобождая место для «коммуникационного пространства» (Гоулднер). В радикальном направлении концепции экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникационных аспектов дискурса на социально-критические. По мнению Гоулднера, дискурс принципиально идеологичен, поскольку автономность является как целью, так и способом существования интеллигенции как «нового класса», а дискурс выступает средством её, автономности, достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцирован от нормативной социальной структуры, а с другой — критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей социальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения автономности интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретации наличной социальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозиции. Более того, в случае если социальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сопротивление автономизации), он выступает специальным целеположенным объектом деструкции — во имя всё той же возможности автономности. Подобная, казалось бы, маргинальная позиция интеллигенции как субъекта автономности на деле оказывается социально акцентированной и доминирующей, а решающее значение «критической свободной мысли интеллектуалов» (Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой фактически оказывается автономность интеллектуалов.

Автономность — обладание автономией, независимость от чего-либо.

  • Автономность (в системах связанного регулирования) — независимость какой-либо одной из управляемых величин от изменений остальных управляемых величин.
  • Автономность корабля — предел продолжительности нахождения корабля в море.
  • Автономность (политология) — разновидность, дифференцированность и относительная независимость политических институтов.

Автономный может означать:

  • Автономный DSL (англ.)русск., цифровую абонентскую линию без аналоговой телефонной службы; также известную как голый DSL (англ.)русск..
  • Автономное дополнение, которое не требует оригинальной игры для того, чтобы пользоваться новым контентом.
  • Автономный инвертор — инвертор, который преобразует постоянный ток в переменный ток независимо от электрической сети.
  • Автономную сеть или Интранет — компьютерную сеть, которая использует технологию Интернет-протокола в рамках организации.
  • Автономную оболочку (англ.)русск. — оболочка Unix, предназначенную для восстановления системы после сбоев.
  • Автономные электростанции — система обеспечения объекта электричеством без доступа к общей сети.
  • Автономный сиквел — продолжение в той же вымышленной вселенной, но имеющие мало ссылок (или не имеющее вовсе) на произведения предшественники.
  • Автономный блог — блог, программное обеспечение и содержимое которого находится под управлением его владельца, а не третьих лиц.
  • Автономное программное обеспечение (значения)

В Викисловаре есть статья «автономность»

.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

Урок 18
Добровольная автономия человека в природной среде

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определённой целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Наиболее доступным и распространённым видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью во времени, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее 6 дней, протяжённость маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяжённость не менее 300 км.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции — норвежская и британская. Цель экспедиций — впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт — морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчёт позволил отряду Амундсена избежать на своём пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершён в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определённым Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже — 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту — сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

Француз Ален Бомбар, будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясён тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не по причине утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать её. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе содержится почти всё, в чём нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать её или просто выдавить из неё лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания.

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабжённой парусом, провёл в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счёт того, что он добывал в море.

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведённая с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней надежды.

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил Фёдор Конюхов в 2002 г.: он пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут. и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 сут.

Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Фёдор Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счёту свыше сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и воехождений и 1000 сут. одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест — полюс высоты, мыс Горн — полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Фёдора Конюхова — это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды.

Проверьте себя

Какую цель преследовал Ален Бомбар, проведя 60 дней в автономном пребывании в океане? Добился ли он, на ваш взгляд, желаемых результатов? (При ответе можно использовать книгу французского писателя Ж. Блона «Великий час океанов» или книгу самого А. Бомбара «За бортом»)

После уроков

Прочитайте (например, в книгах Ж. Блона «Великий час океанов» или «География. Энциклопедия для детей») описание экспедиций Руаля Амундсена и Роберта Скотта к Южному полюсу. Ответьте на вопрос: почему экспедиция Амундсена прошла успешно, а Скотта закончилась трагически? Ответ запишите в виде сообщения в дневнике безопасности.

Найдите с помощью Интернета (например, на сайте Фёдора Конюхова) или в библиотеке материалы об одном из последних рекордов Фёдора Конюхова и ответьте на вопрос: какие качества Фёдора Конюхова вы считаете наиболее привлекательными? Подготовьте небольшое сообщение на эту тему.

Предмет и метод правового регулирования.

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право. Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

  1. Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

  2. Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

  1. Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

  2. Юридическое положение участников правоотношений.

  3. Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

  4. Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

  1. Метод автономии, который применяется главным образом в сфере частного права.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.

Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений

  1. Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

  2. Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав. Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

  3. Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения. Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

  1. Авторитарный метод, который применяется в сфере публичного права.

Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой – авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования. Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором – под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

  1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

  2. На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

  3. Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

  4. Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом – кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.

автономия

Значения в других словарях

  1. АВТОНОМИЯ — АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia — самоуправление) — англ. autonomy; нем. Autonomie. Самостоятельность, определяемость к.-л. явления его внутренними законами (в противоположность гетерономии). Социологический словарь
  2. автономия — -и, ж. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Демократическое государство должно признавать автономию разных областей, особенно областей и округов с разным национальным составом населения. Малый академический словарь
  3. автономия — Автономии, ж. (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев. Большой словарь иностранных слов
  4. Автономия — (греч.), т. е. самозаконие, — индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); в смысле юридическом это есть право, предоставляемое единениям, сословиям… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. АВТОНОМИЯ — АВТОНОМИЯ (греч. autos — сам и nomos — закон) — наличие у объекта или явления имманентных собственных закономерностей существования и развития. Можно говорить об А. органической жизни по отношению к неорганической, об этической А., т.е. Новейший философский словарь
  6. автономия — орф. автономия, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. автономия — автономия I ж. 1. Закрепленное конституцией право какой-либо части государства самостоятельно осуществлять определённые функции власти и управления. 2. Право учреждений или ведомств на самоуправление. II… Толковый словарь Ефремовой
  8. АВТОНОМИЯ — (от греч. autos — cam nomos — закон) самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений. Экономический словарь терминов
  9. автономия — АВТОНОМИЯ, и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-н. части государства; самоуправление. Федеративная а. Толковый словарь Ожегова
  10. Автономия — (от греческого autonomía — независимость) право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. Большая советская энциклопедия
  11. АВТОНОМИЯ — (от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда… Большой психологический словарь
  12. АВТОНОМИЯ — АВТОНОМИЯ — 1) в конституцинном праве — право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией. 2) Самостоятельность какого-либо научного или учебного учреждения — напр., университетская автономия. Большой энциклопедический словарь
  13. автономия — См. автограф Толковый словарь Даля
  14. автономия — сущ., кол-во синонимов: 5 гомруль 2 независимость 29 самоуправление 10 суверенитет 4 суверенность 6 Словарь синонимов русского языка
  15. автономия — АВТОНОМИЯ -и; ж. . 1. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Добиться автономии. Получить автономию. Толковый словарь Кузнецова
  16. автономия — Автономия, автономии, автономии, автономий, автономии, автономиям, автономию, автономии, автономией, автономиею, автономиями, автономии, автономиях Грамматический словарь Зализняка
  17. автономия — АВТОН’ОМИЯ, автономии, ·жен. (·греч. autonomia) (·книж. ). 1. Самоуправление; право какой-нибудь области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (неол., ·редк. ). Толковый словарь Ушакова
  18. автономия — (греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право этнической, расовой, языковой. Религиозной или территориальной общности самостоятельно решать внутренние вопросы, закрепленное общегосударственной конституцией или другими правовыми нормами. Этнографический словарь

Виды автономии этнических групп

Дадим определение каждому из видов:

  1. Территориальная автономия – это определенная степень самостоятельности либо всех, либо подавляющей части территориальных образований государства вне зависимости от состава его населения. При создании национально-территориальных автономий учитываются этнические, бытовые и прочие особенности групп населения, которые проживают компактно.
  2. Национально-территориальная автономия является разновидностью территориальной, представляя собой один из вариантов решения национального вопроса. Одной из разновидностей как первого, так и второго вида является автономный округ. По своей структуре и численности автономные округа являются небольшими и многонациональными. Особенностью их правовой системы является то, что каждый субъект, кроме собственного устава, вправе иметь также и именной специальный федеральный закон. Он принимается в том случае, если в этом возникает необходимость. При этом нужно учитывать, что вхождение автономного округа или области в состав края или области не влечет за собой изменения их конституционно-правовой природы в качестве российских субъектов.
  3. Национально-культурной автономией является предоставление национальным меньшинствам, которые не составляют в населении страны значительных компактных групп, прав и возможностей для использования присущих им традиций языка, культуры, религии и других. Это в полной мере относится также и к группам, которые являются разрозненными и живут вперемешку с прочими этническими группами.

Полезные советы

В качестве советов в такой ситуации специалистами по выживанию предлагаются следующие:

  1. Прежде всего, при возникновении панического настроения необходимо заставить себя успокоиться и заняться оценкой обстановки.
  2. Далее нужно определить, какие факторы являются наиболее опасными для жизни и здоровья.
  3. Следует сделать попытку найти из создавшейся ситуации наиболее оптимальные пути выхода.
  4. Далее нужно постараться определиться с местонахождением и оценить собственные возможности с учетом имеющихся условий.
  5. Необходимо принять решение – ждать помощи на месте или же отправиться к людям.
  6. После принятия решения необходимо приступить к его выполнению. При этом нужно рационально распределять силы, ставить перед собой посильные задачи в продолжение определенных временных промежутков.
  7. Встретившись с неожиданными препятствиями, не стоит спешить, нужно постараться найти такой способ их преодоления, который является наименее рискованным.

На протяжении всего периода вынужденной автономии нужно стремиться не впасть в панику, а напротив, победить страх, установить контроль над эмоциями и действиями. Необходимо помнить, что у того человека, который может сохранить самообладание, больше шансов на успешный выход из экстремальной ситуации.

История термина

Изначально автономией в эпоху античности называлось право греческих полисов управляться собственными законами и считаться независимыми государствами, признанное в 397 году до н. э. так называемым Акталкидовым миром — между Персидским царём Артаксерксом II и спартанским военачальником Анталкидом — относительно всех городов европейской Греции. По этому договору греческие города в Малой Азии и на Кипре переходили под управление персидского царя, а полисы греческого архипелага признавали персидского монарха лишь третейским судьёй в своих спорах, в остальном руководствуясь собственным законодательством. Позднее древние римляне, в ходе Македонских войн, сохраняли эти условия для присоединявшихся к Риму греческих полисов, но уже под контролем римской администрации — наместников. Впоследствии за автономиями римляне признавали и право чеканить свою монету, только без изображения главы государства — суверена. В целом, автономия в Древнем Риме была суженным вариантом права на самоуправление, даровавшееся под названием «элефтерия» (от греч. «свобода»).

Психология

Парный термин автономии-гетерономии в психологии и детском психоанализе был введён Жаном Пиаже для разграничения между гетерономией детей и автономией взрослых. По механике действия он основан на контрасте между инфантильной зависимостью и несамостоятельностью детей с одной стороны, и видимой независимостью (или стремлением к независимости) взрослых. Одновременно Пиаже указал на теснейшую взаимосвязь и взаимоперетекание автономии и гетерономии. Например, невротическая зависимость (гетерономия) — указывает на болезненное состояние, при котором взрослый человек, который (по внутренней ренте) должен быть автономным, при этом чувствует себя — гетерономным, то есть зависимым.

В 1963 году следом за Пиаже Эрик Эриксон ввёл сложный термин: «автономия против стыда и сомнения» — для наиболее точного и подробного обозначения второй из своих восьми сформулированных «стадий жизни человека». Приблизительным образом указанная стадия соответствует анальной стадии классической теории психоанализа, при которой (практически буквальным образом) контроль сфинктера означает — достижение автономии.

Государство и право

В правовом понимании, автономия — это право, предоставляемое объединениям, сословиям, корпорациям, руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Теорией государственного управления выделяется самоуправление — реализация децентрализации государственной власти в форме закрепления в нормативно-правовой форме за административно-территориальными единицам государства прав по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением — равноправием всех административно-территориальных единиц — автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные — в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, — и национальные — в реализации особых прав этнических групп.

В средние века были распространены самые обширные и разнообразные автономии. Но и теперь признается автономия общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до конца XIX — начала XX автономию династических родов и дворян-землевладельцев, в той степени, в которой она не противоречит государственному устройству и не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы, выдел дочерей и т. п.).

Университетская автономия

Основная статья: Автономия высшего учебного заведения

Автономия — одно из важнейших прав классических университетов. Возникла одновременно с рождением университетов в средневековой Европе (XI—XII вв.). Первоначальное понимание университетской автономии (или «академических свобод») означало судебный иммунитет университетской корпорации относительно светской и духовной властей, то есть неподсудность её членов (профессоров и студентов) любым иным судам, кроме университетского. К средневековым корпоративным правам университетов также относились права самоуправления: выборы каждым факультетом декана из числа своих профессоров, выборы проректора (почётную должность ректора, как правило, занимал высочайший покровитель университета из числа титулованной знати), право самостоятельного пополнения корпорации через выборы новых профессоров. Эти права сохранялись в большинстве европейских университетов до рубежа XVIII—XIX вв.

В результате реформ начала XIX века университетами было утрачено большинство их корпоративных прав, но вместе с тем в политике ряда государственных деятелей (в частности Вильгелма фон Гумбольдта в Пруссии) подчёркивалось право «автономии науки», свобод преподавания, обучения и научных исследований, которые составляли основные принципы организации классических университетов.

автономность

Смотреть что такое «автономность» в других словарях:

  • Автономность — обладание автономией, независимость от чего либо. Автономность (в системах связанного регулирования) независимость какой либо одной из управляемых величин от изменений остальных управляемых величин Автономность корабля предел… … Википедия

  • АВТОНОМНОСТЬ — АВТОНОМНОСТЬ (от греч. αυτός сам, ?όμος ηакон; самоуправление) характеристика высокоорганизованных, прежде всего живых и социальных, систем, означающая, что функционирование и поведение таких систем определяется их внутренними основаниями и… … Философская энциклопедия

  • автономность — бесконтрольность, независимость, самостоятельность Словарь русских синонимов. автономность сущ., кол во синонимов: 3 • бесконтрольность (5) • … Словарь синонимов

  • автономность — и, ж. autonome. Обособленность, самоуправляемость. Церковная автономность. Карташев 2 449. Они <корабли> отличались высокой автономностью, могли брать запас угля до 2500 тон и запасы расходных материалов, рассчитанных на пребывание в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • автономность — АВТОНОМНЫЙ, ая, ое; мен, мна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • автономность — Время в течение, которого аккумулятор должен обеспечивать энергоснабжение. Тематики источники тока химические EN autonomy … Справочник технического переводчика

  • АВТОНОМНОСТЬ — одно из важнейших свойств, выражающееся в способности ВВСТ функционировать независимо, без помощи каких либо вспомогательных внешних систем (источников энергии, средств управления, обеспечения и снабжения и т.п.). Автономность ВВСТ обеспечивается … Война и мир в терминах и определениях

  • АВТОНОМНОСТЬ — корабля, приспособленность корабля к выполнению задач в отрыве от баз без пополнения запасов и замены лич. состава. Обычно измеряется в сутках. А.к. различ. классов с обычной энергетич. установкой составляет до 90 сут (ПЛ – 60 120 сут) … Энциклопедия РВСН

  • автономность — 3.3.39 автономность : Наличие источников электроснабжения, обеспечивающих жизнедеятельность объекта при исчезновении напряжения на основных источниках питания. … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Автономность — в системах связанного регулирования, независимость какой либо одной из управляемых величин от изменений остальных управляемых величин (см. Автоматическое управление). Для выполнения условий А. между входящими в состав системы регуляторами … Большая советская энциклопедия

  • Автономность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. автономный I II ж. отвлеч. сущ. по прил. автономный II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *