Антимонопольная политика

Раздел 3. Анализ рыночных структур.

Тема 01. Совершенная конкуренция

ВЫБОР

К недостаткам совершенной конкуренции можно отнести …

в- отсутствие сговора продавцов
в- небольшой объём производства отдельной фирмы

в- неэффективное использование ресурсов в процессе общественного производства

в+ отсутствие механизма защиты окружающей среды

ВЫБОР

Модель рынка совершенной конкуренции демонстрирует действие механизма … конкуренции

в- ценовой
в- межотраслевой

в- внутриотраслевой

в+ неценовой

ВЫБОР

Найдите верное утверждение…

в- конкуренция – это соперничество, при котором покупатели соревнуются с продавцами
в- непременным следствием увеличения степени конкуренции между покупателями товара является снижение равновесной цены этого товара

в- конкуренция между продавцами всегда приводит к повышению качества продаваемой продукции

в+ конкуренция между производителями способствует сокращению числа неэффективных производителей

ВЫБОР

Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде получает …

в- сверхприбыль
в- нормальную прибыль

в- положительную прибыль

в+ экономическую прибыль

ВЫБОР

Кривая, одновременно представляющая цену, предельный и средний доход, в условиях чистой конкуренции, называется кривой …

в- предложения
в- валового дохода

в- общих издержек

в- прибыли

в+ спроса

ВЫБОР

Критерием определения объема производства, обеспечивающего предприятию максимум прибыли, является …

в- наименьший разрыв между общими и переменными издержками
в- наименьший разрыв между валовым доходом и общими издержками

в- совпадение общей выручки с общими издержками


в+ наибольшая разность между валовым доходом и величиной общих издержек

ВЫБОР

При решении вопроса об увеличении (или уменьшении) выпуска товара учитываются … затраты

в- средние
в- необратимые

в- общие

в+ предельные

Тема 02. Чистая монополия

ВЫБОР

Естественные монополии возникают в результате …

в- решения Всемирной торговой организации
в- эффекта масштаба

в- сговора местных производителей действия патентов

в+ явного положительного действия

ВЫБОР

Естественные монополии, не характеризует то, что они …

в- производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности
в- дают существенную экономию в производстве и распределении товаров

в- подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль

в+ не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты

ВЫБОР

Классификационный признак, который не свойствен рыночной ситуации в модели чистой монополии — …

в- доступ в отрасль прочих фирм блокирован
в- в отрасли функционирует только одна фирма

в- фирма обладает полным контролем над ценами

в+ кривая спроса на продукт фирмы имеет вид горизонтальной линии

ВЫБОР

Контроль за монопольными ценами не предполагает …

в- получения специальных лицензий
в- установления предельного фиксированных цен

в- повышения свободных цен

в+ установления предельных уровней рентабельности

ВЫБОР

Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется …

в- регистрационной палатой
в- президентом Российской Федерации

в- счетной палатой

в+ антимонопольным комитетом

ВЫБОР

Найдите неверное утверждение…

в- в условиях несовершенной конкуренции фирмы получают сверхприбыли чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок
в- чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок товара, тем более конкурентным является этот рынок

в- только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию

в+ в условиях монополистического рынка потребности покупателей удовлетворяются наиболее полно

ВЫБОР

Обязательной характеристикой рынка в ситуации чистой монополии не является то, что …

в- понятия фирма и отрасль равнозначны
в- фирма владеет редким сырьевым ресурсом

в- фирма может поднять цены на продукт и не потерять спроса на него

в+ продукт фирмы имеет несколько субститутов

ВЫБОР

На монопольном рынке, как правило….

В- чем выше цены, тем больше прибыль
в- величина предложения меньше величины спроса

в- ценовую дискриминацию осуществить невозможно

в+ рост цены сдерживается затратами и спросом

ВЫБОР

Одним из условий максимизации прибыли в условиях монополии является …..

в- превышение предельного дохода над средними общими издержками (MR>ATC)
в- равенство цены и предельного дохода (P=MR)

в- превышение предельного дохода над ценой (MR>P)

в+ превышение цены над предельным доходом (P>MR)

Тема 03. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия

ВЫБОР

Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может …

в- повысить цену на продукт, увеличив спрос на него
в- повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

в- снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

в+ повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

ВЫБОР

Монопсония как вид нecoвершенной конкуренции …

в- характеризуется сговором продавцов относительно цены и объемов производства
в- оказывает влияние на цену товара за счет изменения объема производства

в- оказывает влияние на цену товара за счет изменения объема закупок

в+ характеризуется сговором покупателей относительно цены и объёмов закупок

ВЫБОР

Неотъемлемой характеристикой олигополии как рыночной модели является …

в- незначительные объемы производства каждой фирмы в отрасли
в- отсутствие барьеров для вхождения в отрасль

в- эластичная кривая спроса на продукт

в+ доминирование в отрасли нескольких крупных фирм

ВЫБОР

Обязательной характеристикой рынка в модели олигополии не является …

в- возможность отдельных продавцов влиять на рыночные цены
в- стремление каждой фирмы на рынке к получению максимально возможной прибыли

в- наличие барьеров на вход и на выход с рынка

в+ однородный продукт

ВЫБОР

Отличием модели монополистической конкуренции от совершенной конкуренции является …

в- отсутствие возможности влияния отдельной фирмы на цену товара при помощи объемов предложения продукции
в- присутствие на рынке большого множества фирм

в- отсутствие барьеров для притока других капиталов

в+ менее эластичная кривая спроса на продукцию

ВЫБОР

В условиях монополистической конкуренции предприятие выпускает….

В- стандартизированный продукт
в- унифицированный продукт

в- уникальный продукт

в- диверсифицированную продукцию

в+ дифференцированный продукт

ВЫБОР

В условиях олигополии предприятие:

в- полностью контролирует цены
в- контролирует цены в узких рамках

в- не контролирует цены

в+ проводит жесткую ценовую политику

в+ согласовывает свою ценовую политику с партнерами

ВЫБОР

Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста, предрасположенного к ….

В- тайному сговору
в- молчаливому соглашению

в- лидерству в ценах

в- дифференциации продукта

в+ ценовой конкуренции

ВЫБОР

Спрос на продукт типичного предприятия в условиях монополистической конкуренции…

в- совершенно эластичный
в- совершенно неэластичный

в- низкоэластичный

в+ высокоэластичный

ВЫБОР

С точки зрения сторонников рынка монополистической конкуренции на нем…

в- существует большая монопольная власть
в- достигается общественно эффективное распределение и использование ресурсов

в- реклама навязывает правильный уровень потребления

в+ более полное удовлетворение потребностей обеспечивается дифференциацией товаров

ВЫБОР

Определяющей особенностью олигополистического рынка является…

в- наличие дифференциации продукта
в- концентрация монопольной власти в руках одной фирмы

в- наличие неценовой конкуренции

в+ реагирование фирм на поведение друг друга

ВЫБОР

На рынке олигополии фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при….

В- снижении цены товара конкурирующей фирмы
в- увеличении цен на дополняющие товары

в- увеличении расценок на рекламу

в+ увеличении цены товара конкурирующей фирмы

Дисциплина: «Экономическая теория «

Дидактическая единица: «04 Типы рыночных структур»
ВЫБОР
Естественные монополии возникают в результате …
в- решения Всемирной торговой организации
в- эффекта масштаба
в- сговора местных производителей действия патентов
в- явного положительного действия
ВЫБОР
Естественные монополии, не характеризует то. что они …
в- дают существенную экономию в производстве и распределении товаров
в- подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль
в- не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты
в- производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности
ВЫБОР
К недостаткам совершенной конкуренции можно отнести …
в- отсутствие механизма защиты окружающей среды
в- отсутствие сговора продавцов
в- небольшой объём производства отдельной фирмы
в- неэффективное использование ресурсов в процессе общественного производства
ВЫБОР
Классификационный признак, который не свойствен рыночной ситуации в модели чистой монополии — …
в- кривая спроса на продукт фирмы имеет вид горизонтальной линии
в- доступ в отрасль прочих фирм блокирован
в- в отрасли функционирует только одна фирма
в- фирма обладает полным контролем над ценами
ВЫБОР
Контроль за монопольными ценами не предполагает …
в- получения специальных лицензий
в- установления предельных уровней рентабельности
в- установления предельного фиксированных цен
в- повышения свободных цен
ВЫБОР
Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется …
в- регистрационной палатой
в- президентом Российской Федерации
в- счетной палатой
в- антимонопольным комитетом
ВЫБОР
Контроль за монопольными ценами не предполагает …
в- получения специальных лицензий
в- установления предельных уровней рентабельности
в- установления предельного фиксированных цен
в- повышения свободных цен
ВЫБОР
Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется …
в- регистрационной палатой
в- президентом Российской Федерации
в- антимонопольным комитетом
в- счетной палатой
ВЫБОР
Модель рынка совершенной конкуренции демонстрирует действие механизма … конкуренции
в- неценовой
в- ценовой
в- межотраслевой
в- внутриотраслевой
ВЫБОР
Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может …
в- повысить цену на продукт, увеличив спрос на него
в- повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него
в- снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него
в- повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него
ВЫБОР
Монопсония как вид нecoвершенной конкуренции …
в- характеризуется сговором покупателей относительно цены и объёмов закупок
в- характеризуется сговором продавцов относительно цены и объемов производства
в- оказывает влияние на цену товара за счет изменения объема производства
в- оказывает влияние на цену товара за счет изменения объема закупок
ВЫБОР
Найдите верное утверждение:
в- конкуренция — это соперничество, при котором покупатели соревнуются с продавцами
в- непременным следствием увеличения степени конкуренции между покупателями товара является снижение равновесной цены этого товара
в- конкуренция между продавцами всегда приводит к повышению качества продаваемой продукции
в- конкуренция между производителями способствует сокращению числа неэффективных производителей
ВЫБОР
Найдите неверное утверждение…
в- в условиях несовершенной конкуренции фирмы получают сверхприбыли чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок
в- в условиях монополистического рынка потребности покупателей удовлетворяются наиболее полно
в- чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок товара, тем более конкурентным является этот рынок
в- только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию
ВЫБОР
Неотъемлемой характеристикой олигополии как рыночной модели является …
в- доминирование в отрасли нескольких крупных фирм
в- незначительные объемы производства каждой фирмы в отрасли
в- отсутствие барьеров для вхождения в отрасль
в- эластичная кривая спроса на продукт
ВЫБОР
Обязательной характеристикой рынка в модели олигополии не является …
в- возможность отдельных продавцов влиять на рыночные цены
в- стремление каждой фирмы на рынке к получению максимально возможной прибыли
в- наличие барьеров на вход и на выход с рынка
в- однородный продукт
ВЫБОР
Обязательной характеристикой рынка в ситуации чистой монополии не является то, что …
в- понятия фирма и отрасль равнозначны
в- продукт фирмы имеет несколько субститутов
в- фирма владеет редким сырьевым ресурсом
в- фирма может поднять цены на продукт и не потерять спроса на него
ВЫБОР
Одним из базовых условий формирования конкурентной среды считается …
в- развитие рынка продавца
в- ограничение внешнеэкономической деятельности
в- ограничение возможностей вхождения в отрасль
в- развитие инфраструктуры рынка
ВЫБОР
Отличием модели монополистической конкуренции от совершенной конкуренции является …
в- менее эластичная кривая спроса на продукцию
в- отсутствие возможности влияния отдельной фирмы на цену товара при помощи объемов предложения продукции
в- присутствие на рынке большого множества фирм
в- отсутствие барьеров для притока других капиталов
ВЫБОР
По международным стандартам монополистом не считается …
в- рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка
в- рыночная структура, занимающая 35% отраслевого рынка
в- рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка
в- рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли
ВЫБОР
Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется …
в- свободным входом на данный рынок и выходом с него
в- наличием нескольких фирм, выпускающих однородные товары
в- возможностью продавцов и покупателей воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке
в- неполной информацией о рынке продавцов и покупателей
ВЫБОР
Распространение ложных или порочащих товары конкурента сведений является элементом … конкуренции
в- совершенной
в- недобросовестной
в- несовершенной
в- добросовестной
ВЫБОР
Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде получает …
в- сверхприбыль
в- нормальную прибыль
в- положительную прибыль
в- экономическую прибыль
ВЫБОР
Тип рыночной структуры, при которой существует единственной покупатель определенного товара, называется …
в- монопсонией
в- олигополией
в- полиполией
в- олигопсонией
ВЫБОР
Кривая, одновременно представляющая цену, предельный и средний доход, в условиях чистой конкуренции, называется кривой ?
в- предложения
в- валового дохода
в- общих издержек
в- прибыли
в- спроса
ВЫБОР
Критерием максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции, в краткосрочном периоде, являются:
в- максимальная разность между предельным доходом и предельными издержками
в- предельные издержки меньше среднего дохода
в- наибольший разрыв между ценой и средними общими издержками
в- предельные издержки равны предельному доходу
в- предельные издержки равны цене
ВЫБОР
Монополист может получить экономическую прибыль в долгосрочном периоде…
в- да, если отсутствует угроза появления конкурента
в- да, так как он в состоянии определить объем выпуска, при котором предельный доход выше предельных издержек
в- нет, поскольку его средние общие издержки непременно уравняются с ценой товара
в- нет, так как он не в состоянии обеспечить равенство предельного дохода и предельных издержек
ВЫБОР
Предприятие примет решение о своем закрытии, если его убыток превышает:
в- переменные издержки
в- общие издержки
в- предельные издержки
в- постоянные издержки
в- разность между общими и переменными издержками
ВЫБОР
Предприятие-монополист несет убытки, если:
в- цена меньше средних общих и больше средних переменных издержек
в- средние переменные издержки превышают предельный доход
в- цена равна средним переменным издержкам
в- цена превышает средние постоянные издержки
в- цена ниже средних общих издержек
ВЫБОР
В условиях монополистической конкуренции предприятие выпускает….
в- стандартизированный продукт
в- дифференцированный продукт
в- унифицированный продукт
в- уникальный продукт
в- диверсифицированную продукцию
ВЫБОР
в- проводит жесткую ценовую политику
В условиях олигополии предприятие:
в- полностью контролирует цены
в- контролирует цены в узких рамках
в- не контролирует цены
в- согласовывает свою ценовую политику с партнерами
ВЫБОР
Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста, предрасположенного к ….
в- тайному сговору
в- молчаливому соглашению
в- ценовой конкуренции
в- лидерству в ценах
в- дифференциации продукта
ВЫБОР
Спрос на продукт типичного предприятия в условиях монополистической конкуренции…
в- совершенно эластичный
в- совершенно неэластичный
в- низкоэластичный
в- высокоэластичный
ВЫБОР
На рисунке показаны кривые средних постоянных (AFC), средних переменных (AVC), средних общих (ATC) и предельных ( MC) издержек. Если цены на сырье снизились на 4%, то кривые …

в- AVC и AFC сдвинулись вниз
в- AVC и AFC сдвинулись вверх
в- AVC и МC сдвинулись вниз
в- AVC и ATC сдвинулись вниз
ВЫБОР
Спрос на продукт типичного предприятия в условиях монополистической конкуренции…
в- высокоэластичный
в- совершенно эластичный
в- совершенно неэластичный
в- низкоэластичный
ВЫБОР
Если функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением, а функция общих затрат, то максимальную прибыль он получит при цене и объеме продаж соответственно равных …
в- 21,5 и 19
в- 22 и 18
в- 21 и 20
в- 23 и 14
ВЫБОР
Если функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением P=42-2Q, а функция общих издержек TC=5+Q2, то максимальную прибыль он получит при цене и объеме продаж соответственно равных …
в- 27 и 17,5
в- 28 и 7
в- 30 и 6,5
в- 29 и 6,5
ВЫБОР
С точки зрения сторонников рынка монополистической конкуренции на нем…
в- существует большая монопольная власть
в- достигается общественно эффективное распределение и использование ресурсов
в- реклама навязывает правильный уровень потребления
в- более полное удовлетворение потребностей обеспечивается дифференциацией товаров
ВЫБОР
Определяющей особенностью олигополистического рынка является…
в- реагирование фирм на поведение друг друга
в- наличие дифференциации продукта
в- концентрация монопольной власти в руках одной фирмы
в- наличие неценовой конкуренции
ВЫБОР
Если по мере роста объема производства фирмы ее средние переменные затраты сокращаются, то ….
в- Предельные затраты также должны сокращаться
в- Средние общие затраты должны быть ниже, чем средние переменные затраты
в- Общие постоянные затраты также должны сокращаться
в- Предельные затраты должны быть ниже, чем средние переменные затраты
ВЫБОР
Для организации производства предприятием были приобретены станок стоимостью 20 000 руб. и грузовой автомобиль стоимостью 100 000 руб. При у чете этих затрат бухгалтер должен отнести ….
в- 100 000 руб. – на постоянные издержки; 20 000 руб. – на переменные издержки
в- 120 000 руб. – на постоянные издержки
в- 120 000 руб. – на переменные издержки
в- Нет верного ответа
ВЫБОР
Если долгосрочные средние затраты производства единицы продукции по мере увеличения объема производства снижаются….
в- имеет место отрицательный эффект масштаба
в- имеет место положительный эффект масштаба
в- имеет место постоянный эффект от масштаба
в- имеет место нейтральный эффект от масштаба
ВЫБОР
Функция предельных затрат фирмы выражена формулой: МС=10+Q. Цена единицы продукции постоянна и равна 600 руб./шт. Объем выпуска, который позволит максимизировать прибыль составит….
в- 580
в- 600
в- 610
в- 590
ВЫБОР
Функция затрат фирмы TC=Q2+5Q+25. Тогда средние переменные издержки составят ….
в- 25
в- Q+5
в- 25/Q
в- Q+5+25
ВЫБОР
На монопольном рынке, как правило….
в- Чем выше цены, тем больше прибыль
в- Рост цены сдерживается затратами и спросом
в- Величина предложения меньше величины спроса
в- Ценовую дискриминацию осуществить невозможно
ВЫБОР
На рынке олигополии фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при….
в- снижении цены товара конкурирующей фирмы
в- увеличении цен на дополняющие товары
в- увеличении расценок на рекламу
в- увеличении цены товара конкурирующей фирмы
ВЫБОР
Олигополия скорее всего возникнет на рынке….
в- зубной пасты
в- самолетов
в- шоколада
в- ржи
ВЫБОР
Московский розничный рынок молока с множеством различных цен является примером….
в- монополии
в- монополистической конкуренции
в- олигополии
в- совершенной конкуренции
ВЫБОР
Если фирма производит и продаёт 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках (AVC) в 1750 рублей и постоянных издержках производства в 8 млн. рублей, то при рыночной цене одного телефона 2500 рублей прибыль фирма равна…
в- 10 млн. рублей
в- 3 млн. рублей
в- 12 млн. рублей
в- 7 млн. рублей
ВЫБОР
Конкуренция между покупателями возникает если…
в- спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной
в- предложение больше спроса, а рыночная цена ниже равновесной
в- предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной
в- спрос больше предложения, а рыночная выше ниже равновесной
ВЫБОР
Конкуренция между продавцами возникает если…
в- предложение больше спроса, а рыночная цена ниже равновесной
в- спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной
в- спрос больше предложения, а рыночная выше ниже равновесной
в- предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной
ВЫБОР
Критерием определения объема производства, обеспечивающего предприятию максимум прибыли, является …
в- наименьший разрыв между общими и переменными издержками
в- наименьший разрыв между валовым доходом и общими издержками
в- совпадение общей выручки с общими издержками
в- наибольшая разность между валовым доходом и величиной общих издержек
ВЫБОР
Линия спроса на продукцию фирмы совпадает с линиями среднего и предельного дохода при совершенной конкуренции, потому что …
в- существует свободный перелив капитала из одной отросли в другую
в- каждая единица продукта продается по той же самой цене
в- фирма осуществляет контроль над рыночной ценой
в- фирма находится в равновесии
ВЫБОР
При решении вопроса об увеличении (или уменьшении) выпуска товара учитываются … затраты
> Антимонопольная политика

Функции, задачи, принципы и особенности антимонопольной политики в России

Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование .

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию .

Демонополизация — политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

равные условия для различных форм собственности,

увеличение количества производителей

устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью

приобретение господствующего положения на рынке;

запрещение соглашений о разделе рынков;

запрещение переплетающихся директоратов;

приобретение акций конкурирующей фирмой.

Главной целью антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен .

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет следующие санкции:

предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм);

штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);

прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм .

Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 года впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). О нем упоминалось в предыдущем параграфе.

В 1995 году был создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона «О естественных монополиях” были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ были упразднены существовавшие на тот момент антимонопольные органы и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).

В начале марта 2004 году в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ, в связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы .

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФАС России). Она объединяет в себе основные функции упраздненного МАП России и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.

Для примера в таблице 1.1 приведено количество рассмотренных нормативных правовых актов (решений) на соответствие антимонопольному законодательству в разрезе органов власти по итогам 2014 года.

Таблица 1.1 — Количество рассмотренных нормативных правовых актов (решений) на соответствие антимонопольному законодательству в разрезе органов власти

Действующие нормативные акты

Рассмотрение нормативных актов (решений)

Выявлено нормативных актов, противоречащих АМП

Доля актов противоречащих АМП

Органов законодательной власти

1,86

Органов исполнительной власти

3,23

Органов местного самоуправления

1,60

Иных наделенных функциями или павами органов власти

5,77

Итого

1,79

Таким образом, средняя доля актов противоречащих антимонопольному законодательству составило 1,79 %.

К основным функциям, осуществляемым антимонопольным органом относятся: контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественной монополии, о рекламе; предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля экономической концентрации в сфере использования земли, недр, водных и природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Экономические цели антимонопольной политики приведены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Экономические цели антимонопольной политики

антимонопольная политика контроль россия

Полномочия и функции антимонопольных органов определены законодательством РФ. В своей деятельности ФАС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности .

В ведении ФАС России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ, за исключением республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 году. Деятельность их направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации.

Важно отметить, что сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации для получения необходимой информации.

Антимонопольное законодательство — это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. К его основным задачам относятся:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

Создание условий для развития национальной экономики.

Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), документами Европейского Экономического Сообщества, других организаций. На рисунке 1.2 приведены основные функции антимонопольного органа в Российской Федерации.

Рисунок 1.2 — Основные функции антимонопольного органа

При общности основных принципов антимонопольных законодательств существуют национальные отличия, которые не только относятся к степени жесткости тех или иных ограничений, но и различаются в правах и обязанностях государственной администрации, отвечающей за применение антимонопольных законов, системы наказаний за нарушения.

Что касается принципов действия антимонопольной политики, то в разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

а) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;

б) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

в) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства .

Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах функции, задачи и принципы антимонопольной политики. Анализ данного параграфа показал, что политика антимонопольного регулирования является необходимой в любой стране. Она представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия. А на защиту прав потребителя направлено антимонопольное законодательство.

Как уже говорилось ранее, в СССР монополистические отношения во многом порождались действующей системой директивного планирования. Это объясняет многие особенности нынешнего российского монополизма.

Антимонопольная политика предполагает вмешательство государства в процесс концентрации капитала. Однако предприятиям удается обойти закон. Капитал может концентрироваться под единым управлением, но без объединения активов. Таким образом, образовался алюминиевый картель. Крупнейшие алюминиевые заводы и производители сырья для них договорились совместно работать, располагать общей сырьевой базой, реализовывать конечную продукцию. На очереди нефтяная отрасль, где множество небольших компаний действует неэффективно и нуждается в совместной производственно-технологической политике.

Затрудняет проведение антимонопольной политики и охватившая мир глобальная экономическая интеграция: на открытом рынке капитал концентрируется так, как ему выгодно, как требует международная конкуренция.

Координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации антимонопольной политики осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике.

ФСГС России ведет государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, имеющих на рынке Российской Федерации в целом долю определенного товара более 35 % (с учетом поступлением продукции, ввозимой на территории Российской Федерации). Целями ведения реестра являются контроль деятельности объединений и предприятий-монополистов на товарных рынках, отклонений от норм добросовестной конкуренции и недопущение необоснованного сокращения производства, сужения ассортимента, повышения (понижения) цен, снижения уровня качества и услуг .

Российское антимонопольное законодательство, опираясь в значительной мере на существующий мировой опыт, регулирует процесс демонополизации в условиях экономической реформы.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому, как уже было сказано выше, контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства. Поэтому самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России являются ограничительные меры.

Новый закон «О защите конкуренции”, принятый в июле 2006 года разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

>Антимонопольная политика государства

Государственное регулирование монополии

Общественные потери монополизации рынка

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

  • по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;
  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;
  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

  • интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
  • поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
  • создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

  • подкупа;
  • шантажа;
  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;
  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
  • промышленного шпионажа;
  • подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России».

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер — идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

Антимонопольная политика государства

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен

На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q«), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р«). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

  • потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
  • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ),

а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

MR=MC+t,

где t — ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 5.16

Рис. 5.16. Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит

п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

(п)`=0,

(TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

3. Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то
(100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.


1.2 Понятие и содержание антимонопольной политики

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

— равные условия для различных форм собственности,

— увеличение количества производителей

— устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

— предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

— запрещение соглашений о разделе рынков;

— запрещение переплетающихся директоратов;

— приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

— налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей;

— ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

— управление государственной собственностью;

— государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

— антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

— обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

— снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

— определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

— защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

— создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путём правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определённые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряжённых случаях государство допускает «исключения из правил» некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, даётся разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приёмы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и

поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ),

а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

MR=MC+t,

где t- ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 3

Рис. 3. Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1- кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1- оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2. Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит

п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

  • (п)`=0,
  • (TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

3. Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то(100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.

Налогообложение в условиях монополии.

Государственное регулирование монополий может

166

Рис. 9-9

осуществляться как прямым, так и косвенным образом. Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное — во введении налогов.

В §3 седьмой главы был проведён анализ влияния налогов различного типа на параметры равновесия и кривую предельных издержек совершенно конкурентной фирмы. Применённый там метод исследования может быть распространён и на монополистическую фирму. Различие состоит лишь в том, что условием оптимума для совершенно конкурентной фирмы является равенство цены предельным издержкам, а для монополиста максимизирующий прибыль объём выпуска достигается при равенстве предельной выручки предельным издержкам. Все остальные результаты, полученные в §3 седьмой главы, абсолютно идентичны для фирмы-монополиста. Так, паушальный налог, взимаемый независимо от объёма выпуска, является для монополиста элементом постоянных, а не переменных издержек. Следовательно, оптимальный выпуск продукции и её цена после введения паушального налога не изменяется: уменьшится лишь получаемая монополистом прибыль. Значит, паушальный налог ложится целиком на монополиста. Его нельзя переложить на покупателей через более высокую цену и меньший объём выпуска, как в случае потоварного налога.

Потоварный налог устанавливается в расчёте на единицу продукции, а общая сумма налога зависит от объёма выпуска. Таким образом, монополист максимизирует свою прибыль, приравнивая предельную выручку к сумме предельных затрат и ставки налога, т.е. кривая MC сдвигается вверх (см. рис. 9-9) на величину налога до кривой MC + t, и точка пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек сдвигается влево. Поэтому введение потоварного налога приведёт к снижению выпуска продукции монополиста и увеличению цены на неё, как показано на рис. 9-9.

Нас, однако, чрезвычайно интересует вопрос: на сколько в этом случае измениться цена? Особенно интересно сравнить результаты введения количественного налога на совершенно конкурентном и монопольном рынках. В этой связи мы рассмотрим два особых случая, когда имеет место линейная функция спроса и функция спроса с постоянной эластичностью. Предельные издержки при этом предполагаются постоянными: MC = const = c.

Если обратная функция спроса имеет вид

(9.18) p(y) = a-b⋅y,(a,b>0)

то функция выручки буде иметь вид:

(9.19) TR(y) = yp(y) = ay-by2⇒

(9.20) MR(y) = TR′(y) = a- 2by,

т.е. кривая предельной выручки будет в 2 раза круче, чем кривая спроса. Если кроме этого, фирма имеет постоянные предельные издержки

(9.21) (C(y) = c⋅y),

167

тогда решением задачи максимизации прибыли будет следующее:

(9.22) MR(y)=MC⇒a-2by = c Отсюда оптимальный объём выпуска:

(9.23) y∗ =

2b И цена, которую установит монополист:

c a + c

(9.24) p = a-b⋅y = a-b⋅

2b 2

Теперь предположим, что государство вводит количественный налог на монополию.

Это увеличивает MC на величину налога t:

(9.25) MC = c + t

MR(y)=MC + t

(9.26)

a- 2by = c + t

Условие максимизации прибыли после введения налога.

(9.27) y= a 2 ⇒ dyг = —

b dt 2b

Легко видеть, что объём выпуска монополии уменьшается при введении налога. А на сколько при этом измениться цена?

(9.28) p t = a+c+ ⇒ dp = —

2 dt 2

Цена возрастает на половину величины налоговой ставки t_

Теперь предположим, что это не монопольный, а совершенно конкурентный рынок. Тогда равновесие здесь достигается при условии:

(9.29) p( y)=MC⇒a-by = c⇒

(9.30) yk b

pk=c

Пусть государство вводит аналогичный налог. Тогда условие равновесия:

c + t⇒ dp =1

(9.31) k

dt То есть цена возрастёт ровно на величину налоговой ставки t.

t a-c-t dy 1

(9.32) yk=——— ⇒^ = —

b dt b

Вывод: если функция спроса является линейной и при этом MC = const, то влияние количественного налога на потребителей оказывается худшим на совершенно конкурентном рынке, чем на монопольном рынке. Так, при монополии цена возрастёт на величину в 2 раза меньшую, чем в

168

условиях конкуренции. Это связано с тем, что функция MR убывает в 2 раза быстрее, чем обратная функция спроса. Но это не так при других предпосылках.

Другой случай, представляющий интерес, — функция спроса с постоянной эластичностью:

(9.33) y = A-p- b, где A,b>0

Как мы видели раньше, ценовая эластичность такой функции спроса равна -b. Пусть c'(y) = c = const,

т.е. MC являются постоянными. Тогда, используя p(y) = MC ( y) получаем:

1 +

Edp (y)

(9.34) 1-1

(9.35)

y=A-

1-b;

Отсюда видно, что в данном случае превышение цены над предельными издержками будет постоянной величиной, зависящей от значения коэффициента эластичности. Пусть государство устанавливает налог t на единицу выпуска. Тогда

ВВЕДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОТОВАРНЫХ НАЛОГОВ

Государство может устанавливать потоварные налоги сле­дующими способами:

1. Устанавливается ставка налога от цены товара в про­центах.

Например, ставка налога на товар составляет 15% от цены товара. Цена товара за единицу равна 100 тыс. руб. Сумма уп­лачиваемого налога за единицу товара будет равна 100 х 0,15 = =15 тыс. руб.

Поскольку потоварные налоги представляют собой свое­образную надбавку к цене, то цена на рассматриваемый товар после введения налога составит 100 + 15 = 115 тыс. руб. за еди­ницу товара. Такую сумму денег уплатит за товар покупатель, из них 100 тыс. руб. получит продавец за свой товар, а 15 тыс. руб. поступит в бюджет государства.

Государственный бюджет— это денежные сред­ства, которые поступают государству от уплаты нало­гов населением и организациями. Эти средства расхо­дуются на обеспечение жизнедеятельности государства и его граждан.

2. Ставка потоварного налога устанавливается в абсолют­ной величине (сумме денег) с каждой единицы товара.

Например, цена товара равна 3 тыс. руб. Ставка потовар­ного налога составляет 1 тыс. руб. за единицу товара. В этом случае цена товара за единицу после введения налога составит 3 + 1=4 тыс. руб. за единицу. Из них 3 тыс. руб. получит прода­вец товара, а 1 тыс. руб. поступит в бюджет государства.

Из этих примеров видно, что плательщиком потоварного налога является конечный потребитель товара (тот, кто купил товар последним). Это могут быть и покупатели в магазинах, и предприятия, приобретающие сырье и материалы для своего производства.

В большинстве случаев механизм уплаты потоварного на­лога следующий: покупатель уплачивает продавцу за товар сумму денег с учетом потоварного налога, а продавец пере­числяет в бюджет государства часть этой суммы, равную сум­ме налога.

Другое распространенное название потоварных налогов — косвенные налоги.

В Российской Федерации к косвенным налогам относятся прежде всего:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— акцизы на некоторые виды товаров (например, алкоголь­ную продукцию, табак, шоколад, бензин, некоторые предметы роскоши);

— таможенные пошлины, — ими облагаются товары, пе­ревозимые через границу государства (экспортируемые и им­портируемые товары).

Рис.10. Введение правительством потоварного налога.

а — налог уплачивается продавцом;

б— налог уплачивается покупателем.

Проанализировать последствия, которые вызовет введение государством потоварного налога можно с помощью следую­щего примера (рис. 10).

Представим, что до введения государством налога линия спроса на какой-либо товар занимала положение D1. Линия предложения— S1. Е1 — точка равновесия. Равновесная цена была равна РЕ1. Равновесный объем — QЕ1

Представим, что правительство ввело потоварный налог на рассматриваемый товар в сумме Т условных денеж­ных единиц за единицу товара. В нашем примере мы рассмат­риваем ситуацию, когда налог перечисляется в бюджет госу­дарства продавцом.

Введение налога приведет к тому, что про­давцы включат сумму налога в цену своей продукции, т.е. бу­дут предлагать на рынке то же количество товара, но уже по более высокой цене.

Например, если раньше производители были готовы про­дать Q единиц товара по цене Р денежных единиц за единицу товара, то теперь они продадут то же количество товара толь­ко по цене, равной (Р + Т) денежных единиц за единицу товара. Это приведет к тому, что линия предложения сместится парал­лельно вверх на величину Т, и после введения налога линия предложения займет положение S2.

Новую ситуацию на рынке будет характеризовать точка Равновесия Е2 (точка пересечения линий S2 и D1). Равновесная цена составит РЕ2 денежных единиц. Равновесный объем про­даж — QЕ2 единиц товара. Как видно из рисунка 10 новая рав­новесная цена будет выше предыдущей (РЕ2 > РE1), а равновес­ный объем продаж сократится (QЕ2 < QЕ1). Покупатели купят у продавцов количество товара, равное QЕ2 единиц по цене РЕ2 за единицу товара. Из этой цены, Т денежных единиц с каждой единицы товара продавец уплатит в бюджет государства, а сам получит цену Р3 = РЕ2 — Т.

Общая сумма денег, которую покупатели уплатят за QЕ2 еди­ниц товара равна (QЕ2хРЕ2) денежных единиц.

На графике эта сумма денег равна площади прямоугольника 0РЕ2Е2QЕ2.

Сумма денег, которую получит продавец товара равна (QЕ2хР3) денежных единиц. На графике это площадь прямоу­гольника ОР3АQЕ2.

Сумма денег, которая поступит в бюджет государства рав­на ((РЕ2 — Р3) х QЕ2) денежных единиц или (ТхОЕ2) денежных еди­ниц. На графике общая сумма налога равна площади прямоу­гольника Р3РE2Е2А.

На рисунке 10 .а была изображена ситуация, когда потоварный налог вносится в бюджет государства продавцом товара.

В некоторых случаях потоварный налог может уплачивать­ся государству непосредственно покупателем. Эту ситуацию от­ражает рис. 10 б.

Первоначальную ситуацию на рынке отражает линия спро­са D1, и линия предложения S1

Точка равновесия — точка Е1

QЕ1 — равновесный объем продаж.

РЕ1 — равновесная цена.

Теперь представим, что государство ввело потоварный на­лог в размере Т денежных единиц за единицу товара. В нашем случае налог уплачивается в госбюджет покупателем.

Если до введения потоварного налога покупатели были го­товы купить Q единиц товара по цене Р денежных единиц за еди­ницу товара, то после введения налога они согласятся купить то же количество товара, но уже по цене (Р-Т) денежных единиц за единицу товара, т.е. по цене, которая будет ниже предыдущей на величину, равную ставке налога. Поэтому в данном случае про­исходит сдвиг линии спроса параллельно вниз на величину Т

Новая линия спроса – D2

E 2 –новая точка равновесия.

Установятся новые равновесные цена и объём.

Цена которую получает продавец — РЕ2

На графике выручка продавца = площади прямоугольника 0 РЕ2 E2 QЕ2

Цена которую уплатит покупатель – Р3 = РЕ2 +Т

Общая сумма денег, уплаченная покупателем = Р3 х QЕ2

Или площади прямоугольника 0 Р3 АQЕ2

Общая сумма денег, которая поступит в бюджет гос-ва = Т х QЕ2

На графике эта сумма = площади прямоугольника РЕ2 Р3 А Е2

Если сравнить обе ситуации то видно, что в обоих случаях новый равновесный объем продаж, цены с учётом потоварного налога одинаковы. Следовательно одинаковы результаты вмешательства гос-ва в экономику в обоих случаях.

Введение государством потоварного налога приводит к сокращению равновесного объема продаж; к повышению цены, которую уплачивает покупатель, и снижению цены, которую получает продавец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *